Fryazino.NET Forum || Культура и наука || Из истории Средних веков
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
Из истории Средних веков (1) 1 для печати | RSS 2.0
meybe 07
Участник
Весной 1051 года Анна, дочь киевского князя Ярослава Владимировича (Мудрого), прибыла в город Реймс. Там она впервые увидела своего сосватанного послами жениха, короля Генриха I. Здесь же, в местном соборе, приняла корону королевы Франции...
Часто цитируют слова Анны Ярославны, будто бы из ее письма отцу: “В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны”. Действительно Анна отправляла письмо с таким текстом или нет, но фактом остается то, что юная княжна была начитанной, хорошо образованной особой; выезжая из Киева, уже владела греческим и латынью, а в пути успела неплохо освоить и французский язык. Генрих, в свою очередь, был грубоватым малообразованным воином, судя по всему, не знавшим даже азов грамоты.
Париж (как и другие французские “города”) в то время выглядел как большая грязная деревня, а “аристократы” не знали, что такое личная гигиена. Все эти особенности варварской культуры Западной Европы огорчили молодую королеву, но она с христианским смирением приняла судьбу и воспитала своего сына Филиппа в традициях иной, более высокой культуры...

Читатели, которые смогут что-нибудь вспомнить, скажут о православии как государственной религии империи, а также о знаменитом византийском коварстве. Отдельные граждане упомянут о симфонии духовной и светской властей и об огромном храме Святой Софии. Пожалуй, это все, что подавляющее большинство наших современников может сказать о Византии. Причем общий тон оценок будет скорее снисходительно-пренебрежительным и отчасти осуждающим. Соответствует ли такое отношение реалиям истории, и как оно сформировалось в современной культуре? Это очень интересный вопрос! Осуждать принципы существования Византийской империи и негативно оценивать ее историю принято уже более двух веков. Много? По правде говоря, мало, в сравнении с длительностью существования этой империи...
Действительно, классики французского Просвещения однозначно высказывались по теме. Вольтер называл историю Византии “позором человеческого ума”. Монтескье считал тысячелетнюю историю Восточной империи “непрерывной цепью возмущений, мятежей и предательств”. В течение XVIII и первой половины XIX века во Франции и Англии вышло немало исторических трудов, которые формировали у просвещенной европейской общественности негативное отношение к империи, столица которой лежала на берегах Босфора...
Однако в Западной Европе до XVIII века отношение к истории Восточной империи было другим. Настоящий бум интереса к наследию Константинополя случился в XVII веке при Людовике XIII, которого поддержал его наследник. Король-Солнце Людовик XIV и его приближенные сделали очень много для изучения истории и пропаганды культуры главного христианского государства Восточного Средиземноморья. По всей Европе скупались греческие рукописи того периода, королевская типография печатала собрания трудов византийских историков в десятках томов. Король Франции восхищался блестящим наследием христианской Империи, которая больше тысячи лет не позволяла себя разрушить ни варварам, ни славянам, ни арабам, ни другим воинственным народам окружавшего ее мира. Не правда ли, удивительно?

В V–XI веках Империя со столицей в Константинополе отличалась от государств Западной Европы следующими особенностями:
— писаное право, продолжавшее раннюю римскую правовую традицию, что, в частности, позволяло простолюдинам оспаривать действия аристократии и добиваться решений в свою пользу (в Западной Европе право представлено ордалиями и обычаями варварских племен, частично записанными, но близко не напоминавшими римского права);
— законы, ограничивавшие концентрацию собственности в руках крупных землевладельцев, благодаря чему рядовые крестьяне не теряли землю; закрепощения крестьян очень долгое время не происходило: они были собственниками или арендаторами;
— централизованная государственная система социальной поддержки и “социального страхования” на случай неурожаев, стихийных бедствий, других катаклизмов;
— передовая для того времени медицина, развивавшаяся под покровительством государства, несмотря на негативное отношение к ней церкви;
— не менее 1000 городов уже в V–VI веках; Константинополь был крупнейшим мегаполисом Средних веков, в котором жили сотни тысяч человек, в то время как на Западе самые большие “города” были населены максимум 10–30 тысячами жителей;
— товарное производство как в городах, так и в сельской местности, активная торговля результатами труда на дальних расстояниях (в Западной Европе в это время — преимущественно производство для собственных нужд и очень малая доля межрегиональной торговли в валовом продукте);
— средний уровень жизни городского и сельского “среднего класса” (крестьян, ремесленников, обладавших средствами производства) на уровне аристократии Западной Европы;
— широкое распространение светского образования (в Константинополе до 80 % населения владело грамотой);
— единое руководство армией; сочетание профессионального и резервистского принципов ее формирования; возможность быстро перебрасывать воинские части на проблемные направления в случае нападения соседей; высочайший уровень военных технологий для того времени, как наступательных, так и оборонительных.
Это лишь некоторые особенности устройства и обыденной жизни христианской Римской империи Константинопольского периода, которые остаются за рамками общеобразовательного курса истории. Истинный портрет Империи требует отдельного более подробного описания...

Теперь о том, в чем была суть имперской власти и зависимости от нее. Конечно, варварские короли Италии были практически самостоятельны в управлении захваченными землями. Но все они были христианами, и для них понятие Империи было сакральным. Далекий от глубинной религиозности разум современного человека отказывается принять фундаментальную значимость образа Священной Империи для всех христиан, от простолюдина до короля. Наука же должна считаться с менталитетом людей, жизнь которых изучает...

Современные ученые подводят нас к простому выводу: раз варварские короли были самостоятельны в мирском управлении, то и зависимости у них от имперской столицы, Константинополя, не было. Но это большая ошибка. Сакральная зависимость в ту эпоху играла очень существенную роль. К тому же светская власть императора процветающего востока Империи ни у кого не вызывала сомнений, в отличие от власти императора Запада, где шел постепенный упадок в результате давления варварских войск и победы их более примитивной управленческой культуры. Уже в V веке все правители земель Западной Европы мечтали о достижении уровня богатства и могущества, который был привычным для императоров Константинополя. И так продолжалось в течение многих последующих веков...

целиком здесь http://magazines.russ.ru/neva/2013/3/sh7.html



IP
Страницы(1): 1

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net