Fryazino.NET Forum || Культура и наука || Психонавтика
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
Психонавтика (2) 1 2 для печати | RSS 2.0
Asem
unregistered
To ШВВ
Но, думаю, и там моя «теория» справедлива. Ничего, кроме «читанного» и «молвленного» — если довериться техническим средствам самопознания — «там» не найти.

А какие, по-Вашему, средства нетехнические?
IP
ШВВ
unregistered
To Asem
Нетехническое средство "психонавтики" - поэзия. И все искусство.
IP
Натали
unregistered
To ШВВ
Нетехническое средство "психонавтики" - поэзия. И все искусство.
Ага! Это значит Вы таким хитрым способом предлагаете поговорить
в этой теме про искусство?
А технические это, типа, нейролептики, психостимуляторы и пр.
IP
ШВВ
unregistered
To Натали
Да, предлагаю поговорить. Но связываю искусство с «психонавтикой» не из хитрости, а потому как действительно думаю, что мистику, равно как оккультизм, порождает глухота к искусству.
А к техническим средствам психонавтики я отнес бы не только зелья химические, но также психопрактики вроде йоги, а, может, и «добротолюбия».
IP
LifeBurner
Новичок
To ШВВ
А Вы сами пробовали "изменить сознание"? Пережить так называемый "трип"? Или это у Вас академический интерес?
IP
ШВВ
unregistered
To LifeBurner
Интерес к психонавтике у меня, если можно так выразиться, антропологический.
Не думаю, что нужно пробовать «изменить сознание», чтобы о нем судить.
Нужно ли, скажем, становиться алкоголиком (или хотя бы принять достаточную долю алкоголя), чтобы о них судить?
IP
LifeBurner
Новичок
To ШВВ
Можно, конечно, и о живописи рассуждать совершенно не умея рисовать.

Скажите, что Вас ограничивает? Природный страх перед неизведанным? Или боязнь не вернуться из состояния "измененного сознания"? А может быть пугающие рассказы тех, кто абсолютно не сведущ в данных вопросах?
Не верится мне что человек, поднявший такую тему всего лишь абстрагированно интересуейтся. Не верится и всё!
IP
ШВВ
unregistered
To LifeBurner
Скажите, что Вас ограничивает?
Разумеется, я, как и все мы, имею свой опыт «психонавтики», он крайне меня занимает и я пытаюсь его обобщить. Но с учетом опыта иных, более продвинутых психонавтов.

Есть, как минимум, два пространства. Одно – физическое, которое называется евклидовым или квазиевклидовым, другое … ну как бы его обозвать? «Аполлон Аполлонович видел всегда два пространства, одно – материальное (стенки комнат, кареты), другое – не то, чтобы духовное (материальное так же)… Ну, как бы сказать: над головой сенатора Аблеухова глаза сенатора Аблеухова видели странные токи: блики, блески, туманные и радужно заплясавшие пятна крутящихся центров, заволакивали в сумраке пределы материальных пространств; так в пространстве роилось пространство, и это последнее, заслоняя все прочее, в свою очередь убегало в безмерности зыблемых, колыхаемых перспектив, состоящих … ну, будто из елочной канители, из звездочек, искорок, огонечков.
Бывало Аполлон Аполлонович перед сном закроет глаза и вновь их откроет; и что же: огонечки, туманные пятна, нити и звезды, будто светлая накипь заклокотавших огромных безмерных чернот, неожиданно…сложатся вдруг в отчетливую картину: креста, многогранника, лебедя, светом наполненной пирамиды. И все разлетится.

У Аполлона Аполлоновича была своя странная тайна: мир фигур, контуров, трепетов, странных физических ощущений – словом, вселенная странностей. Эта вселенная возникала всегда перед сном; и так возникала, что Аполлон Аполлонович, отходящий ко сну, в мгновение вспоминал все былые невнятности, шорохи, кристаллографические фигурки, золотые, по мраку бегущие хризантемовидные звезды на лучах-многоножках (иногда такая звезда обдавала сенатора золотым кипятком: мурашки бежали по черепу)…».

Так описывает А. Белый в «Петербурге» пространственные интуиции своего папаши (в романе – сенатора, а по жизни – математика, автора оригинальной нумерологии, учителя П. Флоренского – Николая Бугаева). Другое пространство «глаза Аблеухова» видят «над головой Аблеухова». У иных оно начинается сразу за левым ухом. А герои Набокова находили предсонные пространства в «подвечном зрении» – на обратной стороне собственных век.

Это пространство, какое люди начинают видеть, уходя «в себя». Обычно это начинание завершается заурядным провалом в сон – маленьким бытовым психозом. Те, кому удается длительно удерживаться меж бденьем и сном и обследовать особенности этой границы, как то сделали Августин или Декарт, могут сообщить о строении нашей яви много удивительных подробностей. Те же, кто попадает в него наяву, становятся мистиками – дар виденья они получают в обмен на возможность поделиться увиденным. А миллионы людей, уже побывавшем в этом пространстве посредством психотропных отмычек, ничем не обогатили ни себя, ни культуру. Они обрели опыт, о каком нельзя рассказать – опыт доязыковой реальности

Одним из первых принимал наркотики в научных целях П.Д. Успенский – еще в начале прошлого века. Честнейший из эзотериков, он называл свою работу «экспериментальной мистикой». Не менее дерзкая, чем у Лилли, она несравнимо более самокритична. А ее результаты показывают, что наркотический транс дает не столько «расширенный», сколько принципиально д р у г о й опыт – еще менее структурированный, чем сновидческий. Поэтому он просто непереводим в житейский: его приметы нельзя поименовать, его сюжеты нельзя пересказать, – им нет аналогов в нашем мире. Успенский детально описывает ухищрения, предпринятые им, чтобы вынести из «того» мира, удержав в «этом», хоть какие-то внятные сведения. Все они оказались тщетными.

Похоже, что «тот» мир допускает очевидцев, но не терпит свидетелей. Допустим, мы исхитрились трансмутировать в дерево или в лошадь. Но вжиться в их мир можно только ценой утраты языка. Если и можно постигнуть все, что разумеет конь, то рассказать о том – вопреки мечтаниям Н. Заболоцкого – никак не возможно.
IP
LifeBurner
Новичок
А как Вы смотрите на исследования Станислава И Кристины Гроф, изобретателей холотропного дыхания? Люди занимались исследованиями "измененного сознания" не один десяток лет, написали много научных трудов и разработали целую теорию. Советую почитать его книгу "Путешествие в поисках себя":
http://www.behigh.org/library/grof/The_Adventure_of_Self-Discovery.html

Вполне допускаю, что знания, приобретенные "там", могут и не принести практической пользы здесь, но также есть свидетельства обратного (см. того же Грофа). Но мне кажется, что открывающиеся видения предназначены прежде всего для твоего внутреннего мира, для души.
IP
ШВВ
unregistered
To LifeBurner
С воззрениями Станислава Грофа я в целом знаком.
А что Вы сами находите в них ценного?
IP
LifeBurner
Новичок
Хотя бы то, что оказывается все "трипы" укладываются в определённую линейку переживаний, в которой наблюдается явная последовательность погружения - чем глубже, тем дальше назад по шкале времени от текущего момента. Так что это не просто "наркоманские приходы".
А Вы?
IP
ШВВ
unregistered
To LifeBurner
А Вы?
Исследования Грофа я ценю как привлекающие внимание к глубинным структурам психики. Но его истолкование этих структур я считаю глубоко ошибочным. А именно, апофеозом натуралистического истолкования человека.
Гроф картографировал наше «внутреннее пространство» посредством четырех т. н. «базовых перинатальных матриц». Матрица номер один, например, объясняет "океанический" тип экстаза: опыт космического единства, «видения Рая и Небес» не более чем «реалистическими воспоминаниями об ощущениях "хорошей матки"».
Это регресс психологии от символизма Юнга обратно к позитивизму Фрейда. Матрица биологическая страшнее социальной.

Мне не совсем понятно, почему существование «линейки», в какую укладываются «трипы», Вы рассматриваете как «ценность» или свидетельство незряшности наркотических опытов. Допустим, чем полнее наркотический транс, тем к более архаическим уровням психики он нас опускает. Ну и что из того? В чем ценность подобного опыта — опыта архаизации психики?
IP
ШВВ
unregistered
То, что Лилли называет психонавтикой, в начале прошлого века, при другом состоянии техники, называлось духовной авиацией, а еще раньше, в отсутствие сподручных орудий, летанием на метле. Переименовывается, поспешая за научно-техническим прогрессом, раздел оккультизма.
В объемистой, своего рода итоговой, работе М. В. Лодыженского (от 1911 года), посвященной систематике и анализу форм «сверхсознания», глава восьмая поименована так: «Астральное ясновиденье. Астральный мир и духовная авиация». «Духовная авиация» – это рабочий термин, обозначающий у Безант, Ледбиттера, Штейнера проникновение в астрал – нижнюю ступень сверхсознания. По Лодыженскому, именно с этим миром каждый из нас еженощно общается в сновидениях. Другой его отблеск – галлюцинации: «мимолетное раскрытие внутреннего зрения на существа, населяющие астрал». Специальной техникой овладения этим миром служит гипноз. Обученному человеку «сферы эти … делаются такой же действительностью, таким же научным и достоверным фактом, как обыкновенное путешествие в Африку».

На оккультном издавна лежит печать чего-то запретного, нечистого, жутковатого, а тем и притягательного своей таинственностью. Поэтому он сильно разочаровывает при близком знакомстве.

Оккультное, по учению его знатоков, представляет собой «тонкий мир», незримо сосуществующий с физическим. Традиционно он делится натрое: астральный мир (души), ментальный мир (рассудка) и мир духовный (разума). Однако в соответствии с достижениями физики эти миры различаются также на уровне первоэлементов. Поскольку существуют душа, ум и дух, то «представляется логичным признать мир астральный, ментальный и духовный» … «аналогичными миру физическому, который мы так хорошо знаем». По существу, средствами атомизма, соединенного с восточной мистикой, нас призывают признать, наконец, реальность души – «псюхе».
Согласно Лодыженскому, физическое тело человека составляет триединство плотного тела, эфирного тела и праны. Даже лишившись физического тела, душа продолжает существовать в астральной, ментальной и духовной субстанциях. Две первые из них тоже смертны. Например, наш эфирный двойник умирает через несколько часов после смерти физического тела, пока магнетическая связь между ними постепенно слабеет. Бессмертен лишь дух, представляющий собой триаду: Атман (истинное Я), Будди (тело блаженства) и Высший Манас (разумное Я).
Впрочем, эта систематика – одна из многих. У знаменитого антропософа Р. Штейнера та же реальность упорядочивается посредством тетрадных структур.

Наиболее уверенно описываются, конечно, низшие формы сверхсознания, начиная с астрала. Ибо, как замечала еще Анни Безант, «общий вид астрального мира весьма схож с земным миром, так как большая его часть наполнена астральными двойниками физических объектов», – их тонкими копиями. Эти текучие и подвижные существа называются элементалями. Есть и «искусственные» элементали; они не копируют физические тела, а образуются из элементальной эссенции , напоминающей протоплазму, действием нашей мысли. Жизненность такой элементали зависит от силы порождающей ее мысли, ясность очертаний – от четкости мысли, а окраска – от ее морального качества. Так возникают в астрале «мыслеформы». Сосредоточенная злоба, к примеру, вызывает к жизни «опасный элементал красного цвета с острыми и крючковидными углами, приспособленными к тому, чтобы наносить вред». Напротив, по наблюдениям А. Безант, «молитвы любящей матери реют вокруг ее сына, принимая форму ангелов, отвлекающих от него дурные влияния – это охраняющие элементали». А в целом астрал в зарисовках Безант напоминает чистилище: в нем «имеется много существ, присутствие которых тяжело для человека». Как мир демонов, он страшен для христианина, но не для оккультиста, способного покорить его своей воле. Астральное ясновиденье – это низший вид сверхсознания, доступный «даже спиритам».
Аналогично рисуется ментальный мир – сфера рассудка. Там тоже есть свои элементали и эссенции – более светлые и устойчивые, но менее уловимые. В высшей части этой сферы зла уже нет.
Менее всего ясны оккультизму очертания духовного мира – с Логосом и другими вершинами, мало доступными для набега туристов. Можно только заметить, что высший мир строится отрицанием законов низших. Так, Безант утверждает, что если движение астрального и ментального миров определяется, как и в физическом мире, принципом «захвата» (одни формы «пожирают» другие), то духовная жизнь оформляется, напротив, принципом «жертвы».
IP
ШВВ
unregistered
Итак, учение об астрале – это взгляд на наши психические образования: мотивы, влечения, страсти, предчувствия – такой, как если бы все они были живыми существами, населяющими особый мир со своими законами.
Подобно оккультизму в целом, это скверная, но очень наглядная психология. Ведь в том и состоит ее призвание – развить у адепта «внутреннее» зрение, сделать видимым невидимого человека. Что ее отличает от обыкновенной, то есть «научной», психологии, так это откровенное, ничем не прикрытое обращение к наглядностям физики как образцу, а отчасти даже фундаменту тайного знания.

Вот, например, книга Ледбиттера, авторитетнейшего в начале прошлого века теософа, «Человек видимый и невидимый. Биоэнергетические поля человека – ауры». Она открывается посвящением в метод: читатель предуведомляется, что он – не «умозрительный», а строго научный. Далее он описывается так, чтобы не оставить у читателя, знакомого с курсом школьной физики, никакого сомнения в его научной надежности. Практически метод сводится «к умению видеть, и эта книга написана в надежде помочь, во-первых, тем честным исследователям, которые еще не обладают этой способностью, и дать ему понять, как выглядит душа и ее проявления для ясновидящего, и, во-вторых, помочь тем, кто уже обладает ясновиденьем, в той или иной мере совершенства, разобраться в смысле увиденного».
Итак, нам обещают показать, «как выглядит душа», и помочь постигнуть увиденное.

«Первое, что необходимо очень ясно осознать – это то, что окружающий нас мир удивительно сложен и содержит в себе значительно больше, чем видит человеческий глаз». Тому же учит физика, и Ледбиттер ссылается на нее, когда говорит об открытых ею фазовых состояниях вещества. «Оккультная химия говорит о еще одном, более тонком состоянии, чем газ, в которое могут быть переведены или трансмутированы все известные нам вещества. Мы называем это состояние эфирным». «Его можно получить делением всего, что в физике считается неделимым…».
«Науке хорошо известно, что даже в самом твердом веществе два атома не соприкасаются друг с другом. Каждый из них обязательно имеет необходимое пространство для движения и вибрации. Каждый физический атом плавает в астральном море – море астральной материи, которая окружает его и заполняет любую щелку физической материи. Ментальная материя, в свою очередь, точно таким же образом проникает в астральную».

Оккультная материя погружается в прорехи обычной материи, заполняя все ее «щели». Чуть позже она хлынет в гиперпространства, заготовленные впрок математиками для физиков.
Человек имеет столько тел, или планов бытия, сколько существует тонких материй, связанных друг с другом посредством резонанса. «У нас имеется своего рода телеграф между физическим телом и душой». Мысль – это движение ментальной материи, которое вибрациями переводится сначала в астральный, а затем в эфирный план, каковой и действует на «серое вещество мозга» – опять же вибрациями.

С физикой покончено, начинается лирика. Ясновидящему человек открывается «как обычная книга». «Если мы посмотрим на примитивного человека сверхзрением, то увидим его физическое тело окруженным светящейся овальной дымкой…». «Взрыв гнева покроет все астральное тело темно-красными вспышками на черном фоне, внезапный испуг мгновенно окутает его отвратительным серо-сизым облаком». «По виду ментального тела можно вывести, что за человек перед нами и как он использует свою жизнь в данной инкарнации».

В заключение этого беглого курса ясновиденья стоит привести хотя бы некоторые из его шедевров – вклад теософии в красочное душеведенье. «Черный – густые черные скопления в астральном теле свидетельствуют о ненависти и злых намерениях. Когда человек разгневан, в его ауре можно видеть страшные мыслеформы, которые плавают в ней наподобие колец тяжелого ядовитого дыма». «Коричневый … означает корыстолюбие. Он обычно располагается параллельными линиями поперек астрального тела, придавая ему очень странный вид». «Серый … означает депрессию. Этот цвет, так же, как и в случае жадности, имеет любопытное свойство располагаться параллельными линиями, и оба создают впечатление, что несчастная жертва заключена в клетку». Аура здоровья – это тоже параллельные линии, излучаемые из всех пор тела, но их так много, что в совокупности они образуют дымку. Синий выражает религиозное чувство. Голубой – высшую духовность, особенно со вспышками золотых звезд, свидетельствующих о возвышенности духовных устремлений. Вокруг же адепта, то есть человека, «который достиг цели развития человечества», наблюдаются «огромные концентрические оболочки, которые всюду пронизаны лучами живительного света».

Под тайной человека теософия подводит черту совсем простыми словами: «…Видения мистиков и святых, ясновидения йога и развитого оккультиста, все что познается в вещих сновидениях и в наиболее высоких состояниях человеческого сознания, все это не более как проникновение в физический мозг человека вибрации высших миров, воспринятых высшими телами человека» (А. Безант).

Вот, собственно, и все тайноведенье. Есть и более замысловатые тезисы. «Мы видим, что так же, как Божественное состоит на 7-ом плане из 7-ми аспектов, так и божественность мира человеческого духа внешне троична на 5-ом плане». Но поскольку образ души никак не связан с ее математическим закулисьем, эти устрашающие декорации я оставляю без разбора.

Важнее другое: явленные тут картины располагаются в тревожной близости к открытиям художественного авангарда.
IP
LifeBurner
Новичок
Сильно! Мне нужно время обдумать ответ
IP
ivi06
Участник
Много
To LifeBurner
назад по шкале времени от текущего момента. - а чем не нравится текущий момент?
IP
ШВВ
unregistered
To LifeBurner
«Практика холотропных состояний — писал С.Гроф — восходит к самым началам человеческой истории. Она - самая характерная черта шаманизма, древнейшей религии человечества, включающей искусство целительства».
На мой взгляд, регресс к архаическим формам сознания (ср. тему о «языческой философии») не имеет культурного смысла, потому как все ценное в них уже претворилось в современную культуру и в ней действует.

Сходство рок концерта с ритуалом инициации очевидно. Менее заметна ритуальная форма более утонченных явлений культуры, подобных симфоническому концерту. Однако давно замечено, что и он отвечает стандартному определению ритуала как «акта драматизации и воспроизведения мифологии данной культуры или социальной группы — мифологии, объединяющей или внутренне оправдывающей данную культуру или группу». Симфонический концерт — это реликт «культа предков»: действие, посредством которого умершие музыканты контролируют действие живых посредством нотации. Это празднование «священной истории» средних классов; оно собирает людей, периодически испытывающих потребность удостовериться в незыблемости своих ценностей. Другого доступа к ним нет. Чему не мешает тот факт, что сам оркестр выстроен по модели индустриального предприятия с жесткой дисциплиной и разделением труда.

Внутреннее, то есть культурное понимание язычества наступает тогда, когда мы узнаем шамана не в деревенском колдуне, а в салонном поэте. Проблема не в том, чтобы вернуться к цельности первого человека, а в том, чтобы расслышать ее голос в наличных формах культуры.

В обиходе современной культуры «холотропное состояние», равно как и «сверхчувственное», называется просто-напросто эстетическим восприятием. Что, как не затяжной сеанс группового «ясновиденья» представляет собой роман? « А теперь оставим нашего героя и перенесемся…».
Аудитория шамана, в отличие от аудитории поэта или музыканта, знает, что шаман посещает иные миры «в натуре». Свидетельством тому служат совершаемые им подвиги. Рассказы о чудесах, сотворенных шаманом в священном экстазе – его чувствительности к невидимому или нечувствительности к боли, а также об успехах врачевания, – подтверждаются независимыми источниками как вполне достоверные. Они входят в круг тех же достижений, что средневековое подвижничество или древнейшая йога.

Сами шаманы описывают свое состояние как овладение более совершенными, чем обычные, органами чувств. Подобно пушкинскому «пророку», они убеждены, что духи «вставляют» им новые глаза и «просверливают» новые уши. «Я и сам не знаю, – рассказывает один из них, – где находятся эти вставленные глаза, думаю, под кожей. Когда камлаю, я ничего не вижу настоящими своими глазами, вижу теми, вставленными. Когда меня заставляют искать какую-нибудь потерянную вещь, завязывают мне настоящие глаза, и я вижу другими глазами гораздо острее и лучше, чем настоящими».
Если бы литератора пытали столь же истово, как этнографы – шамана, если бы он искал полного понимания у современного инженера, едва ли бы он сумел сообщить о творческом вдохновении что-либо иное. Да, у него другими становятся глаза, да, он обретает духов-помощников — ту же «Музу».
Поэт не умеет доказать свою чудесную силу настолько, чтобы отыскать спрятанную вещь с завязанными глазами. Но он тоже видит лучше всех прочих. Трудно сказать, зачем литератор, в отличие от журналиста, сообщает нам не то, что сам видит, а что видят вымышленные им персонажи, и почему его вымысел ценится куда выше, чем прямой репортаж с места событий. Сам Аристотель признавал, что поэзия глубже истории. Поэтому никакой писатель не пытался вообразить себя Нероном, чтобы сообщить историкам недостающие им драгоценные сведения о Римской империи.

В эстетике, антропологии, социологии есть все или почти все, чтобы объяснить эффективность «экстаза» или чудесного врачевания. Трудности, отдающие серным духом, начинаются при переводе чудотворства в физический план. Если бы оккультист не начинал свои откровения с постулатов дурно понятой физики, то в его построениях не было бы ничего замечательного. Если бы он обладал специфической одаренностью, то мог бы стать художником, коллекционирующим превращения ауры в беспредметном искусстве. И только апелляция к естествознанию немедленно превращает его построения в оккультные.
Физика здесь ни при чем, но это приходится долго и нудно доказывать.
IP
Страницы(2): 1 2

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net