Fryazino.NET Forum || Культура и наука || Интересное интервью д-ра ВАНДАНЫ ШИВЫ
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
Интересное интервью д-ра ВАНДАНЫ ШИВЫ (1) 1 для печати | RSS 2.0
sal Atticum
Участник
salami tactics
Формально - стоило бы постить в "ПиО", но там, во-первых, все сейчас заняты другим, а, во-вторых, тут, я думаю тоже заинтересованные найдуться

ВАНДАНА ШИВА:
ВЫ НЕ УМРЁТЕ ИЗ-ЗА ЦИФРОВОГО РАЗРЫВА. ВЫ УМРЁТЕ ОТ ГОЛОДА.

"Вандана Шива - широко известный в мире эколог и лидер движения за охрану окружающей среды, директор независимого Фонда исследований науки, технологий и природно-ресурсной политики (Дели) (Research Foundation for Science, Technology and Natural Resource Policy), работающего в тесном сотрудничестве с деревенскими сообществами. Также она вместе с Ральфом Надером и Джереми Рифкиным возглавляет Международный форум по глобализации (International Forum on Globalization, http://www.ifg.org). В 1991 году она основала гражданское движение "Навданья" (http://www.navdanya.org), призванное защитить разнообразие и богатство живых ресурсов, в особенности семян. Д-р Шива является автором многих книг, среди которых "Биопиратство: грабеж природы и знания" (Biopiracy:The Plunder of Nature and Knowledge, South End Press, USA, 1997), "Монокультуры сознания" (Monocultures of the Mind: Biodiversity, Biotechnology and Agriculture; Third World Network, Penang and Zed Press, UK, 1993), "Насильственная зеленая революция" (The Violence of the Green Revolution; Third World Network, Penang, Zed Press, 1993), "Остаться в живых" (Staying Alive: Women, Ecology and Survival in India; Kali for Women, New Delhi 1988, Zed Press, UK). Один из наиболее провокативных и динамичных мыслителей в области охраны окружающей среды, в 1993 году она стала лауреатом премии Right Livelihood Award, известной также как "альтернативная Нобелевская премия". -
так сообщает аннотация книги д-ра Ванданы Шивы в "пингвиновском" издании. Когда я поджидал намеченного интервью с ней в делийском офисе движения "Навданья", то вокруг кипела оживленная жизнь: движение работало. По ходу интервью нас однажды отвлекли телерепортеры, которые быстро взяли у д-ра Шивы свое телеинтервью. Кроме того, у нее оставалось всего несколько часов до вылета в Бомбей. Д-р Шива носит индийское сари, у нее яркое красное пятно во лбу, она говорит с невероятным искусством и убежденностью. Когда я видел ее интервью в нескольких антиглобалистских хрониках, то оставалось впечатление, что журналисты сожалеют о том, что ответы на вопросы исчерпаны, и их замечательному собеседнику пора уходить. Но наша встреча закончилась тем, что мы выразили надежду на будущее сотрудничество. - О.К.

гетто: - Первое, что я услышал от индусов, разговаривая об Индии - это слово "diversity" ("разнообразие"). Оно также часто встречается в Ваших программных текстах и лозунгах (например, "Diverse women for diversity"). У вас здесь 22 государственных языка…

Вандана Шива: - 26 языков с разными алфавитами. И тысячи разговорных языков.

гетто: - И как Вам удается работать в таких условиях?

Вандана Шива: - "Разнообразие" никогда не означало "изоляцию". Такое понимание могло возникнуть только в редукционистской парадигме Запада, и это феномен относительно недавнего времени в истории. Картезианское, ньютоновское, бэконианское мышление предполагает, что нужно обладать идентичностью и похожестью для того, чтобы произошла коммуникация. Потому что, во-первых, они сводят всю коммуникацию к вербальной. Во-вторых, их мир - это мир единообразия и, неизбежно, одномерный мир. Разнообразие в языке, как и в биологии и в культуре, является самой основой коммуникации, эволюции, основой самой возможности того, чтобы иметь глубокую идентичность.
Сейчас идентичность подвергается разрушению из-за монокультуры глобализованного мира. И с разрушением идентичности угрозе подвергается безопасность. Я полагаю, что именно отсюда происходит рост терроризма, который мы наблюдаем: когда весь мир пытаются обратить в одну монокультуру, то она подавляет разнообразие, естественно возникающее из исторического процесса, или из самой эволюции. Так что разнообразие - это не проблема. Отсутствие разнообразия - это проблема.

- Прекрасно, тем не менее, оно может оказаться конкретным препятствием в деле гражданских кампаний, а также при создании общественного мнения. Требуется найти общее понимание различных вопросов, а разнообразие языков и культур может помешать этому. Как Вы решаете этот вопрос?

- Это не так. Разнообразие не является препятствием для солидарности. Есть способы преодолеть непонимание в отношении языков. Я начала войну против применения норм интеллектуальной собственности в области торговли в 1997 году, когда они только появились как черновой вариант - даже самого WTO тогда еще не существовало. Позже этот черновик стал сводом правил WTO. И я проводила встречи, собирая сотни тысяч крестьян-фермеров из всех штатов этой страны. Я разговаривала на хинди или по-английски; другие - на бенгальском, или тамильском, или урду. И мы переводили. В конце концов, преимущество человеческих способностей - не в том, что мы можем менять языки, а в том, что можем переводить с языка на язык! Поэтому, несмотря на языковое разнообразие, мы в Индии построили большое движение, исходящее из самых основ и опирающееся на соображения и аргументы, общие для всех - такие, например, как "семена не должны патентоваться", "вода не должна быть приватизирована". Это движение, объединяющее людей поверх границ между штатами. Когда я пишу книгу о Monsanto, то она становится доступна не только жителям Дели. Мы посылаем ее в каждое фермерское объединение, которые переводят ее на свой местный язык. Это также означает более глубокое понимание и проникновение идей в движение.

- Я так понимаю, что участники движения объединяются на основании противодействия тому, что приносит глобализация. Итак, каковы же основные проблемы, что именно приносит в Индию глобализация?

- Очень большая тема - это приватизация природы как таковой. Патентование растений, семян, генов, которое непосредственно является задачей WTO, и в этой стране уже вводятся в действие новые законы, которые сделают семена собственностью глобальных корпораций, таких, как Monsanto. Они отбирают у фермеров свободу пользоваться семенами и выращивать семена. Это также относится к вопросу о монополиях на знание. Когда мы не хотели допустить создание патентных монополий, то мы оказывали им сопротивление через создание банков семян для сообществ. Таким образом, чтобы у фермеров были open source-запасы семян, и им бы не приходилось платить за пользование; они бы делили между собой (share) это знание, и оно бы оставалось в их руках. Так мы дали старт движению за то, чтобы сохранять знание в общественном достоянии (to keep knowlege in the commons), за живую демократию, возникающую из деревенских сообществ, которые заявляли бы: "Наше знание является общим для нас, и мы говорим наше "Нет!" его патентованию".
Вторая часть этого процесса - приватизация воды. Она повсюду создает конфликты и вызывает сопротивление. Несколько недель назад были убиты пятеро фермеров, и мы посвятили им грандиозные Дни прощания. Непосредственно на прошлой неделе в Дели были проведены большие протесты против Мирового Банка, поскольку здесь был президент Мирового Банка Пол Вулфовитц. Мы сообщили ему, что в настоящее время Мировой Банк предоставляет Индии финансирование только одного вида: то, которое направлено на приватизацию воды. Все усилия, все ресурсы Мирового Банка брошены на приватизацию воды в Индии. Но здесь люди солидарны в убеждении: вода - не товар. В прошлом году мы провели кампанию, когда прошли по всему Гангу от истоков до того места, где он впадает в Бенгальский залив, и на этом пути мы миновали около десяти языковых зон, в которых представлены все основные религии страны. И не имело значения, кто участвовал в шествии - индуисты или мусульмане, бихарцы или бенгальцы, обитатели Уттар-Прадеша или Уттаранчала, - у всех общее мнение было одно: эта река - мать, она питает нас, мы не можем позволить, чтобы она была превращена в товар. Потому что чиновники хотят повернуть ее в сторону Дели, чтобы крупнейшая транснациональная корпорация Suez, специализирующаяся на воде, продавала бы ее по очень высоким расценкам.
Еще одна острая тема, которая очень-очень близко связывает людей - это сельское хозяйство. 75% населения Индии живут благодаря сельскому хозяйству. Это означает: 750 млн людей живут жизнью, которая непосредственно привязывает их к земле. Этот образ жизни разрушается двумя способами. Первый: по мере того, как управление сельским хозяйством переходит в руки транснациональных корпораций, - дорожают семена, химические удобрения начинают продаваться, а не производиться, крестьяне попадают в долги, и за последние несколько лет, когда процессы глобализации ускорились, две тысячи фермеров совершили самоубийства. Второй: в то же время, как результат той же глобализации, Индия ежегодно теряет 400 млрд долларов ввиду искусственного занижения корпорациями цен на хлопок, сою, кукурузу. Этот демпинг разрушает национальный внутренний рынок. Цены упали до трети того, какими они должны были бы быть. Каждый год индийские крестьяне теряют 24 млрд долларов прибыли, которую они должны были бы получать. Эти процессы вызывают страх у крестьян. И во всех штатах мы организуем людей для того, чтобы они подняли голос, говоря: сельское хозяйство и пища - это драгоценности, которые должны остаться за пределами подчинения правилам, которые пишут корпорации.
Правила, управляющие сельским хозяйством, были написаны в компании Cargill. О ней известно не так уж много, кроме того, что осветил один американский журналист в своем превосходном расследовании "Merchant supreme". Оно - о том, как в 1974-1975 годах, когда США провозгласили торговые санкции в отношении Советского Союза, компания Cargill нарушила эти санкции. Оказалась, что она располагала спутником, который отслеживал состояние урожая. В нужный момент компания перенаправила корабли из Аргентины в Советский Союз, нарушила торговые санкции и таким образом фактически захватила советский рынок2. Книга показывает, что в мире существует всего пять торговых гигантов, и крупнейший из них - Cargill. Там были написаны правила для WTO, относящиеся к сельскому хозяйству. Позже представители Cargill вошли в правительство Соединенных Штатов…
Еще одна чрезвычайно важная тема - это приватизация образования и здоровья. Она широко поддерживается, как извне - торговым режимом глобализации и WTO - так и изнутри, новой национальной элитой, которая серьезно полагает, что социальной сферы не должно существовать как таковой. И поэтому гражданские движения соединяют вопросы о медицине и образовании, чтобы показать, что всегда должны оставаться сферы, находящиеся в общественном достоянии (commons), обслуживающие общественное благо. И некоторые из них предстают, в данном случае, как права на распоряжение национальными природными ресурсами, некоторые - как службы первой необходимости, в частности, медицина и образование. Но следующая ступень, на которую вскоре переходит дискуссия - это: что именно, в конечном итоге, должно и что не должно принадлежать рынку?!
Когда потерпел крушение Советский Союз, имел место спор о том, что следует забрать из компетенции государства и передать в распоряжение рынка. И появилась книга, которая называлась "Конец истории", утверждавшая, что история закончится, как только бывшая советская экономика будет подчинена законам рынка. Но всегда только люди создавали историю, снова и снова. И следующее изменение истории произойдет, когда люди, граждане станут решать, что принадлежит обществу, а не жадным корпорациям, что не может быть отобрано у людей.

- Это чрезвычайно важно для нас, поскольку Россия скоро должна стать членом WTO, у нас проводится та же политика приватизации, но люди, и в том числе активисты, обычно плохо представляют себе, в чем заключается ситуация и против чего именно надо протестовать. В мировом левом движении обсуждается пример бразильского правительства, которое вынудило две крупнейшие фармацевтические корпорации - швейцарские Merck и Roche - пойти на попятную, заявив, что вместо контрактов с ними создаст у себя равноценные медицинские препараты, которые будет продавать по низкой цене. О том, что происходит в этом отношении в Индии, известно меньше…

- Индия играет большую роль в поставках медицины. Это была индийская компания CIPLA, которая объявила всему миру, что, несмотря на угрозы WTO и американских мультинациональных корпораций, она будет продолжать экспорт дешевых медикаментов в развивающиеся страны, в частности, годового курса для больных СПИДом всего за 200 долларов в Африку. Это привело к настоящему взрыву дебатов относительно медицины и ее рынка. Индия - крупнейший в мире поставщик дешевой медицины. Это потому, что в 1970-м у нас был принят очень прогрессивный закон, который отвергал возможность монополизации с помощью патентов в области медицины, запрещая патентовать продукт (у нас патентованию подвергается только производственный процесс), и не позволял вводить патенты в сферу сельского хозяйства. Вследствие давления со стороны WTO, его пришлось отменить. Тем не менее, сейчас Индия поставляет 70% низкостоящих медикаментов в мире6 и поставляет очень большое количество медицины в Советский… (оговорилась д-р Шива) в Россию, на Кубу… Так что между Индией, Россией и Кубой имеется очень большой опыт сотрудничества в поставке дешевой медицины, который может быть использован, чтобы противостоять наступлению фармацевтических монополий, желающих разрушить рынок дешевой медицины.

- Давайте как-то свяжем эту тему с IT-бумом в Индии. Какие аспекты IT-бума Вы считаете позитивными, а какие идут в связке с перечисленными негативными аспектами глобализации?

- В силу специфики электронных технологий, электронные послания могут курсировать поверх государственных границ. Таким же образом в настоящее время курсируют инвестиции. Компании, помещающие свои производства в Индии, могут вернуть деньги назад и получить прибыль, только экономя на зарплатах работников. Это означает, что сфера IT вбирает в себя все больше индусов, но не приносит выгод индийской экономике, потому что 70% аутсорсинга контролируется компаниями, имеющими штаб-квартиры в Соединенных Штатах. Цифры, которые я могу привести - это 40 млрд долларов: такова выгода, получаемая компаниями засчет экономии на зарплате индусов. Часто говорится, что все это оказывает очень большое влияние на индийскую экономику в целом. Это не так. Это составляет всего 1% индийского импорта3. В течение ближайших десяти лет только 1 миллион индусов будет включен в IT-индустрию, в то время как в сельское хозяйство включено 750 млн человек. И другой отрицательный аспект этого IT-бума в Индии заключается в том, что по мере того, как растет IT-индустрия, приобретает все большее политическое значение тот класс, который получает от нее выгоды, и ведутся переговоры и заключаются сделки исходя из его интересов, в ущерб интересам фермеров. И я могу совершенно отчетливо сказать, что каждый раз, когда Индия теряет на сельском хозяйстве, это происходит потому, что она получила новые софтверные контракты засчет сельского хозяйства. По существу, это выгоды для 1% населения в ущерб остальным 99%. Но есть еще кое-что. Сейчас люди - как в бывшем Советском Союзе, так и в Индии - забывают, что до глобализации научно-технические возможности их стран были огромными. И научно-техническая мощь Советского Союза заставляла США очень сильно волноваться. Что касается Индии, то наша научно-техническая база была развита так высоко, что вся Силиконовая Долина - до того, как наступила глобализация - была создана индийскими учеными и инженерами. Они и были теми, кто создал IT-бум в Америке!

- Русские тоже. Русские программисты написали ядро ОС Windows.

- Окей! Но патентами все равно владеет Microsoft!
Что же происходит на самом деле? Томас Фридман написал об этом книгу "The World is Flat" ("Мир плоский")4. Мы были среди первооткрывателей всей этой области, но все в большей степени нас превращают в то, что можно назвать кибер-кули (cyber-coolies). Вместо того, чтобы использовать свой талант в целях принести процветание своей стране, наши молодые люди выполняют рутинную работу на задворках программирования - для счетных систем (accounting systems), для систем покупки билетов, для … (medical inscription). И через несколько лет их силы заканчиваются. Они не заканчивают школы, не получают высшего образования, потому что им говорят: "Поскольку ты знаешь английский, ты можешь выполнить эту работу, она простая". Но они должны работать по ночам - например, в call-центрах - когда в Америке день. Они существуют под вымышленными именами, называя себя "Джон" или "Мэри". Сколько времени можно протянуть таким образом? По существу, это означает, что целое поколение лишается профессионального образования и высокотехнологических навыков работы для того, чтобы быть низкооплачиваемыми кибер-рабами на глобальном IT-рынке.

- Ваш рассказ коренным образом противоречит тому распространенному здесь мнению, которое я уже не раз встречал, что, несмотря на все проблемы, связанные с аутсорсингом, все же есть преимущества в том, что развивается телекоммуникационная инфраструктура, преодолевается цифровой разрыв, и так далее, и так далее…

- Это неправда! Потому что все широкополосные мощности обслуживают индустрию. Они нисколько не улучшают нашу жизнь. Наши телефонные линии по-прежнему остаются никуда не годными5! Цифровой разрыв никогда не будет преодолен, пока сельская Индия остается в своем несчастном, изуродованном состоянии. Сельская Индия борется за свою жизнь, выращивая пищу и сельскохозяйственную продукцию. Ей нужны достойные цены. Если поставить в деревню один компьютер и в то же время лишить ее всех источников дохода - то цифровой разрыв не будет преодолен. Настоящий разрыв - это экономический разрыв. Я не отрицаю существование такой проблемы, как цифровой разрыв. Но вы не умрете из-за цифрового разрыва. Вы умрете от голода, если у вас не будет пищи, или от жажды, если не будет воды, или от болезни, если медицина станет непосильно дорогой из-за патентов. Вот что создает настоящий разрыв; а для того, чтобы избежать разговора на эти животрепещущие темы, некоторые продолжают рассказывать про то, как Microsoft поставил несколько компьютеров в несколько школ или деревень.

- Тем не менее, не может быть, чтобы Вы игнорировали значение информационных технологий. Я не могу поверить, что Ваше движение не включено каким-либо образом в развитие прогрессивной стороны технологий - свободный софтвер, IT для сообществ…

- Конечно. Мы помещаем проблему IT в контекст ситуации. Мы отводим IT пропорциональное, соответствующее место в контексте индийской экономики. Мы только говорим: не преувеличивайте ее роль (в смысле чисел, в смысле досягаемости). Большинство фермеров и общественных организаций в Индии не имеют компьютеров. Для того, чтобы пригласить их на наши встречи, мы посылаем им письмо по обычной почте, не по электронной. Как организация, мы используем интернет для организации глобальных кампаний, потому что в масштабе мира это - великолепный инструмент для того, чтобы коммуницировать в реальном времени. Говоря о том, что IT занимает лишь 1% экономики, мы ни в коем случае не преуменьшаем значение IT, а только требуем рассматривать все по порядку.

- Очевидно, движение "Навданья" обладает широким представлением о том, каким должен быть мир - вместо того, каким он является сейчас. Расскажите немного о Вашем видении этой перспективы.

- Да, это так. Изначально я - физик. С физики я переключилась на современную экологию. С самого начала глобализации экология подвергалась возрастающей угрозе. Наблюдая эти явления, я пришла к глубокому убеждению в том, что нам необходима пост-глобализационная парадигма. У нас были парадигмы прежнего времени - капитализм, потом социализм, или коммунизм; потом пришла глобализация, и ее сторонники сказали: "Все остальное осталось позади, теперь существует это, и оно - общее для всех". Но с людьми они не посоветовались. Ни в России, ни в Индии, ни в Великобритании, ни в Соединенных Штатах. Я думаю, мы вступаем в новую фазу человеческой истории, где должна быть разрушена глобальная конвергенция между государствами и капиталом, для того, чтобы мы могли потребовать обратно нашу автономию и демократию. И я думаю об этом будущем в понятиях Демократии Земли (Earth democracy). Принимая во внимание разные места на Земле, в которых мы живем - Демократия Земли означает возвращение власти назад, к ее основаниям, назад к гражданам. Можете называть это мечтой - но если у нас не будет такой мечты, если мы не будем о ней говорить, то она не сбудется!

- Что это означает в терминах политики? Вероятно, децентрализация, автономизация регионов…

- Это определенно означает, что вопросы, имеющие значение на локальном уровне, следует предоставить решать локальному сообществу. Вопросы, имеющие значение на национальном уровне, следует решать нации. Вопросы, имеющие международное значение, должны быть предоставлены глобальному сообществу. Управление водой безусловно относится к компетенции местного сообщества, поскольку вода - это местные поля, местные урожаи, и специфику возможно увидеть только, если смотришь на это вблизи. На национальном уровне будут решаться вопросы, относящиеся к национальной безопасности и обороне, которые, впрочем, будут иметь все меньше и меньше значения по мере того, как люди станут все меньше и меньше нуждаться в обороне. На глобальном уровне: безусловно, такие проблемы, как изменение климата, нуждаются в оценке со стороны глобального сообщества.
Я также полагаю, что преступления корпораций требуют ответа на глобальном уровне. Должен быть проведен суд. Все это требует долгого времени, но если об этом не думать, то этого никогда не произойдет. Нынешняя система будет увековечена.
- Напоследок мне хотелось бы узнать, каким образом Вам удалось построить такое широкое гражданское движение в Индии, как Вы находите язык с правительством и политическими силами, и есть ли в Индии политические силы, которые поддерживают Вас?
- Каждая политическая сила поддерживает какую-то одну сторону власти и беспокоится о сохранении баланса власти. Наша работа отчасти поддерживается той частью власти, которая понимает, что обществу нужны биоразнообразие, консервация, органические сельскохозяйственные продукты (organic farming)… Вчера я принимала участие в заседании Национальной Экспертной Панели по органической сельскохозяйственной продукции, членом которой я была назначена непосредственно правительством и премьер-министром, - тем же самым правительством, с которым я имею дело по вопросам приватизации воды. Это сочетание часто вызывает кое у кого беспокойство…
Во-первых, мы верим, что любому сильному движению нужны две вещи: знание и политическая мобилизация. Мы убеждены, что как исследовательская организация мы своими исследованиями делаем вклад в создание знания, таким образом, что участники движения теперь информированы о сути происходящих процессов не менее, чем те, кто хотел бы забрать у них это знание.
Во-вторых, мы стремимся к образованию больших коалиций. У нас нет корыстной заинтересованности и мы не собираемся становиться мега-организацией. Мы - те, кто способствует развитию, катализирует процессы, мы здесь для того, чтобы служить интересам общества. Мы достаточно скромны, чтобы позволить сотням людей сходиться вместе, на общей платформе, и не желать использовать это для чего-либо еще, кроме самой ценности того, что люди пришли вместе. И мы воздерживаемся от того, чтобы говорить: "Вы станете одной частью организации, вы - другой, вы будете ответственными за такой-то отдел, а вы - подчиненными". Мы создаем широкие свободные самоорганизующиеся сети (Broad loose self-organizing networks). Что их соединяет - так это знание и общая политическая повестка дня.

- Это работает?

- Да.

- Вы - гандист?

- Да, я гандист. Потому что, я считаю, Ганди всегда создавал альтернативы. Я полагаю, многие политические идеологи умеют что-то отрицать, но не все из них умеют строить альтернативы, которые бы действительно работали, и которые привлекали бы к участию людей. И, кроме того, одно из замечательных высказываний Ганди - это "Будь тем изменением, которое ты хочешь, чтобы произошло" ("Be the change you want to see").
Мы начали делать сельское хозяйство таким, каким мы хотели бы его видеть. Я не являюсь ученым специалистом в области сельского хозяйства, но мы создали грандиозное движение. Когда мы не хотели допустить патентных монополий, то мы дали старт движению за то, чтобы сохранять знание в общественном достоянии (to keep knowlege in the commons), за живую демократию, возникающую из деревенских сообществ, которые заявляли бы: "Наше знание является общим для нас, и мы говорим наше "Нет!" его патентованию". Мы предпочитаем общественное сохранение знания; и то, что изобретается, также должно становиться общественным достоянием.

Дели
август 2005


P.S. Мы конечно не Индия, но интересные параллели напрашиваются после прочтения сами собой.

Сообщение изменено sal Atticum от Mon Oct 17 23:21:49 2005
IP
Мардай
Участник
для утонченного слуха-Мар Дарий
To sal Atticum Спасибо.
IP
chita
Участник
licq:1095
To sal Atticum
Да, большое спасибо, не знаете, её книги на русском не издавались?
IP
sal Atticum
Участник
salami tactics
To Мардай To chita
Рад, что "моя песенка нашла себе эфир".
Насчет книг, не могу сказать точно, но скорее всего нет (95%). Но в москве можно приобрести ее книги на английском, изд-во - penguin books LTD
IP
Charly
Участник
этого мероприятия
To sal Atticum
To ШВВ

Сейчас идентичность подвергается разрушению из-за монокультуры глобализованного мира. И с разрушением идентичности угрозе подвергается безопасность. Я полагаю, что именно отсюда происходит рост терроризма, который мы наблюдаем: когда весь мир пытаются обратить в одну монокультуру, то она подавляет разнообразие, естественно возникающее из исторического процесса, или из самой эволюции. Так что разнообразие - это не проблема. Отсутствие разнообразия - это проблема.

Вся статья - потрясающе созвучна моим тревогам. Есть и то, что осталось незамеченным, особенно это кажется актуальным для России:

Вместо того, чтобы использовать свой талант в целях принести процветание своей стране, наши молодые люди выполняют рутинную работу на задворках программирования - для счетных систем (accounting systems), для систем покупки билетов, для … (medical inscription). И через несколько лет их силы заканчиваются. Они не заканчивают школы, не получают высшего образования, потому что им говорят: "Поскольку ты знаешь английский, ты можешь выполнить эту работу, она простая". Но они должны работать по ночам - например, в call-центрах - когда в Америке день. Они существуют под вымышленными именами, называя себя "Джон" или "Мэри". Сколько времени можно протянуть таким образом? По существу, это означает, что целое поколение лишается профессионального образования и высокотехнологических навыков работы для того, чтобы быть низкооплачиваемыми кибер-рабами на глобальном IT-рынке.

Сообщение изменено Charly от Tue Oct 18 22:41:12 2005
IP
Топчий Лёша
Участник
+7(916)850-46-08 пр.Мира-19-373, 9эт. В270РС_90RU
licq:2447
To sal Atticum
Очень понравилась статья.
IP
sal Atticum
Участник
salami tactics
To Топчий Лёша
Я тоже жалею, что не я ее автор
IP
Топчий Лёша
Участник
+7(916)850-46-08 пр.Мира-19-373, 9эт. В270РС_90RU
licq:2447
To sal Atticum
Печально также и то, что скоро (судя по приведённому тесту), всех нас поглотят акулы империализьма.
Будем платить и за воду и за воздух...
IP
Страницы(1): 1

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net