Fryazino.NET Forum || Культура и наука || "А снег летит и падает ничком..." Стихи о зиме
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
"А снег летит и падает ничком..." Стихи о зиме (2) 1 2 для печати | RSS 2.0
sunny witch
Участник
Тебя я зову
(сонет)

Ты оглушен, и беззвучен мой стон,
Речи метелью, пургою обвиты,
Наши грехи наверху не забыты -
Тучами забрано небо в полон.

Что за причина? В кого ты влюблен?
Розы в душе отчего не раскрыты?
Хрупкие чувства морозом побиты,
Льдистый стоит лепестков перезвон.

Если словами спастись - не судьба,
Мимо тебя проскользну в озаренье,
Теплой рукою дотронусь до лба.

Дело уладится прикосновеньем,
И очистительным встречным гореньем
Ты остановишь меня у столба!
IP
Уловка-22
Участник
Фигня война, главное - маневры!
По мотивам...
И в очистительном ярком гореньи два огнемёта сошлись на дуэли!

А очистительным встречным огнём три огнемёта спалили кордон!
Не в обиду! Если пересечемся, можете мне 2 раза в глаз дать! Я тоже хочу стих придумать, но у меня не получается...
IP
Mrs. Хадсон
Участник
Пошёл вон, бандит...
To Уловка-22
Это Ваша первая проба пера? Великолепно! А продолжение? У меня только так получилось,я стихов тоже не умею писать,но хочу:
....три огнемета спалили кордон,
начальник кордона был слегка удивлен.
IP
sunny witch
Участник
To Mrs. Хадсон
To Уловка-22
Ничего,немного терпения и у вас тоже всё получится,желаю удачи!
IP
Mrs. Хадсон
Участник
Пошёл вон, бандит...
To sunny witch
Спасибо! Ну тогда сочиняю дальше.
Два огнемета сошлись на дуэли,
И огнеметчики вмиг протрезвели!
Ну,как Вам? По-моему,шедевр.
IP
Уловка-22
Участник
Фигня война, главное - маневры!
To sunny witch
To Mrs. Хадсон
О, у меня получилось, получилось! Действительно, просто!

Ты оглушён! Кастет - это не шутка!
И речи бесполезны тут мои,
Лежишь, как снег, безмолвно-равнодушен,
Невосприимчив к голосу любви!
Злодеи эти где? Не стоит
Таким уродам по земле ходить,
В мечтах моих теперь - из огнемёта
К позорному столбу их пригвоздить!

(шедевр отмечается вот так - )
IP
Mrs. Хадсон
Участник
Пошёл вон, бандит...
To Уловка-22
Щас отсмеюсь,потом тоже попробую сочинить на радость людям.
IP
ФЕЛИЦА
Участник
Dum spiro spero
licq:4403
Творческий процесс в развитии! Все идет по плану...

IP
Mrs. Хадсон
Участник
Пошёл вон, бандит...
Вот.
Отпущена в морозы
Я мамой погулять.
Иду себе по Фрязино,
Гляжу по сторонам.
И вдруг, о Чудо!,сквозь людской поток
Рванул ко мне какой-то паренек.
Его мой лик печальный пленил,наверно...
А-а-а-а...а где же мой мобильник?
Он на шнурке болтался...
IP
Felica
Участник
Кому есть что сказать...
To Mrs. Хадсон
Переношу ваше стихотворение в "Опусы" Литгоса.
Оно там уместнее. Если Вы не возражаете, конечно.

IP
Mrs. Хадсон
Участник
Пошёл вон, бандит...
To Felica
Конечно,конечно.Только скажите,это наказание или поощрение?
IP
Felica
Участник
Кому есть что сказать...
To Mrs. Хадсон
Поощрение, разумеется. Мы ценим юмор.

IP
Felica
Участник
Кому есть что сказать...
To Уловка-22
Вас тоже нужно поощрить!
Добро пожаловать в "Опусы"! (Если Вы не против, конечно)
IP
sunny witch
Участник
To Mrs. Хадсон
To Уловка-22

Прикольно
IP
sunny witch
Участник
To Mrs. Хадсон
У тебя здорово получилось,но вот строчка
цитата:
Он на шнурке болтался

как-то не вяжется с остальным в твоём стихе
Сообщение изменено sunny witch от 2008-01-07 16:38:49
IP
Yulisska
Участник
flying away from the beast
Борис Поплавский

Рождество расцветает. Река наводняет предместья.
Там, где падает снег, паровозы идут по воде.
Крыши ярко лоснятся. Высокий декабрьский месяц
Ровной, синею нотой звучит на замерзшем пруде.

Четко слышится шаг, вдалеке без конца повторяясь,
Приближается кто-то и долго стоит у стены,
А за низкой стеной задыхаются псы, надрываясь,
Скаля белые зубы в холодный огонь вышины.

Рождество, Рождество! Отчего же такое молчанье,
Отчего все темно и очерчено четко везде?
За стеной Новый Год. Запоздалых трамваев звучанье
Затихает вдали, поднимаясь к Полярной звезде.

Как все чисто и пусто. Как все безучастно на свете.
Все застыло, как лед. Все к луне обратилось давно.
Тихо колокол звякнул. На брошенной кем-то газете,
Нарисована елка. Как страшно смотреть на нее.

Тихо в черном саду, диск луны отражается в лейке.
Есть ли ёлка в аду? Как встречают в тюрьме Рождество?
Далеко за луной и высоко над жесткой скамейкой
Безмятежно нездешнее млечное звезд торжество.

Все как будто ждало, и что спугнута птица шагами
Лишь затем, чтоб напомнить, что призраки жизни страшны,
Осыпая сиянья, как долго мы были врагами
Тишины и природы, и все ж мы теперь прощены.

1930-1931

IP
Божий одуванчик
Участник
Жизнь человека - это путь к Богу
Портрет незнакомца.

Зима строга, грустна и благородна,
От зрелости и опыта холОдна,
От суеты и лжи уставшая
Держать себя в руках мечтавшая.

Но солнце как улыбка вдруг прорвётся,
В глазах душа живая распахнётся -
И столько света, правды, радости!..
И стало мне легко, как в младости.
IP
Божий одуванчик
Участник
Жизнь человека - это путь к Богу
ЕСЕНИН

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

1910
IP
Алина
Новичок
Радуйся жизни. Пока ты ею недоволен, она проходит
Снег хорош – его можно стряхнуть.
А вот дождь - он до нитки промочит,
Грусть навеет, встревожит чуть-чуть,
Вновь напомнив о силе пророчеств.

И привидится мне скромный дом,
Где рассветною тихой порою
Вещий сон о спасенье людском
Снится новому Ною.
IP
19 лет
Участник
14 лет
и что-нибудь про снежное своё
с пророческою силой обреченья
возрадуясь от жизни вновь поёт
поэт о ное тихо ное тихой тенью

чуть-чуть лицо волнением рябит
ведь ясен день великого потопа
но нас учил знакомый паламит
смерть не страшна когда страшна европа
IP
LiebE
Участник
Solitary Girl, Greensleeves
licq:4915
Он- следы от лапок будущего дождя...

Поток дневного света любит щекотать лицо,
Ему нравятся содрогания души,
Замыкает нас в слепое кольцо
Остаток дня- ночи мягкой остроты.

Морозное творение любит щекотать окна,
Ему нравится удивлять, приходя,
Ему скоро станет так мокро,
Ведь он- следы от лапок будущего дождя...
IP
Эдуард
Участник
To LiebE

" Морозное творение любит щекотать окна,
Ему нравится удивлять, приходя,
Ему скоро станет так мокро,
Ведь он- следы от лапок будущего дождя..."

Великолепно!
Сообщение изменено Эдуард от 2008-01-21 17:33:33
IP
Эдуард
Участник
Новый год, январь – всегда были для меня событиями, в которых, как неожиданные подарки, реализовались самые невероятные события.
Но были события и негативного характера, как, например, 3 января этого года. Где то в полдень я узнал, что скончался популярный актёр Александр Абдулов. С этим замечательным артистом я был хорошо знаком.

Как специальный корреспондент Российского информационного агентства «Новости» (РИА «Новости») Правительства РФ я освещал все события страны, связанные с техникой и наукой. В частности, связанные с радиотехникой и электроникой, ядерной техникой и авиацией, продажей оружия и космонавтикой и т.д.(кстати, часть сообщений о запусках ракет – шли по федеральным каналам телевидения и радио с улицы Полевой нашего города, - моя квартира была оборудована соответственно, - о чём я как-нибудь расскажу. Теперь можно.) Но, увлекаясь литературой, я не мог обойти культуру и искусство: иногда готовил информации и по этой тематике и – они распространялись Агентством по федеральным СМИ и за рубежом. Многие литераторы, кинорежиссёры, руководители театров звонили, сообщали мне о выходах своих книг, о своих предстоящих премьерах. Так я сблизился и с Ленкомом, с его актёрами. Александр Абдулов оказался среди них.

В последние годы он стал выглядеть хуже, чувствовалось, что с ним «не всё благополучно». Однажды, разговорившись, я спросил у него, не собирается ли он организовать свою театральную студию? (Надо сказать, вопрос этот я задал ему ещё и потому, что сам я в своё время организовал во Фрязино Литературно-журналистскую студию в городском Центре детского и подросткового творчества (ЦДТ), - которая работает и поныне, - мне было интересно работать с творчески одарёнными детьми и подростками, – некоторые из них потом возглавили престижные редакции СМИ РФ, стали членами Союза писателей России). На мой вопрос реакция Абдулова была неожиданной: «А что, я уже выгляжу таким старым?». – У вас большой опыт работы в кино, в театре, - парировал я. - Вы могли бы создать целое направление в развитии театрального искусства. «Нет уж, - почему-то взволновавшись, торопливо заговорил он. – Вот постарею… тогда, может быть, напишу даже мемуары. А пока… хочу играть. Сам хочу играть!» Он или не чувствовал надвигающуюся свою беду, или старался от неё откреститься… Ведь разволновался.
Надо сказать, люди одарённые, связанные с духовной жизнью, всегда почти не обращают внимания на своё физическое здоровье. Обрыв жизни для них и окружающих всегда оказывается катастрофически неожиданным.
О его смерти, я, как написал выше, узнал в полдень третьего января. А уже в 16.20 выступил по радио «Эхо Москвы» с коротким воспоминанием об актёре.

О других Новогодних событиях других лет – в следующих постах.




Сообщение изменено Эдуард от 2008-01-21 17:11:34
IP
Эдуард
Участник

Это произошло в дни моей зелёной молодости. Я тогда занимался в Москве в Литературной студии при Союзе писателей СССР. За два дня до Нового года мне передали, что радиостанция Всесоюзного радио готова мне заказать слова для Новогодней песни. Композитор у них есть, так передали мне.
Поначалу я это воспринял как шутку. Но когда позвонил на радио по оставленному мне телефону, понял, что всё всерьёз. Вечером того же дня надиктовал им слова, а утром 1 января - над страной зазвучали залихватские ритмы песни в исполнении популярной тогда певицы (Ирины Бржевской)... Было как-то не по себе слышать свои слова в голосовом и музыкальном сопровождении. Так пришёл ко мне неожиданным подарком Новый год.
Главное, что не было стыдно за всё произошедшее. Текст-то, в общем, был написан «по заказу» и представлял собой т е к с т /не более того/, художественно пустоватый. 1 января радиостанция "крутила" эту песню целый день. Только потом понял, что даже песня, а точнее – слова для песни, - должны быть не просто «набором текста»… Недавно, перебирая музыкальные издания, наткнулся на эту песню – она вошла в один из Новогодних «песенников». Не знаю, по какой причине её ещё и опубликовали. Видимо, с подачи композитора.
А текст был такой:



Под Новый год все окна светятся -
под Новый год не спят домА.
Под Новый год на санках месяца
съезжает русская зима.

Припев:
Ах, этот вечер - просто сказочный,
он песней зА душу берёт.
И только так бывает празднично
под Новый год, под Новый год!

Бросай, бросай, мороз иголочки,
ты посмотри, ты посмотри -
домА наряжены как ёлочки,
и сыплет снег - как серпантин.

Припев /повторяется/

А мы бежим с тобой по улице,
а мы бежим, а мы бежим.
За нами следом - вьюга кружится,
в огнях сверкают этажи.

Припев /повторяется/.

Ты улыбаешься с восторгом мне,
бросаешь весело снежок,
и шубка у тебя расстёгнута,
и блещет тайной сапожок!

Ах, этот вечер - просто сказочный,
он песней зА душу берёт.
И только так бывает празднично
под Новый год, под Новый год!

Таким я ожидал увидеть наступающий Новый год. Реально же, по жизни, он заставил меня написать совсем другие стихи. Но об этом в следующем посте.


Сообщение изменено Эдуард от 2008-01-23 22:25:35
IP
Эдуард
Участник


Реально Новый год для меня оказался не таким праздничным, как в написанной песне. Встретил я его без "своей" девчонки...Впрочем, частично об этом расскажут стихи:


Ты музой была, ты - музой.
И ветреной ты была.
Ещё ты была обузой -
меня до печенок жгла.

Когда ты ко мне приходила,
поспешно бросив: "Привет!",
я, словно священник кадилом,
словами махал в ответ.

Что, дескать, так сердце радо!
Что жаль - нету дома цветов...
Но с губ твоих - кроме мата -
почти не слетало слов.

Твоей красоты небывалой -
никак я не мог отвести
от сердца, от губ и от алой
любви, что пыталась цвести.



* * *

Перед Новым, бесснежным годом -
мы к шампанскому тортик зарезали.
Почитали стихи с апломбом.
Ну, конечно, свои, как бездари.

И в конце, безнадёжно трезвые,
поскользили уличной слякотью, -
на которой, словно на лезвиях,
отражалась луна своей мякотью.

Вот и все мои невпечатления
от ушедшего дня мелькнувшего,
отцепившего нас с наслаждением,
как от груза - от года минувшего...

Ну, а как ты сей праздник отметила
возле тощего дылды-сверстника?
Волновала-ль тебя отметина
губ подвыпившего ровесника?

Если б я своим чувствам поддался
и на улице рухнул спиною,
то конечно бы поцеловался
только с лужей и грязной луною.



НОВОГОДНЕЕ УТРО.

Снег...Он в блеске полёта
так безнадёжно красив.
С дальних окОн рано что-то
слышится модный мотив.

Там от ночной канители,
от выпивки не остыв,-
в лёгкой кисейной метели
гасится этот мотив.

Кто же меня в этом холоде
погасит, как те слова,
которые в утреннем городе
сыплются на дерева.

Не танцевал я и нЕ пил,
а строчки летят с утра, -
сгорая в серебряный пепел
с души, как кусочки добра...



И всё же, чем хороша молодость? Самонадеянностью, бесконечной верой в себя… В ночь на 2-е января вышел из дома в поле, которое тогда начиналось сразу за улицей Полевой. Вернулся домой с написанным (в голове) стихотворением:


* * *

Я вышел в полночь, было тихо,
на поле белый снег мерцал,
луна, как белая лосиха,
касалась моего лица.

И это белое мерцанье,
и тишина и мой покой,
слились, как предзнаменованье -
перед таинственной строкой.

Мне показалось на мгновенье,
что этот мир, моя душа -
войдут в одно стихотворенье,
в тот миг от счастья не дыша.

И я стоял, благоговея
перед природою один,
о будущем мечтать не смея
среди мерцающих седин...




IP
Эдуард
Участник


У этого стихотворения своя история.
Однажды перед Новым годом на моём пороге появилось прямо-таки небесное созданье! У нас в городе много симпатичных и красивых девушек /почему бы не проводить конкурс Мисс-Фрязино?/, но это созданье - было выше всяких похвал. Оказалось, что девушка влюблена в своего кумира, в известного певца. Удивило то, что у этого певца не убывают поклонницы. Когда-то он спел на телеэкране свою первую знаменитую песню "Белые розы" - и страна /в своей женской половине/ буквально рухнула к его ногам. Конечно же это был Юра Шатунов.

И вот в руках фрязинской пятнадцатилетней девочки - стихи, написанные ею, посвященные кумиру. Удивительно, что за моей дверью она оставила своего воздыхателя, поклонника - старшеклассника из лицея. Он-то и привёл её ко мне, чтобы убедить её: стихи у неё - дрянь, а любить потаённо - глупо, причём любить как бы виртуального героя, мелькающего на телеэкране - ещё глупее. Он полагал, что она таким образом обратит на него внимание.

Ничего этого я "до поры - до времени" не знал. Повертев в руках её стихи,- поэтически довольно беспомощные, - я неожиданно предложил ей встречу с её кумиром. Она оцепенела.

На новогодних "Рождественских встречах" Аллы Пугачёвой я провёл эту девочку в артистическую и посадил рядом с Юрой Шатуновым.
Фрязинская девочка сидела рядом с ним бледная, в столь аккуратно выглаженном платьице, что у меня просто перехватило дыхание от её целомудрия и искренности чувств. Щелкнув фотоаппаратом, я вышел. Когда через минут 15 зашёл, она сидела всё в той же позе, всё также держа какую-то книгу в руках, которую она, видимо, хотела подарить ему. А в книге - между страницами - лежал листочек с её стихотворением.
Назад мы ехали в электричке молча. Она только несколько раз повторила, что это был её самый счастливый день в жизни. В некотором роде я оказался для неё как бы Дедом Морозом.

Вскоре ко мне пришел её поклонник и рассказал, что это он "организовал" её приход ко мне, попросил написать стихотворение, посвященное ей, которое бы он передал ей как своё, "как автор". Я отказался.
Но вся эта история неожиданно "меня зацепила". Стихи написались и я их не передал никому, а просто размещаю здесь "на теме".


В белом платьице, шитым золотом,
в шубке ворсовой - на плечах -
ты смотрела легко и молодо,
а свеча шаталась в очах.

Ну а тот, кто свечу неприкаянную,
как и душу твою, воспалил, -
собирался в Москву белокаменную,
он пока ещё в Сочи был.

Он капризничал, девок щупал,
иногда вполголоса пел.
Ждать, наверное, просто глупо,
чтоб любовью он заболел.

Ты красива - светлее ангела, -
вся - божественное волшебство.
У него же - в глазах заплавлено
сверхбесовское торжество.

Взгляд его пронзительно синий,
бирюзою странной слепя,
огибает порой пол-России, -
но всегда настигает тебя.

И от этого долго мучаясь,
и от мыслей своих больна,
ожидая волшебной участи,
ты выходишь в город одна.

И - летишь над городом ангелом,
в снегопады ныряя с трудом,
обжигаясь внутренним пламенем,
но других - обжигая льдом.


IP
sunny witch
Участник
То ночь была,
Когда я в лес одна ушла.
Тот холодок
И блеск огней знакомых
Меня вёл за собой.

И ночь казалась так светла,
Что духи леса
Мне не причинили зла.

В той тишине
Над лесом лишь остывал
Закат кровавый.

А лес берёг и прятал
Тайну бытия.
Всё было как во сне,
Пока домой
Я не пришла и дома вдруг

В моём сознанье
Простая истина всплыла:
Живи легко,
Как год назад жила!
IP
Уловка-22
Участник
Фигня война, главное - маневры!
To sunny witch
Мораль, как и всегда, лежит недалеко:
Ходите чаще ночью в лес, и будет жить легко!
IP
Божий одуванчик
Участник
Жизнь человека - это путь к Богу
Автор слов и музыки Леонид Агутин.

Знаешь, однажды будет неважно
Что мы с тобой, а жаль…
И неслучайно, хоть и печально,
Снова придёт февраль.
Длинную ночь до рассвета
Мне не сомкнуть глаз,
Ветер холодный
Не потревожит нас.

Знаешь, наверно, это неверно
Что мы с тобой, а жаль.
Но не прощает, не отпускает
Ветреная печаль.
В солнечный день не растает
Белой реки лёд.
Это не с нами не произойдёт...

Пока февраль как господин
Снимает белое пальто,
Что ты одна и я один
Узнали мы только что.
Пока февраль как господин
Снимает белое пальто,
Что ты одна и я один
Узнали мы только что.

Знаешь, возможно это несложно,
Просто как дважды два,
Если однажды птицей бумажной
Станут твои слова.
Несколько строк на конверте
Кто-то умчит вдаль,
Что-то случилось,
Может быть февраль.

Пока февраль как господин
Снимает белое пальто,
Что ты одна и я один
Узнали мы только что.

Пока февраль как господин
Снимает белое пальто,
Что ты одна и я один
Узнали мы только что.
Пока февраль как господин
Снимает белое пальто,
Что ты одна и я один
Узнали мы только что.


IP
Божий одуванчик
Участник
Жизнь человека - это путь к Богу
Константин Бальмонт

ПОЗДНО

Было поздно в наших думах.
Пела полночь с дальних башен.
Темный сон домов угрюмых
Был таинственен и страшен.

Было тягостно-обидно.
Даль небес была беззвездна.
Было слишком очевидно,
Что любить, любить нам - поздно.

Мы не поняли начала
Наших снов и песнопений.
И созвучье отзвучало
Без блаженных исступлений.

И на улицах угрюмых
Было скучно и морозно.
Било полночь в наших думах
Было поздно, поздно, поздно.



IP
Божий одуванчик
Участник
Жизнь человека - это путь к Богу
Вероника Тушнова

Морозный лес.

В парадном одеянье
деревья-мумии, деревья-изваянья...
Я восхищаюсь этой красотой,
глаз не свожу,
а сердцем не приемлю.
Люблю землею пахнущую землю
и под ногой
листвы упругий слой.
Люблю кипенье, вздохи, шелест, шорох,
величественный гул над головой,
брусничники на рыжих косогорах,
кочкарники с каемчатой травой...
Труд муравьев, и птичьи новоселья,
и любопытных белок беготню...
Внезапной грусти,
шумного веселья
чередованье
по сто раз на дню.
Люблю я все, что плещется, струится,
рождается, меняется, растет,
и старится,
и смерти не боится...
Не выношу безжизненных красот!
Когда январским лесом прохожу я
и он молчит,
в стоцветных блестках сплошь,
одно я повторяю, торжествуя:
"А все-таки ты скоро оживешь!"




IP
sunny witch
Участник
To Уловка-22
ага
IP
sunny witch
Участник
Зима закрыла рыжие страницы
И унесла печаль с собой.
А я в кого-то влюблена
Прощайте сёстры и покой.
(Быть может свидимся ещё)
Я покидаю дом родной.
А по дороге в край чужой
Колокола звенят,
Танцует солнце надо мной,
Морозы ветками хрустят,
Глаза милОго о нашей тайне говорят,
И кони скачут в Ашхабад.
Сообщение изменено sunny witch от 2008-02-08 10:36:51
IP
Алина
Новичок
Радуйся жизни. Пока ты ею недоволен, она проходит
Уж третий день ложится наземь снег. Похоже, наступила наконец зима, и только сейчас действительно пришёл Новый год.


Новогоднее

Почтительно похрустывает снег,
Отсчитывая Времени шаги.
Курантов стрелки замедляют бег,
Вступают в перемирие враги.

Всё чудным светом озариться вдруг,
И лёгкий звон послышится вдали -
То час, когда вступает в Новый круг
Прекраснейшее таинство Земли.

И в миг, когда сольются стрелки две
В единую трепещущую нить,
Приходит детство в сказочной канве
Нарядных ёлочек, свечей и конфетти,

И маленьким воробышком в груди
Вдруг встрепенётся сердце - о мечте,
Давно забытой в будней суете,
Ты вспомнишь вновь, вновь ей начнёшь служить.
О, если бы мгновенья те продлить!


22 февраля в 19 часов вновь состоится встреча любителей поэзии и поэтов в Литературном салоне "Феникс". Приходите.
Сообщение изменено Алина от 2008-02-18 09:55:10
IP
Эдуард
Участник
Ровно 90 лет назад родилась рабоче-крестьянская Красная Армия. Её героическое прошлое стало особой страницей в исторической летописи защитников Родины, отстоявших независимость страны в войнах первой половины ХХ века. Но в этой летописи было несколько лет Гражданской войны, когда в противостоянии идей сошлись миллионы российских граждан, уничтожая друг друга.

Сейчас, когда от событий февраля 1918 года отстоит почти 100 лет, мы несколько по другому оцениваем драматические судьбы людей России, сошедшихся на полях сражений. Разруха, междуусобная война, тиф, голод – всё осталось позади, как и изгнание сотен тысяч наших соотечественников, проигравших Гражданскую войну.
Естественно, что вся литература, всё искусство возникшего в 1922 году СССР, было направлено на прославление победителей. Нам были «по боку» стенания, мытарства наших соотечественников, оказавшихся «за кордоном»… Порой мы их добивали и там, если они «нам снова готовили царский трон», или просто с нами были активно не согласны.
Страна всё дальше уходит от тех страшных лет, напитанных взаимной всесокрушительной ненавистью…

Прошлое становится историей, в прошлом изложении отечественных работников культуры (СССР) – однобокой. И пройдут ещё десятилетия, когда мы получим, наконец, полную, объективную картину в освещении тех тяжелейших времён.

По молодости, по эмоциональной настроенности - о победах Красной Армии над белогвардейцами писал и я. Писал искренне, и тут – ни убавить, ни прибавить: иное не могло быть – мы жили в атмосфере
не только гордости за победы над «белопогонниками, царскими сатрапами», но и – в ожидании всемирной Революции, которая «сотрёт царства на карте мира».

Эти стихи уходят в прошлое. Размещаю три части из своей многочастевой юношеской поэмы «Шесть поколений»:


ЧАСТЬ 1-я.
ПРОВИНЦИЯ


Солнце падает к вечеру круто.
И опять по глухим хуторам
храп коней, огоньки самокруток,
перелай кобелей до утра.

В середняцких дворах неустроенно.
По амбарным сусекам темно.
Словно дробь, молодое зерно
потаённо в земле прихоронено:

«Наезжает от случая к случаю
полупьяная разномасть –
кажный брешет, что самая лучшая
только ихняя, новая власть»

Бедняки молчаливые, щуплые,
после долгих голодных годов,
словно кур, по-крестьянски ощупывают
вести новые из городов,

деревенские бороды куцые
оборачивают на слова:
«ВСЕ НА ЗЕМЛЮ ИМЕЮТ ПРАВА
ПО ЗАКОНУ САМОЙ РЕВОЛЮЦИИ!»

Помрачнели кулацкие срубы –
ставни сжаты на окнах, как зубы.


ЧАСТЬ 2-я.
ПЕТРОГРАД

Облизала метель ненасытная
леденцовые корки дорог.
Вся Россия, как сладкий пирог,
белым крошевом пересыпана.

Царским прихвостням невмоготу:
сладкий привкус не тает во рту.

Развернули армейские части,
на столицу скосили штыки:
«В стылом Питере большевики
не продержатся долго у власти».

Но в России – снегами обЕленной,-
по разбросанным городам,
как по сцепленным проводам,
запульсировало имя ЛЕНИНА.

И голодные, пОтом пропахшие,
работящие как батраки,
тридцатилетние Красные маршалы
к кумачам поднимали полки.

ШЁЛ 1918-й ГОД.


ЧАСТЬ 3-я.
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Озеро ХАНКА жёлтое,
как зубы белогвардейцев.
Под обрывом тяжёлая
глубина пенится.

Волны распластано
на камни падают,
словно Красные
под прикладами.

Остановитесь, сволочи,
не уродуйте скрученных,
не скальтесь по-волчьи
над телами измученными.

Скалы рваные,
не кружитесь в беспамятстве –
вы на раны
песок осыпаете.


Тучи опухшие,
прислонитесь ватой,
в глазах потушенных
не застывайте.

Встань, комиссар,-
молодой, бесстрашный,
прижми к волосам
со звездой фуражку.

Ты знал, это – смерть,
вы здесь – первые,
никому не успеть
подойти с резервами…

Встаньте, павшие
с именем ЛЕНИНА,
вы в памяти нашей
навеки нетленны.

Ваши слова, как и кровь
не прольются.
Мы их сбережем, как любовь
К РЕВОЛЮЦИИ!


Пусть эти строки будут памятником многим и многим бойцам, сложившим свои молодые жизни в круговерти первой четверти минувшего века.

Вчера ко мне пришёл депутат Горсовета Георгий Ровенский. Он принёс фотографии молодых конников Первой будённовской: молодые открытые лица, на мгновенье выхваченные из вихря времени. Они смотрели на нас спокойно и проницательно, на нас, людей ХХ1 века. Ровенский сказал, что как краевед он обнаружил эти фото в семейных альбомах фрязинцев, что он опубликует их в газете.










Сообщение изменено Эдуард от 2008-02-24 01:29:13
IP
Эдуард
Участник
Треть века назад одна женщина-москвичка мне рассказала о своей судьбе, о том, как она после гибели мужа (а он погиб под Ленинградом 23 февраля 1943 года) растила троих детей, как ей в жизни пришлось нелегко.
Тогда я написал стихотворение «Судьба» и показал эти слова известному композитору Яну Френкелю. Написанная им песня прозвучала по радио и телевидению, вошла в число лауреатов в 1975 году в Новогодней передаче «Песня года» Центрального телевидения СССР, вышла большим тиражом грампластинкой во Всесоюзной фирме "Мелодия":



СУДЬБА

Тётя Тоня с пошивочной фабрики
с понедельника вышла на пенсию,
и сидит она дома с подарками,
заворожена новою песнею.
А пластинка, как в юности, крУжится,
и мелькает весеннею веточкой.
Опустивши ладони натруженно
подпевает она, словно девочка.

В Сорок Первом сквозными маршрутами
всю Москву продувало метелями.
Тётя Тоня работала сутками,
одевала столицу шинелями.
Но шинель её милого Виктора
распорола фашистская очередь.
Что пришлось пережить ей и выстрадать –
знали только три маленьких дочери.

Ни наград, ни особенных почестей,
ни газетных припрятанных вырезок.
Только будни остались рабочие,
да к дочуркам врачебные вызовы.
А когда провожали на пенсию, -
столько доброго люди сказали ей.
Подарили пластиночку с песнею,
радиолу и спицы вязальные.

Приезжают внучата по праздникам,
и не в праздники, если не вытерпят.
Ах, какие они всё же разные,
только в каждом есть что-то от Виктора.
И тепло тёте Тоне и солнечно,
и уходит печаль неприметная,
и горят её окна до полночи,
а от них вся земля наша – светлая.


У песни было неожиданное последствие. Тогдашние власти нашли «прототип» песни и наградили Антонину Александровну Муравьёву медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».


Сегодня, в день 90-летия Красной Армии, возможно, имеет смысл рассказать ещё об одной истории, связанной с одним из участников Гражданской войны. Речь – о маршале Михаиле Николаевиче Тухачевском.

В 1949 году – мама и я с сестрёнкой возвратились из ссыльных мест – из Темир-Тау (Казахстан, куда мы выезжали в 1946 году, спасаясь от голода, разразившимся в том году в Поволжье). В Казахстане проживала родная сестра мамы – тётя Поля, семья которой была сослана туда ещё в 1930 году как семья подкулачников (тётя Поля «неудачно», а точнее – «не вовремя» вышла замуж за сына полузажиточного крестьянина – у того было 2 коровы и лошадь, что было достаточно по тем временам, чтобы объявить его кулаком и сослать). Пробыв в ссыльных местах три года, где голода не было, мы вернулись в Астрахань.
Нас поселили в 12-метровке на ул.Шаумяна 51.
В 1956 году Хрущёв объявил амнистию многим ранее расстрелянным.
К нам пришла соседка, Роза Григорьевна Пиндрус (еврейка), она нас огорошила:
«Сейчас по радио передали, что дочери маршала Тухачевского – Светлане - разрешили вернуться в Москву, ей там предоставили квартиру. После расстрела маршала,в 1937 году его семью сослали в Астрахань – привезли на Шаумяна 51 и поселили в моей квартире, - сказала она. – Вскоре, через два месяца после их поселения, арестовали жену маршала, а дочь – Светлану – увезли в специальный детский приёмник. У меня на квартире остались многие вещи маршала, - продолжила Роза Григорьевна, - в частности, резной столик, сделанный его руками (он любил столярничать, как рассказывала его супруга), одежда и ещё кое-какие вещи. Я всё сохранила. У меня просьба, - обратилась она ко мне, - вернёшься в Москву (а я уже учился в московском ВУЗе), найди Светлану и передай ей, что она может это всё забрать себе…»

В Москве адрес Светланы Тухачевской мне дали в обычном адресном бюро, она получила квартиру на ул.Новопесчаной, кстати, недалеко от метро «Сокол», где и я жил в вузовском общежитии.

На пороге квартиры возникла Светлана. Она сильно была похожа на своего отца, но лицо уже было изборождено морщинами, хотя ей к тому времени было, наверное, всего лет 35.
Я сказал, что выполняю просьбу Розы Григорьевны из Астрахани, где их размещали вместе с мамой после гибели отца.
У Светланы задёргалась щека. - Где вы были раньше? – резко, хрипло сказала она. Я смешался. Пробормотал, что выполняю лишь просьбу.
«Там, в Астрахани, целы реликвии, которые хранят память о вашем отце и вы можете их взять», - повторил я. Она неожиданно предложила войти, извинившись за беспорядок. – Я только недавно въехала и у меня ремонт, - сказала она. На полу в коридоре были раскиданы газеты, заляпанные краской и белилами. Светлана Михайловна на минуту ушла в одну из комнат и вернулась с портретом маршала. Это был известный портрет, в рамке, где Тухачевский изображён вполоборота, в военном френче с маршальскими большими звёздами в петлицах.
«На днях привезла мне одна сотрудница военного музея, - пояснила она. – Сотрудница рассказала, что когда в газетах появилось сообщение об аресте моего отца как врага народа, она не поверила, но портрет сняла и «забросила» за один из шкафов музея. Так он сохранился. Она его привезла и я была ей благодарна, так как все эти годы у меня не было даже его фотографии… А вещи из Астрахани я забирать не буду», - неожиданно заключила она.

Однако, как мне стало потом известно, реликвии отца, вещи семьи она потом из Астрахани всё же взяла.




Сообщение изменено Эдуард от 2008-02-23 20:18:10
IP
Эдуард
Участник


И ещё об одной истории мне хотелось бы рассказать сегодня, в день 90-летия Красной Армии.
В Московском химико-технологическом институте, где я учился в конце 50-х, часто для студентов устраивались встречи с известными людьми. Однажды к нам приехал герой Гражданской войны, маршал Советского Союза Семён Михайлович Будённый, в то время прославленный в литературе, кино и песнях.

Для меня эта встреча была особенной потому, что с детства мне мама часто рассказывала, что когда мой отец – военный лётчик-испытатель – в 1940 году погиб при испытании нового самолёта, к нам в семью дважды приезжал маршал Будённый, в то время возглавлявший Одесский военный округ. Тогда в Одесском авиаполку за короткий срок погибли 5 лётчиков и была создана комиссия по расследованию причин катастроф.
«Ты и сестрёнка были малышами, только начали ходить, и Семён Михайлович, приезжая, вас брал к себе на колени, привозил вам шоколадки…», - рассказывала мать. Но так ли было на самом деле, да и до посещения ли семей погибших лётчиков было маршалу?
Я подошёл к Семёну Михайловичу и спросил его об этом.
Оказалось, действительно так было. Он с интересом расспросил о нашей семье. Когда он протянул руку и я поспешно пожал его ладонь, он вдруг, обращаясь к окружавшим нас студентам, пошутил: «Недавно вручаю орден одной женщине, передовику производства, а она: »Я теперь, Семён Михайлович, месяц не буду мыть руку!» и добавил: «А из одесских историй запомнились – похороны там Котовского и потом, перед самой войной – семьи лётчиков-испытателей и расследование причин гибели самолётов и пилотов. Как оказалось, при строительстве новых самолётов какой-то «новатор-рационализатор» в шарикоподшипники пропеллера ввёл в избытке свинец (удешевил производство) и моторы самолётов рассыпались при наборе больших оборотов…» Находившийся рядом студент сделал фото, так и находится у меня в семейном фотоальбоме фотография, где рядом с маршалом оказался я, студент.

Потом ещё раз оказался я рядом с маршалом… но под одной журнальной обложкой. Будённый в альманахе «Подвиг» печатал свои воспоминания о военных временах, а через страницу были напечатаны мои стихи.





IP
Эдуард
Участник


И ещё одно воспоминание.
В 1995 году отмечалось 50-летие Победы в Великой Отечественной войне. Я тогда возглавлял редакцию «Службы новостей» Центра России в правительственном Информационном Агентстве «РИА-Новости», мы готовили тексты новостей для всех каналов Центрального телевидения, радио и российских газет, они также распространялись на СМИ, выходящие за рубежом.
Праздновать юбилей победы прилетел тогда президент США Билл Клинтон и ряд других руководителей стран Запада и Востока.
На параде тогда мне довелось быть от гостей и президента Б.Ельцина в метрах 20. А потом нас пригласили на приём.
Конечно, не за один стол с высокими гостями, а в соседнем помещении: нам сервировали очень богатый стол (если учесть время, когда с продуктами было просто никак), с нами сидели командующий парадом, некоторые министры, известные артисты. Выпили за Россию, за Победу, за Союзников, расслабились. Послушали песни времён Войны. Спели сами, в порядке самодеятельности, за столом. Руководитель РИА-Новости вдруг говорит: «Эдуард, прочти нам свои стихи. Знаете, - обратился он к сидящим, - мы к празднику выпустили 50 блоков новостей. Их делала редакция Эдуарда, и там были также стихи о том времени, послушайте».
Когда люди выпили и стоит уже лёгкий шум «локальных разговоров», читать стихи было как-то не с руки. Но мой шеф решительно обратился снова ко мне.
Я встал, сказал, что в детстве жил у деда на левой стороне Волги в 70 км от Сталинграда, ближе к Астрахани. Недалеко находилась узловая станция Баскунчак, куда из глубин страны подвозились боеприпасы и живая сила для подпитки, поддержки наших войск в Сталинградском сражении. Немцы бомбили станцию нещадно. Недавно я уточнил в исторических документах, и узнал, что на Баскунчакский узел было совершено в «2,5 раза больше авианалётов, чем за всю войну на любой другой из крупных железнодорожных узлов». И всё же нашим людям удалось принять около 200 эшелонов солдат и около 6000 вагонов техники. Но не об этом стихи. Они о жизни жителей, близ этой станции…


Через село гудели танки
туда, где ухал Сталинград.
Из ночи шли ряды солдат
и растворялись в снежной балке.

А в переулке, на горе,
не выворачивалась пушка.
Она застряла, точно кружка
в полуоттаявшем ведре.

У изб стояли старики
и понимающе молчали:
«Ишь, гонят технику ночами,
теперича бои близки»…

А днём, назад, через кусты
тащилось трёпанное войско,
через тряпьё, как сквозь авоську,
алели грязные бинты.

На отдых падали в снега,
от боли бредили, кричали…
Шли старики и поучали,
что «надоть шибче бить врага».

А им попить бы, жгло нутро,
им хлеба малую горбушку…
И бабы подносили кружки,
с картошкой ставили ведро.

И переделав все дела,
по избам расходились долго:
«А ну как враг проломит Волгу,-
рукой достанет до села».

Но к ночи шли полки солдат,
ревели грузные машины,
кричали в темени мужчины:
- А далеко ли Сталинград?



* * *

Ах, как ударило письмо,
непоправимо и жестоко.
Дед прикоснулся, словно к току,
и – выпало оно само.

Сынишка, младшенький, Иван
убит в бою под Сталинградом…
Текут немые слёзы градом
к нелепо пляшущим губам.

Ещё вчера его портрет
я протирал весёлой тряпкой.
Я часто видел, как украдкой
к портрету ночью ходит дед.

На фронте есть ещё сыны,
но те смышлёнее, постарше…

Дед на глазах чернеет страшно,
его черты искажены.

Я выбегаю на крыльцо,
а тучи – ниже, ниже, ниже,
и с ужасом я в небе вижу
вдруг деда страшное лицо.










IP
Ботан
Участник
знание - силой
licq:нет
.
Сообщение изменено Ботан от 2008-02-28 21:44:43
IP
Эдуард
Участник

Ещё одно воспоминание, связанное с Армией.
В начале 70-х один из композиторов, работавший для кино, пригласил меня написать слова для песни, которой должен был закончиться фильм.
На киностудии детских и юношеских фильмов им.Горького уже заканчивались съёмки, а фильму всё не было названия. Точнее у режиссёра Юрия Григорьева был для этого десяток вариантов, но они ему не нравились. Да и фильм по сюжету был не очень выигрышным, однако нёс в себе патриотический «заряд», а значит, все участники фильма должны были получить гонорары по второму разряду, а это – немалые деньги, так как по первому разряду – по высшей оплате – фильмов почти не было…
Словом, коллектив работал и надеялся кроме гонорара - на хороший банкет, которым обычно завершалась работа после её приёмки комиссией Госкино.

Содержание фильма было связано со временем Великой Отечественной войны. Но военных кадров в фильме не было. Сюжет был построен на том, что в захолустном посёлке, в дальней сибирской тайге, где был небольшой заводик по обработке деревянных заготовок, работали женщины (мужская половина, кроме детей и стариков, была на фронте), работницы делали приклады для ружей и автоматов. Брёвна им сплавлялись по реке. И вот у заводика, в реке, образовались большие заторы топляков (затонувших брёвен). В посёлок для разбора образовавшейся запруды и подъёма затонувших деревьев прибывает группа молодых ребят – из училища, где готовят водолазов. Молодые девчонки воспрянули: их ровесники симпатичны, мужественны, статны. В сюжете завязываются «лирические линии», сосредотачиваясь на одной молодой паре.
Новизна фильма (по 70-м годам, времени съёмок) заключалась в том, что «помимо государственных интересов, диктуемых военным временем», большая часть ленты была занята «личной жизнью» жителей посёлка, то есть была «достаточно очеловечена». Тогда в кинематограф всё больше начинали входить кадры об обыденных, личных заботах простых людей.

Надо сказать, что режиссёру удалось показать большие трудности жизни и работы женщин, к тому же с каждым новым утром, оцепенев, со страхом встречающих почтальонов. И сцена, когда одна из них получает «похоронку» была снята настолько сильно, что режиссёр потом сказал мне, что он «не ожидал такого от молодых актрис» Института кинематографии, которые снимались в этом фильме. И невольно возникал некий «второй план» размышлений при просмотре фильма: уж если такое народ перенёс в тылу, то ЧТО наши люди испытали на передовой, в прифронтовой полосе…
Любовь молодых людей в фильме была показана исключительно целомудренной, собственно, такой, какой она и бывает у людей, встретившихся с ней впервые и по-настоящему…
По сюжету - при подъёме топляков - чуть было не погибли два водолаза.
И когда они завершили работу, когда женщины из скудных запасов приготовили им скромный обед, приходит распоряжение – всем ребятам явиться на отправку на фронт. Завершается фильм тем, что чуть ли не весь посёлок вышел к фронтовому железнодорожному составу проводить ребят. И тут, на фоне дымящегося чёрного шлака на снегу, в «дыме» дышащего паром паровоза, на фоне платков женщин и застывших взглядов стариков удивительно точно, потрясающе лаконично оператору удалось показать всю трагедию расставания полюбивших друг друга молодых…

Композитор мне позвонил и попросил приехать в киностудию, чтобы я посмотрел отснятый материал и «потом написал слова» для песни, которая должна была прозвучать на фоне прощания, на фоне заключительных кадров. Но он так красочно словами описал эти кадры фильма, что я мог бы написать текст без поездки на киностудию. Но было неудобно – во-первых, меня попросили приехать, во-вторых, - я никогда не был на «кинофабриках» и мне было любопытно посмотреть на «кинопроизводство» вблизи.
Быстро написав слова песни, положив листок с текстом в карман, поехал.
/продолжение следует/
Сообщение изменено Эдуард от 2008-03-22 00:40:15
IP
Эдуард
Участник

О чём я думал, когда ехал на автобусе из Фрязино? Конечно о том, что предстоит встреча с необычным. Ведь я, совершенно молодой инженер, прошедший иную, «техническую» учёбу, должен был «окунуться» в творчески иную жизнь, пусть не на долго, но в иную – в мир искусства…
К тому же я не знал, получат ли написанные стихи одобрение. Мне хотелось сделать финальную сцену более драматичной, чем это, очевидно, было в сценарии…

С удивлением шёл по нешироким коридорам киностудии. Разглядывал таблички с фамилиями режиссёров и названиями фильмов. Они были прикреплены около дверей, за которыми было тихо или раздавался шум – там, наверное, были члены киногруппы, делавшие тот или иной фильм.
Всё было немного похоже на коридоры главного корпуса фрязинского «Истока», где я работал, разве что в «Истоке» у дверей не было табличек…
И ещё одно было отличие. В коридоре киностудии стояли группы людей, жарко спорящих или хохочущих от каких-то смешных историй, причём некоторые были под хмельком.
Мимо в немецком, ладно сидящем на нём чёрном мундире прошёл актёр Вячеслав Тихонов - «Штирлиц», – тогда шли съёмки на этой студии «17 мгновений весны».
Пронеслись мимо какие-то дамочки с буклями в длинных платьях ХV111 века.
Из боковой двери стремительно вышли два человека: какая-то актриса умоляла, как видно, режиссёра «не вырезать» из фильма её танец. «От меня и так там почти ничего не остаётся», - с отчаянием напирала она, пытаясь, как видно, более весомо показать себя на экране ради будущей кинокарьеры. Режиссёр, мало обращая на неё внимания, досадливо проборматывал, что он «ещё не видел последнего варианта в монтажной…И пока ничего не может сказать».

В комнате музыкального редактора студии, где мне назначил встречу композитор, был лишь один человек, сам редактор. Он что-то буквально орал в трубку телефона, не стесняясь матерился.
Бросив трубку, он выяснил «кто я», добавил с новым наслоением мата, что «из-за этого сумасшедшего дома» он скоро снова попадёт в больницу. Однако какая-то новая мысль пронзила его и он вдруг спокойным голосом предложил: «Ты не можешь написать мне слова для оратории? В Кабардино-Балкарии скоро юбилей. Я обещал им написать ораторию в четырёх частях. Но у меня нет поэта… Слушай! Давай на два месяца поедем туда, тебя поселят в лучшей гостинице, не беспокойся! Всё оплатят, и питание. В южных наших республиках платят прилично. За ораторию получишь…в общем купишь автомобиль.
У меня сухо стало во рту. Со своих инженерных 130 рэ в месяц у меня и мысли никогда не было об авто. Я сглотнул вдруг появившуюся слюну и сказал, что поехать не смогу. Поразил его энтузиазм. Как он, не зная ни одного моего стихотворения, может предлагать подписать договор на такую работу?
- Ты же написал слова для песни Аркадия Островского, чего ты боишься? – опять начал он кричать. И неожиданно добавил, что мой композитор звонил и извинился, что на час задержится. - Ты вот что, посиди здесь, я схожу в буфет. Возьму коньяку, с тобой выпьем».
Мои возражения, что не пью, на него не подействовали.
Едва я остался со своими мыслями один, как меня обступили заботы по инженерной работе: надо готовить отчёт по ОКР и никто меня из «Истока» на 2 месяца не отпустит.
Широко распахнулась дверь и в кабинет музыкального редактора ввалился грузный, пожилой человек. Его пиджак был необъёмных размеров, но и он внатяжку, пузырём едва сходился на пупке. Вперившись в меня, он прохрипел: «Где этот музыкантишка, этот выпивоха, этот чиновник от музыки?
- Вы к редактору? – ошарашенно спросил я. – Он пошёл в буфет.
- Ты кто? – запыхтел он.
- Эдик.
- Чего здесь делаешь?
- Пишу стихи для песни, к фильму.
- А я вот, - и он назвал свою фамилию. – Слышал?
- Нет.
- А такие фильмы видел? – и он назвал целый ряд любимых мной с детства фильмов.
- Это вы?! Вы поставили… эти фильмы?! – поразился я.
- Я во всех киноэнциклопедиях мира, - удовлетворённый эффектом, прохрипел он. – Ты – просто Эдик, а я вот – трижды лауреат, народный артист СССР», - он снова назвал свою фамилию и хмыкнул: «Вот и познакомились» - вдруг засмеялся, отчего под пиджаком заколыхался живот.
- А ты чего здесь делаешь? – опять спросил он, и не дожидаясь ответа, - этот засранец придёт, напомни ему, что он должен сегодня поставить мне проспоренный ящик шампанского. Иначе ноги ему из задницы повыдергаю!
Едва он, пыхтя, захлопнул дверь, как буквально через минуту заглянула молоденькая симпатичная девушка:
- … заходил? – спросила она, назвав фамилию энциклопедического режиссёра.
- Был, но вышел.
- Прямо беда, - сокрушённо мотнула она головой. – Ничего не помнит. Что снимает, куда идёт…

На приёмке фильма «День и вся жизнь», для которого я писал слова (такое название было дано фильму буквально за несколько дней до его сдачи в прокат) в кинозале сидела лишь Госкомиссия и несколько человек из «творческой группы». Режиссёр настоял, чтобы я «поучаствовал», и во мне закрались смутные нехорошие предчувствия.
…Фильм уже шёл к концу и - по поведению членов Госкомиссии - он их особенно не волновал: они о чём-то шептались, даже смеялись в тех местах, где ничего смешного не было,- видимо, «по темам своих шушуканий».
Пошли кадры проводов ребят на фронт: замелькали лица, шум, суета на перроне замызганной провинциальной станции, и вдруг …на экране - юные лица героев, молодых влюблённых. Но тут же – они куда-то стали исчезать – тенью, на второй план, как и другие провожавшие, и крупно – на переднем плане - появилось вдруг лицо пожилой женщины, держащей в руках фотографию молодого человека, только что показанного на проводах с девушкой. Замелькали кадры: маленький мальчик где-то на поляне бежит к женщине (только что державшей фото) он что-то кричит, бежит, она простирает к нему навстречу руки – но мальчик никак не может добежать, как будто его что-то держит. Вот кадры - мальчик, уже выросший, в форме Морского училища, вбегает в дом, сбрасывает форменную фуражку и ...никак не может дотянуться до всполошившихся материнских рук.
Члены Госкомиссии затихли, напряглись.
И снова кадры проводов на перроне, а где-то - из глубины кинополотна - возникла в высшей степени трагическая, похожая на реквием, мелодия и на её фоне и в сопровождении разноголосых хоров зазвучал ломкий, с хрипотцой, юношеский баритон:

Отложи бумагу, писарь.
Похоронка ни к чему.
Твой листок, как бледный выстрел,
полыхнёт в родном дому.

Пуля всё меня жалеет.
А ударит под висок –
мать, качнувшись, побелеет,
тихо вымолвит:»Сыно-о-ок…»

Помню бой: бегу я полем,
бью с упора по врагу…
Дальше – ничего не помню,
шевельнуться не могу.

Я лежу под снежной пылью,
лёд в губах моих застыл.
Облака вверху застыли –
кто их там остановил?

Отложи бумагу, писарь,
и, пожалуйста, не плачь.
Твой листок как в спину выстрел,
спрячь его подальше, спрячь.

Я себя преодолею,
боль свою превозмогу,
даже мёртвый встать сумею –
но не дам стоять врагу!

Фильм закончился, а все сидят, молчат.
Вдруг поднимается член комиссии, секретарь парторганизации киностудии:
- И что вы этим хотите сказать? Что мы отправляли наших молодых ребят на убой? Вы ничего не нашли лучшего, как рассказать о военном писаре, готовящем письмо с похоронкой?! Кто написал слова?
Все молчат. Режиссёр как-то неестественно кивает на меня. Партсекретарь мне: «Вы слышали такую песню:

До свиданья, города и хаты,
Нас дорога дальняя зовёт.
Молодые, смелые ребята,
На заре уходим мы в поход!

Сколько в ней задора, оптимизма! А здесь что? Нет, я поражена вашей политической слепотой! Фильм принять не можем. Кто композитор? Музыку тоже в финале переделайте. И вообще, давайте – без слов, одну музыку».

Мы сидели за банкетным столом, вяло жуя салаты (не пропадать же приготовленному добру). Только режиссёр с непонятным азартом пытался налить всем «по рюмке». Тостов не было, как на похоронах. На банкет партсекретарь не пошла. И только один член приёмной комиссии, от Союза кинематографистов, видимо, бывший финансист, всё допытывался: «Сколько истратили на запись музыки и хоры в финале?» и сокрушался: »Всё коту под хвост. Зачем хоры-то втюхали?».
Режиссёр, изрядно выпив, неожиданно шепнул мне совершенно трезво: «Ерунда! Тут бывает и похлеще… Подумаешь, переделать музыкальную концовку. Это – тьфу!.. А потом… не факт, что весь тираж пойдёт с другой музыкальной концовкой. В комиссии была член коллегии Госкино. Ей понравилось. Сказала, что это - художественный прорыв, что она настоит, чтобы часть тиража была пущена в прокат в нашем первом варианте».

Фильм вышел на экраны страны.
Шёл он и во Фрязино, в «Спутнике». На экране среди фамилий в титрах прошла и моя. Правда, она была как-то отдельно, как бы вклеенная, даже по цвету плёнка в этом месте была немного другая… Толком я так и не понял, действительно ли часть тиража была запущена с нашим «реквием». Может, привезли ту единственную киноленту, что мы показывали на Госприёмке?.. Да, а название фильма пошло от моего предложения. Показав уже смонтированный и озвученный фильм, режиссёр как бы мимоходом вдруг поинтересовался: »А как можно его назвать?». «Один день и вся жизнь», - предложил я. Из этой «гирлянды» слов – первое слово убрали.
Мне выплатили гонорар. Тогда я на него купил всем домашним подарки. Только что родившейся дочери – пианино.
Кинорежиссёр подарил мне «кусочек» кинокадров из этого фильма – так всегда бывает: по окончании работы участникам творческой киногруппы дарят (из дублей) десятка 2-3 кадров, срезанных куском из киноленты.




IP
Мендель Штамм
Новичок
Извиняюсь, пропустил момент тематической дискуссии по поводу рифм «крючком-пучком-дрючком-торчком- и т.д.». И не предвидится повода встрять в оживленную беседу по этому поводу, да и зима кончилась. Я просто хотел не забыть, донести свое видение процесса падения ничком
Мне кажется, падать ничком – это глубоко личное дело, оно пристало одной, отдельно взятой снежинке. Делается ненароком. А массово и целеустремленно можно падать только ниц. Например, «….пред королем падайте ниц, в слякоть и грязь – все равно», (В.С.Высоцкий).
IP
Уловка-22
Участник
Фигня война, главное - маневры!
To Мендель Штамм
Поздно, слишком поздно...Все уже обсуждено и решено, что допустимо снегу пада ть ничком...
IP
ФЕЛИЦА
Участник
Dum spiro spero
licq:4403
To Уловка-22

цитата:
допустимо снегу падать ничком...

Не может снег "падать ничком" - плохо сказано.
Веса в нем мало, то есть, почти совсем нет.
IP
Мендель Штамм
Новичок
To Уловка-22
цитата:
Поздно, слишком поздно...

Ну ладно, пусть так падает. Уж недолго ему осталось...
IP
Уловка-22
Участник
Фигня война, главное - маневры!
To ФЕЛИЦА
Да я тоже так считаю, но переубедить никого не удалось...
IP
Эдуард
Участник
То moderator

Эту тему со стихами о зиме можно убрать в архив. Зима закончилась и снег сошёл…

То критикам

Поражаюсь «буквализму» в понимании поэзии. Уж кто-кто, а Фелица должна бы понимать, что язык поэтической речи никогда не совпадает с языком прозы, он часто условен. Поэтому снег может (и это делает!) падать ничком.

Вот что, например, писал И.С.Тургенев 150 лет назад: «Вот чем поэзия хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду…»
Сообщение изменено Эдуард от 2008-04-11 12:57:16
IP
Ferrum
Участник
Без лукавства
To Эдуард
С большим интересом читаю Ваши воспоминания. Они интересны не только с точки зрения описываемых реальных событий в разные моменты современной истории нашей страны, но и, ИМХО, представляют художественную ценность. Тем более Вы сопровождаете свои воспоминания написанными Вами же стихами, что придаёт особую ценность и как бы достоверность описываемым событиям.
Вы были знакомы и встречались с интересными людьми. Особенно интересны Ваши первые шаги на пути от инженерной деятельности к поэзии, журналистике и политике. Жаль, если всё это не "пойдёт" дальше нашего форума. Что я имею в виду?
А вот что.
Нет ли у Вас мысли (желания) выпустить книгу воспоминаний (для мемуар Вы ещё молоды)?
Я почти вижу эту книгу.
IP
Страницы(2): 1 2

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net