Fryazino.NET Forum || Культура и наука || Крушение цивилизации "воинов облаков"
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
Крушение цивилизации "воинов облаков" (1) 1 для печати | RSS 2.0
MoMy
Участник
Находки в Перу позволяют узнать много нового о древней индейской цивилизации, когда-то оказывавшей ожесточенное сопротивление империи инков.

Новооткрытая ритуальная площадка из камня, о которой было сообщено на прошлой неделе, судя по всему, была построена индейцами чачапоя (Chachapoya), славившимися своей технологией обработки металлов и камня. Рассвет этой культуры, зародившейся в амазонских тропических джунглях, пришелся на IX-XV столетия н.э. Чачапоя получили известность благодаря строительству впечатляющих неприступных горных цитаделей, а также из-за своих захоронений, заполненных хорошо сохранившимися мумиями. Это, например, перуанские "мавзолеи", расположенные на утесах возле озера Лагуна Кондоров (Laguna de los Condores, называемого также Озером Мумий), удивительные вертикальные саркофаги Карахии на небольшом утесе напротив долины Хускубамба и др. Правда, грабителям, как это водится, зачастую удается добраться до артефактов раньше ученых, которые вынуждены довольствоваться остатками.

А перуанские мумии, в частности, позволили узнать, что туберкулез в Южной Америке не только существовал до появления испанских конкистадоров в XVI веке, но и был чрезвычайно распространенным заболеванием среди местного населения. Так, с помощью рентгеноскопии следы туберкулеза были обнаружены в позвоночниках и легких 10% из двух сотен мумий. По оценкам ученых, по меньшей мере половина индейцев страдала от какой-либо формы этой болезни - у них были поражены либо легкие, либо позвоночник, либо то и другое одновременно. Предполагается, что в Европе люди заражались туберкулезом от домашнего скота. Согласно одной из версий, в Америке эта болезнь была передана людям от других прирученных животных - лам.

Каменный город-крепость чачапая Куелап (Kuelap) был открыт на северо-востоке Перу (в 72 километрах на юго-запад от города Чачапояс, столицы области Амазонии) еще в 1843 году, он находится в стратегическом месте на вершине горы, доминируя над долиной реки Уткубамба. Построен в IX веке, занимает площадь, равную 6 гектарам и состоит из 420 сооружений овальной формы, из которых выделяется башня и крепость. Внушительные защитные городские стены достигают 25-метровой высоты и имеют три узких прохода, препятствующих быстрому проникновению множества противников.

Носящие гордое звание "воинов облаков" (данное врагами) чачапоя прославились ожесточенным сопротивлением, которое они оказывали превосходящим по численности войскам противника - инкам. Правда, в конечном счете инки все-таки одержали победу над чачапоя (и после этого даже настоящее имя "заоблачного народа" было стерто с лица земли - данные события произошли незадолго до прибытия первых испанцев в Перу в XVI столетии), однако сполна насладиться плодами своей победы они уже не успели...

Племена чачапоя в Восточных Кордильерах окончательно разгромил инкский правитель Уайна Капак (1493-1525), собственно, при нем империя инков и достигла апогея своего развития. После смерти Уайна Капака вспыхнула междоусобная война двух претендентов на инкский престол - Атаульпы и Уаскара, из которой победителем вышел Атаульпа, столкнувшийся позже с конкистадорами под предводительством Писарро. Безжалостные и коварные испанцы казнили Атаульпу и возвели на трон младшего брата Уаскара Манко Капака. Манко Капак позже поднял восстание и в труднодоступном горном районе создал так называемое Новоинкское царство, последний правитель которого был казнен испанцами в 1572 году.

Спустя полтысячелетия история остается все так же несправедлива к чачапоя. Так, город инков Мачу Пикчу (Machu Piccu), обнаруженный в 1911 году, считается ныне туристической меккой, в то время как колоссальная цитадель чачапоя Куелап, что найдена гораздо раньше, до сих пор малоизвестна...

В августе прошлого года четыре перуанца-фермера (семья Анаско - Anazco), живущих в отдаленном лесном районе на восточной стороне Анд, наткнулись на какое-то странное сооружение, которое они прозвали "Huaca la Penitenciaria de la Meseta", потому как из-за высоких глухих стен оно напоминало им тюрьму. Сооружение высотой 7 метров имело три яруса, его основание имело размеры 70 на 35 метров. Наверху обнаруживаются остатки небольших построек. Фермеры связались с Китом Маскаттом (Keith Muscutt) из Калифорнийского университета (University of California) в Санта-Крузе, ученым, специализирующимся на чачапоя, поскольку знали его по многочисленным экспедициям в данный район (Маскатт даже стал крестным отцом нескольких фермерских детей). И вот в прошлую среду на калифорнийской конференции в Беркли, посвященной цивилизациям Анд, Маскатт сделал соответствующее сообщение.

Новонайденная постройка располагалась в неспокойном районе, однако при этом она не может похвастаться какими-либо укреплениями, то есть носит не военный, а мирный характер. Скорее всего, оно использовалось в ходе каких-то ритуалов. При этом la Penitenciaria не является и центром какого-либо не дошедшего до наших времен ансамбля, то есть, по всей видимости, это действительно одиночное сооружение (к нему примыкают разве что остатки наблюдательной вышки). По заявлению Маскатта, "тюрьма" напоминает ему лишь одно строение чачапоя сходной структуры на разграбленном горном участке, что известно под именем Pirca Pirca (то есть стена, сложенная из камней, не скрепленных между собой каким-либо цементным раствором). Однако горизонтальные площадки размером с футбольное поле, выложенные из камня, - это нечто новое в архитектуре чачапоя. И поражают прежде всего размеры...

Теперь Маскатт совместно с перуанскими властями организует в тот район комплексную экспедицию, однако уже теперь можно сказать, что придется серьезно пересмотреть характер взаимоотношений и связей между "людьми облаков" и жителями амазонской равнины, ведь этот новый "ритуальный центр" обнаружен как раз в пограничной зоне между разными племенами.

http://www.grani.ru/files/32358.jpg

Источники:
Vast "Cloud Warrior" Ruin Found in Amazon - National Geographic News
Discovery could bring Peru's 'cloud warriors' to earth - USA Today

Ссылки:
Центральноандская область в постклассический период
IP
MoMy
Участник
Индиана Джонс основал секту и умер в 80 лет в своем доме

Дуглас Юджин "Ген" Савой. Фото с сайта www.genesavoy.org Дуглас Юджин "Джин" Савой (Douglas Eugene "Gene" Savoy) - американский исследователь, обнаруживший свыше 40 затерянных городов в Перу и раскрывший человечеству глаза на богатство древнеамериканских культур, умер в возрасте 80 лет у себя дома в Рино во вторник, 11 сентября. Его семья сообщила СМИ об этом в субботу.

Названный журналом People "реальным Индианой Джонсом" (имеется в виду известный герой фильмов Стивена Спилберга), Савой считается автором четырех важнейших археологических открытий на территории Перу, включая город Вилькабамба (Vilcabamba) - убежище инков, разгромленных испанскими конкистадорами (эта их последняя столица пала в 1572 году). Раскопки на территории Вилькабамбы Савой проводил в середине 1960-х гг.

За последующие 40 лет в джунглях Перу Савой обнаружил свыше 40 каменных городов таинственной цивилизации - инкских предшественников, именуемых чачапоя - "воинами облаков" (Chachapoya). Среди них был Гран-Пахатен (Gran Pajaten), Гран-Вилайя (Gran Vilaya) и Гран-Сапозоа (Gran Saposoa). Чачапоя славились своими технологиями обработки металлов и камня. Рассвет этой культуры, зародившейся в амазонских тропических джунглях, пришелся на IX-XV столетия н.э. Чачапоя получили известность благодаря строительству впечатляющих неприступных горных цитаделей, а также из-за своих захоронений, заполненных хорошо сохранившимися мумиями.

"Ученые считали все эти города и поселения в перуанском тропическом лесу всего лишь мифом, пока мой отец не нашел их, - говорит сын Савойя Шон (также ставший археологом). - Его открытия привели к рождению целой новой научной области - археологии джунглей, - которой прежде просто не было". Он рассказывает, что его отец в ходе странствий болел гепатитом, его кусали змеи и преследовали вооруженные партизаны.
IP
MoMy
Участник
Чачапоя – загадка исчезнувшей цивилизации/Chachapoya-Solving The Mystery of a Lost Civilisation

National Geographic, 2008, 50 минут, SATRIp

Описание:
Каменные крепостные стены, словно вырастающие из джунглей, возвышаются на вершине перуанских гор. Эти стены высотой в 30 метров заполнены костями «воинов облаков», исчезнувшего народа Чачапоя, жившего высоко в перуанских горах в 800-1500 годы нашей эры. Индейцы Чачапоя создали уникальную культуру воинов и шаманов и имели налаженное торговое сообщение с долиной Амазонки. Сотни захоронений, обнаруженные на территории высокогорного поселения, позволяют объяснить происхождение народа Чачапоя и раскрыть тайну постройки недоступной крепости. Однако вопрос, почему цивилизация Чачапоя неожиданно исчезла в середине 16-го века, до сих пор остается открытым...
IP
MoMy
Участник
Культура Чачапойя

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Чачапойя — доколумбова культура, существовавшая в Перу примерно в 900—1470 гг. н. э. Находилась на плато на территории современного департамента Амаcонас.

Жители данной культуры создали множество монументальных каменных памятников: Куэлап, Гран-Пахатен, Лагуна-де-лос-Кондорес и др., а также большое количество саркофагов и мавзолеев в труднодоступных местах.

Происхождение чачапойя

Письменные источники, например, сообщение Сьесы де Леона в «Хронике Перу», указывают на то, что у чачапойцев была «более светлая» кожа, чем у других народов региона, хотя испанское слово «blanco» скорее означает «чистый/опрятный», поскольку в сообщении речь шла о женщинах, и они сравнивались не с европейками, а с другими индианками. Происхождение чачапойцев и их этническая принадлежность до настоящего времени представляют собой предмет дискуссий.

По данным экспедиции Антисуйо из Амазонского археологического института, чачапойцам были свойственны не амазонские, а скорее андские культурные традиции.

Антропоморфные саркофаги напоминают имитации погребений в скорченном виде с деревянными масками Среднего горизонта, доминирующей культуры прибрежья и высокогорья, известной также как культура Тиуанако-Уари. «Мавзолеи», возможно, представляли собой модифицированные разновидности надгробных башен, известных как «чульпа» (chullpa) или «пукульо» (pucullo), характерных для культур Тиуанако, Уари и их потомков.

Переселение народов в Амазонские Анды было, по-видимому, вызвано желанием расширить площадь сельскохозяйственных земель, что видно из широкого использования террасного земледелия в регионе. Условия ведения сельского хозяйства в Андах и в прибрежном регионе были связаны с общими трудностями — огромными пустынными территориями и нехваткой почвы, пригодной для сельского хозяйства, поэтому эти земли оказались недостаточными для жизнедеятельности.

Инкское завоевание

По сообщению Инки Гарсиласо де ла Вега, Инкская империя покорила культуру Чачапойя в годы правления Тупак Инки Юпанки во второй половине 15 века.

По его сообщению, военные действия начались на склоне Пиас, на юго-западе Гран-Пахатена, что может свидетельствовать о том, что та территория относилась к чачапойскому государству.

Имеется большое количество исторических свидетельств о войне чачапойцев с инками, в особенности много их содержится в хронике Сьесы.

В годы правления Уайна Капака чачапойцы восстали:

«Они убили назначенного инками губернатора и военачальников (…) и (…) воинов (…) и многих других захватили в плен, намереваясь обратить в рабство.»
В ответ Уайна Капак, который в то время находился в землях народа каньяри и собирал войска, направил послов с предложением мира. Однако чачапойцы «подвергли послов наказанию (…) и пригрозили им смертью».

Тогда Уайна Капак распорядился напасть на чачапойцев. Он пересёк реку Мараньон по мосту, сооружённому из деревянных плотов. Инкские войска направились к городу Кахамаркилья (современное название), который в то время был одним из крупнейших чачапойских городов. Из Кахамаркильи навстречу инкам вышла делегация женщин во главе с бывшей наложницей Тупак Юпанки. Они обратились с просьбой о милосердии и пощаде, на что предводитель инкских войск дал согласие. В память о мирных переговорах место было объявлено священным, так что с тех пор «(…) ни мужчина, ни женщина, ни, если возможно, даже птица не должны были вступить на неё». «Считается достоверным, что в этой местности внутренней территории поселились потомки известного полководца Анкольо, с которым жестоко обошлись главнокомандующие Инки, лишив его родины, он ушел с чанками, пожелавшими следовать за ним».

Чтобы обеспечить умиротворение чачапойских земель, инки расположили там свой гарнизон. Они также переселили часть населения в другие регионы, как это было заведено в их империи:

«(…) им выделили землю и места для домов невдалеке от холма под название Карменга рядом с городом Куско».
Со времён присутствия инков на чачапойских землях сохранились останки города Кочабамба на берегу реки Уткубамба в современном округе Леймебамба.

«Во всех этих провинциях были крупные постоялые дворы и склады Инков, селения их не вредны для проживания, и в некоторых из них есть золотые рудники. Все местные жители, и мужчины и женщины, ходят одетыми. В старину у них были храмы и они приносили жертвы тем, кого почитали за богов; были у них огромные стада овец. Они изготовляли роскошную и ценную одежду для Инков, да и сегодня они делают её превосходно, а ковры такие изысканные и красивые, что из-за мастерства изготовления они очень высоко ценятся».

Испанское завоевание

Как пишет Сьеса де Леон: «Вступил в эти провинции Чачапояс маршал Алонсо де Альварадо, являясь капитаном маркиза дона Франсиско Писарро. После завоевания провинции и подчинения местных индейцев власти его Величества, он основал и заселил Пограничный город [Чачапояс] в местности, называемой Леванто, месте надежном, кирками и тяжелыми мотыгами выровненном для постройки; правда, через несколько дней он ушел в другие провинции, называемые Гуанкас. Эта местность считается здоровой. Индейцы чачапояс и гуанкас служат этому городу, установившего над ними энкомьенду».

Интересен еще один факт: «В 1550 году в Пограничный город прибыли (коррехидором там является знатный кабальеро Гомес де Альварадо) более 200 индейцев, рассказавших, что уже несколько лет, как покинув землю, где проживало очень много ихних людей, они пересекли многие края и провинции, и такое сражение им устроили, что полегли все, кроме этих двухсот».

В 1785 году в провинции Чачапояс проживало 11123 человека, из них: 9 священников, 24 клирика, 11 монахов, 966 испанцев, 6591 индеец, 3825 метисов, 93 мулата, 13 негров.[1]

IP
Страницы(1): 1

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net