Fryazino.NET Forum || Культура и наука || Дайте определение сознания..
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
Дайте определение сознания.. (3) 1 2 3 для печати | RSS 2.0
lb
Модератор
ѣ
licq:3079
To Black&High
Про "разрыв опыта" хорошо. Теперь поподробнее, пожалуйста, про "преемственности духа". Как это происходит?
IP
Black&High
Участник
funky basslines
To lb
хм... я бы сравнил это с тем как при включении компа происходит так называемый POST (power-on self test). щас это перекрывается красивой картинкой, или писками при случае если ее даже не удалось нарисовать. что-то информативное пишется только если в конфигурации что-то изменилось. например пишет "вчера когда меня выключали, у меня стояло 2 планки мозгов, а щас вижу токо одну. хозяин, если ты ее сам не вынул - значит со мной что-то не то...".
так и у человека, ежеутреннее "обретение себя" происходит через совершение ряда автоматических действий. взгляните на тв-рекламу, изображающую "человека с утра"..
IP
lb
Модератор
ѣ
licq:3079
To Black&High
Вот смотрите, как интересно переработала Малявина некто Стенгач Людмила Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей «Дубна»:

"Понятно, что человеческая природа не вмещается в те или иные внешние образы человека. Ее подлинная сущность - полнота жизни в духе, превосходящая всякую данность и потому доступная только символическому выражению.

Рассматриваемая сквозь призму культуры, эта внутренняя, символическая, но всегда конкретная реальность являет собой ТРАДИЦИЮ, т.е. опыт вечной преемственности творческого духа, неопредмеченную и непредметную полноту бытийствования, чистое Присутствие, совпадающее с предельной открытостью и, следовательно, просветленностью сознания. Такое понимание традиции как условия и возможности размышления предваряет даже философскую рефлексию, которой, казалось бы, положено быть нетрадиционной уже в силу своего критического характера (6). Можно сказать, что традиция - это условие очеловечивания человека, реализуемое, однако, через осознание внутренних разрывов опыта, через опознание нечеловеческого. В самых разных культурах традиция указывает на присутствие сокровенного, внутреннего проточеловека, "Небесного", "Предельного" или "Великого" человека, равнозначного полноте (всегда символической!) бытийствования. Этот прото- и сверхчеловек, бесконечно превосходя все внешние образы человека, как раз и делает возможными собственно человеческие качества жизни. Традиция - реальность не столько антропоморфная, человекообразная, сколько, так сказать, человекопорождающая, антропогенная. Это реальность духовной трансценденции, всегда заданная человеческому пониманию и удостоверяемая лишь неисповедимым, несказанным и несказанным опытом Того, кто пришел первым - и вечно пребудет; кто возвращается в мир с каждым мгновением сознательного существования".

http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/proektnaya-deyatelnost-starsheklassnikov-kak-shag-v-nauku
IP
lb
Модератор
ѣ
licq:3079
Пейзаж, Китай: Сам Малявин в работе "Молния в сердце" о пейзажной живописи Китая как бы немного разъясняет свою терминологию:

Творчество Дун Цичана — непрекращающаяся попытка отыскать норму в аномалии, постичь бодрствование во сне, совместить обыденные истины с художественной правдой. Пейзажи крупнейшего теоретика стильной живописи той эпохи поражают искажениями как природных образов, так и стилистических приемов тех мастеров, которым Дун Цичан, судя по его надписям на картинах, подражает. Величественный мир этих пейзажей по традиции отображает возвышенность души их создателя, но нам предложено зрелище отчужденных, томительно-загадочных следов творческого духа. Горы здесь вздымаются, словно непроницаемые стены, и чтобы окинуть взором это нагромождение контрастирующих, сталкивающихся форм, требуется почти невыносимое усилие — как будто карабкаешься по отвесной скале, Перед нами своеобразная антикартина, которая каждым своим образом, каждым штрихом отвлекает от внешнего мира и направляет наш взор внутрь, в замкнутое пространство беспощадного самоанализа, обнажающего разрывы в нашем опыте, бездну вселенского человека. На пейзажах Дун Цичана мы не найдем человеческих фигур: в этих безысходно-внутренних ландшафтах души нет места каким бы то ни было внешним образам человека, какой бы ни было прельщенности миром. Бесконечно далеки они от идеального пейзажа в представлении сунского живописца Го Си — пейзажа, в котором "хочется поселиться". Их нереальная пластика не имеет прототипов и словно сама себя теряет в чистой игре форм.

До предела обостренное сознание внутренней непоследовательности традиционного художественного идеала мы встречаем в так называемых "пейзажах сновидений", которые вошли в моду как раз в начале XVII века. Назвать фантастический пейзаж сном — превосходный способ впустить в жизнь общества аномалию, открыто недопустимую. Впрочем, перед нами фантастика не столько видения, сколько самого видения. Такие картины, подобно настоящим сновидениям, состояли из традиционных, легко узнаваемых, но не складывающихся в умопостигаемое целое образов...

Заставляя пережить предел понимания, бессмысленность осмысленного и осмысленность бессмыслицы, фантастические пейзажи XVII века выявляли ограниченность всякого смысла и всякого понимания. Демонстрируя нереальность демонстративно-реалистической манеры классического пейзажа (даром что их порой называли "подражаниями" работам сунских мастеров), они показывали воочию, что такое самоуклончивая природа стильной живописи, что такое игра с традицией, игра в традиции. Одним словом, их странно-знакомые и странно-незнакомые виды были последним и самым откровенным напоминанием о символической глубине примелькавшихся уже образов. Бывают случаи, когда фантастичность изображения оказывается мерой его правдивости.
IP
lb
Модератор
ѣ
licq:3079
To Black&High
Но интерпретировать рассматриваемый тезис (можно ли его назвать максимой?) на примере сна - это, безусловно, слишком грубо и утрированно. Ибо нет, собственно, развития - необходимого условия преемственности, а не простой перезагрузки.
IP
Black&High
Участник
funky basslines
To lb
очень поэтично, но для меня это звучит как познание меньшего через большее. это очень далеко от науки, в которой реальность должна обьясняться на минимальном наборе предположений. здесь я понимаю науку не как "руководство по решению задач", хотя подобные примеры есть и бывает порой удачны - диаграммы фейнмана например...
IP
I7pOfeT
Участник
Я отвечаю за свои слова,а не за ваши интерпретации
To lb
цитата:
"В сознании как бы сокрыто еще одно сознание. Это сознание в сознании подобно мысли, предваряющей слова и образы".

цитата:
"Понятно, что человеческая природа не вмещается в те или иные внешние образы человека. Ее подлинная сущность - полнота жизни в духе, превосходящая всякую данность и потому доступная только символическому выражению.
и т.д.
Иными словами- всё сказанное и названное уже не есть истина, вернее часть истины отраженная языком. Полуправда? Полуложь? Наше бедное сознание блуждает в лабиринте слов, оно не в силах помыслить несказанное
IP
I7pOfeT
Участник
Я отвечаю за свои слова,а не за ваши интерпретации
простите за мой русский
IP
Black&High
Участник
funky basslines
To I7pOfeT
цитата:
всё сказанное и названное уже не есть истина, вернее часть истины отраженная языком.
вот эту твою фразу уже сложно понять однозначно. "уже не есть истина" - то есть было-было и вдруг перестадо ей быть ? с "истинной истиной" такого быть не может...
IP
I7pOfeT
Участник
Я отвечаю за свои слова,а не за ваши интерпретации
To Black&High
цитата:
то есть было-было и вдруг перестадо ей быть ?
да, как только "оговорена" Ну т.е. кто-то постиг "персональную истину" и попытался передать ее словами, вернее даже постиг на "секунду", потом уже проговорил-промыслил ее для себя, неизбежно исказив. И вот эта мысль уже ложится, к примеру, на бумагу, с целью поделиться с читателем. Если это лирическое стихотворение, то еще полбеды. А если это конкретное учение о смысле бытия, то совсем караул.
Поэтому наше сознание всегда оперирует "смысловым полем" Мы живем в рамках названного, хотя и с пониманием того, что эти рамки ограничивают мировоззрение. Примерно как москвич, никогда не покидающий пределы мегаполиса. Если ему нужно отдохнуть, то он покупает билет на курорт и отдыхает за забором курорта, а потом прилетает обратно.
Вот и наше сознание воспринимает реальность точечно.
(брр.)

IP
lb
Модератор
ѣ
licq:3079
To Black&High
цитата:
для меня это звучит как познание меньшего через большее. это очень далеко от науки
Оба утверждения мне нравятся. Кажется, что они справедливы. Как и то, что "западная терминология не годится для описания китайской философии". Не катят здесь ваши (наши) прозападные мозги!

Наличие разрывов в нашем опыте должно предполагать континуум опыта, предоставленный человеку. Разумеется, континуум худо-бедно восстанавливается у познающего человечества, да и то совершенно не во всех сферах эмпирии, а лишь в самых разработанных. Взять какое-нибудь земледелие. Вся совокупность накопленных знаний покрывает без каких-либо разрывов всё множество возделываемых культур. Знание любого человека - фрагментарно. Совершенно элементарно, что отсутствие знаний по возделыванию фейхоа (разрыв опыта) требует научения (то есть преемственности). Но этот слишком прямолинейный взгляд (интерпретация) соответствуют опять западному типу мышления. Он может вовсе не соответствовать вложенному в максиму потенциалу восточной культуры - философии, мистики, религии.
IP
lb
Модератор
ѣ
licq:3079
To I7pOfeT
Не знаю.
IP
lb
Модератор
ѣ
licq:3079
Далее у Малявина возникает Левинас: "В идентичности само-присутствия - в безмолвной тавтологии до-рефлективного - выявляется различие между подобным, различие в среде интимного. Здесь искомое сознание себя есть также разрыв, Другое разрывает самотождественность сознания и зовет его к чему-то более глубокому, чем оно само" (Левинас Э. Время и другой). А мне вспомнился Славой Жижек с его книгой "Устройство разрыва. Параллаксное видение" про присутствие непреодолимого параллактического разрыва и поиск точек соприкосновения.
IP
Black&High
Участник
funky basslines
To lb
цитата:
Наличие разрывов в нашем опыте должно предполагать континуум опыта, предоставленный человеку.
он есть, но он довольно далек от решения самой задачи познания. если отбросить познанное путем научения, и оставить только познанное "на своей шкуре", или через откровение (такое, что не сводится к наученияю), - вот это уже вряд ли будет образовывать континуум само по себе. его можно будет потом (если удастся) свести во что-то связное - вот это задача для сознания...
здесь мне видится аналогия со студией звукозаписи...
IP
lb
Модератор
ѣ
licq:3079
To Black&High
Я бы из познания преемственность вообще бы удалил, оставив этому термину означать приобретение принципиально нового знания, а не воспроизведение (порой в миллионный и миллиардный раз) опыта предыдущего - то есть упомянутое вами научение. Тогда вопрос о преемственности в духе становится принципиально интересней. Примерно так: каждое новое знание - это открытие, разумеется, не в юридически-патентном значении этого слова. При этом, несмотря на любую подготовительную работу, открытие ставит точку на диаграмме знания вне очерченного круга. И дальнейшее осмысление открытия направляется на затягивание образовавшегося разрыва между материком и островом. В этом смысле "открытие" бозона Хиггса на БАК вовсе никакое не открытие, оно было сделано раньше на кончике пера. Но и это тогда не открытие, ибо перешеек уже существует, теория имеется. Что же здесь случилось? Есть здесь "преемственность в духе" (но без разрыва) - и тогда исследуемый постулат неверен, или преемственность здесь "вне духа" - и тогда неверна сама аналогия? Или же нечто третье?
IP
lb
Модератор
ѣ
licq:3079
Духовный опыт Малявина

Истина теперь – самоскрывающаяся открытость.
Это открыл Хайдеггер, самоскрывающийся прозорливо.
Правда не только усыпляет нас, но и нудит нашу сытость.
Подлинное в нашем опыте – молчащее велеречиво.

А Рильке сказал бы – другое дыхание,
вечноотсутствующее, вечнобезвещное.
Достоевский подтвердил бы: человек есть воистину тайна –
и розановское над этим, из разрыва, из трещин:
«Я сладко усыплен моим воображением, и мир – моя окраина».

Да, это перестрелка, это не перепалки, не шпильки,
гильзы в луже шипят, мечтают о патронташе.
О нем же мечтали Хайдеггеры и Рильки,
живя на чужбине, вздыхая о розановской раше.

IP
Black&High
Участник
funky basslines
To lb
цитата:
смысле "открытие" бозона Хиггса на БАК вовсе никакое не открытие, оно было сделано раньше на кончике пера.
я бы из понятия "открытие" удалил все чисто умозрительное или сделанное "на кончике пера". иначе окажется что все уже до нас открыто, например в фантастических романах. и не только в них. атомы тогда были открыты (в этом смысле) в древней греции (демокрит) или индии (чарвака), примерно в одинаковое время 2500 лет до нас. а дальтон 200 лет назад в своей "химической философии" уже рисовал молекулы из атомов как из шариков (как это везде щас делают), там можно найти что-то похожее на бензольное кольцо напирмер...
IP
lb
Модератор
ѣ
licq:3079
To Black&High
И что мы получим в результате этого исключения? В смысле БАКа?
IP
Black&High
Участник
funky basslines
To lb
как что ? известно несколько новых "резонансов" (такой термин, популярный с начала всех ускорительных экспериментов) но они пока не охарактеризованы как истинные частицы...
IP
Black&High
Участник
funky basslines
данные-то именно такие : на такой-то энергии имеется резонанс, и вот такая вот его полуширина...
IP
lb
Модератор
ѣ
licq:3079
To Black&High
Нет-нет-нет! Надо, оттолкнувшись от бозона Хиггса, разобраться с "открытием", "познанием", "преемственностью" и выйти на проблемы сознания.
Резонансов здесь явно недостаточно.
IP
Black&High
Участник
funky basslines
To lb
цитата:
Надо, оттолкнувшись от бозона Хиггса, разобраться с "открытием", "познанием
маразм. если сознание чем-то и ускоряется то это не мегавольтами а миллиграммаи...
IP
lb
Модератор
ѣ
licq:3079
To Black&High
А я-то думал, что этот прямолинейный подход давно изжит.
IP
Black&High
Участник
funky basslines
To lb
в смысле ? есть же про то как "Космические нанокорабли бороздят просторы нановселенной" - http://stringer-news.com/publication.mhtml?Part=48&PubID=8185
IP
Chaynic
Участник
Мне кажется, что вряд ли возможно дать единое определение такому многозначному понятию как сознание.
Любое определение является, по сути, границей, которая делит все объекты или феномены на две группы -- подпадающие под определение и не соответствующее ему. Поэтому сначала нужно определиться с кругом феноменов, а также хорошо бы, хотя бы приблизительно, представлять цель такого деления., т.е. на какие вопросы мы хотим ответить.
Например, вопросы, на которые можно попытаться ответить, если мы дадим определение сознанию:
1. Находится данный человек в сознательном состоянии или он "без сознания"?
2. Есть ли сознание у животных? А у растений, грибов?
3. Что имеется в виду, когда говорят "массовое (общественное, национальное) сознание?
4. Является сознание функцией какого либо объекта (объектов) или оно существует (может существовать) само по себе?
Очевидно, что перечень можно продолжить. Мне кажется, крайне сомнительно, что на эти вопросы можно ответить, исходя из единого определения сознания.
IP
lb
Модератор
ѣ
licq:3079
To Chaynic
Одного последненего вопроса достаточно, чтобы процитировать примерно миллион книг. И помедитировать над этими цитатами. Гораздо важнее круг заинтересованных здесь участников для создания такой монографии.
IP
Black&High
Участник
funky basslines
To Chaynic
цитата:
Находится данный человек в сознательном состоянии или он "без сознания"?
есть медицинское определение сознания в смысле "потеря сознания" или "нарушение (расстройство) сознания". оно вполне четкое в плане диагноза. потому что может иметь официальные последствия, например "временная недееспособность". все остальное - предмет философских споров...
IP
Страницы(3): 1 2 3

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net