Fryazino.NET Forum || Культура и наука || Происхождение фразеологизмов
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
Происхождение фразеологизмов (1) 1 для печати | RSS 2.0
La Rosa
Участник
нет розы без шипов
licq:1608
Отложить в долгий ящик:возможно происходит от долгого, то есть длинного ящика, в который царь Алексей Михайлович клал временно ненужные ему указы
Бить баклуши:первоначально это значило делать деревянные заготтовки для ложек и прочей утвари. Работа это была лёгкая и занимались ей в основном старики и подростки
Филькина грамота:происходит от грамот, которые писал патриарх Филарет Ивану Грозному. Он их не читал и говорил: "Это Филькина грамота"
Кому ещё что известно?
IP
Mysth
Участник
To La Rosa


цитата:
Отложить в долгий ящик:возможно происходит от долгого, то есть длинного ящика, в который царь Алексей Михайлович клал временно ненужные ему указы


Не совсем так: не указы, а прошения. Государь ежедневно сам прочитывал челобитные, вложенные в тот длинный ящик (кстати, прибит он был у дворца государя в селе Коломенском на столбе). До того времени челобитные на имя царя клались на гробницы царских предков в Архангельском соборе. Алексей Михайлович был богомольным царем, ревностным к церковному благолепию, потому и отменил прежний обычай. И из царских теремов решение выходило скорое, но, пройдя через руки бояр и дьяков, дело "волочилось" - отсюда и слово "волокита".
IP
La Rosa
Участник
нет розы без шипов
licq:1608
To Mysth
Cпасибо за дополнение
IP
Mysth
Участник
Во вся тяжкая или
цитата:
во вся тяжкая колокола


Сейчас так говорится о людям, сбившихся с пути истинного: "пуститься во вся тяжкая". Однако налицо инверсия семантики: происхождение данного фразеологизма лежит в сфере, так сказать, "духовной". В служебной книги "Пентикостарион" ("Цветная триодь") повелевается перед пасхальной заутреней "вжигать свещи вся и кандила; устроять сосуды два с углием горящим и влагать в них фимиама много благовонного". "Тоже ударяют во вся кампаны и тяжкая и клепают довольно" (кампаны - колокола, тяжкая - так в Древней Руси назывались самые большие колокола; клепают - с силой бьют).
Скорее всего, данная идиома пущена в обиход семинаристами, которые очень много изречений подобного толка провели в народ.
IP
I.G.
Участник
oh, yes
licq:none
To Mysth
цитата:
пройдя через руки бояр и дьяков, дело "волочилось" - отсюда и слово "волокита".
а также корни легенды о *добром царе-батюшке*, который не спит-не ест, а токмо о своем народе яко о детишках малых безутешно печетися, и о *плохих боярах*, зловредных заговорщиках, супротив собственнАго народа недоброе измысляющих. миф этот (см. фрейд "тотем и табу") жив в российском народе (сиречь - электорате) и поныне, и пользуется накануне выборов и поки после них повышенным спросом, популярностью и предложением
миф этот нашел свое отражение тако же и в русской летописи, в частности в "истории города глупова" - "...в риме буйствовалв подлая чернь, а у нас - начальники"
Сообщение изменено I.G. от 2006-06-30 16:24:56
IP
Mysth
Участник
To I.G.

О, господин фрейдист, на дух не переносящий идеи "царей-богомольцев", "ревностных к церковному благолепию"! Моя наспех скомпонованная суматошная провокация удалась! Зацепило! Ура!!! Я только гадала, кто из скептиков скорее отзовется эхом на столь изящно выраженную в подтексте доктрину "православие - самодержавие - народность", - Вы или Ib? Впрочем, что касается меня, "тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман". Для меня истина как раз лежит в сфере мифов, а не фактов, или, другими словами, к истинности не подключаются ценности, а к ценности подключается истинность.
IP
I.G.
Участник
oh, yes
licq:none
To Mysth
цитата:
О, господин фрейдист, на дух не переносящий идеи "царей-богомольцев", "ревностных к церковному благолепию"! Моя наспех скомпонованная

во как а я даже и не подозревал за собой такое смотрите как далеко вперед шагнула наука психология
я не
цитата:
скептик
, я осторожный пессимист, иначе - оптимист не верите? а я вам сейчас докажу. вы знаете разницу между пессимистом и оптимистом? вот она, самая главная:
пессимист счтитает, что хуже уже быть не может, оптимист считает, что хуже - может быть
IP
Батя_МихалЫч
Участник
история, оружие, жизнь
To Mysth
цитата:
До того времени челобитные на имя царя клались на гробницы царских предков в Архангельском соборе. Алексей Михайлович был богомольным царем, ревностным к церковному благолепию, потому и отменил прежний обычай.

А не отсюда ли произошел термин-подметные письма?
IP
Mysth
Участник
To Батя_МихалЫч


цитата:
А не отсюда ли произошел термин-подметные письма


Про подметные письма точно не знаю, могу лишь предполагать, но знаю про прелестные письма - в России 16-18 вв. так называли воззвания, призывавшие к восстанию, бунту, то есть "прельщали".
IP
lb
Участник
To Mysth
Ага, вот оно что! Вы - Mysthификатор!..
IP
Mysth
Участник
To lb


цитата:
Ага, вот оно что! Вы - Mysthификатор!..


С самого первого своего появления. Но вначале этого - увы! - никто не оценил.
IP
ААЗ
Участник
Мне тут маленькая книжица попалась, называется "Вечные истины. Крылатые слова, пословицы, поговорки библейского происхождения". Позже, если это кому-нибудь интересно, отсканирую. А пока - несколько примеров из этой книжки.

Валаамова ослица. Ослица прорицателя Валаама заговорила человеческим языком, протестуя против побоев (Чис. 22, 21-33). Выражение применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку.

Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). "И возвращается ветер на круги свои" (Еккл. 1, 6) (по церковнославянски - "на круги своя").

Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта - мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12, 41-44; Лук. 21, 1-4).

Во главе угла (главное, приоритетное). "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла" (Пс. 117, 22). Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21, 42; Марк. 12, 10; Лук. 20, 17; Деян. 4, 11; 1-е Петра 2, 7).

Всякой твари по паре. Из повествования о всемирном потопе - об обитателях Ноевого ковчега. (Быт. 6, 19-20; 7, 1-8). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пестрой компании.
IP
Nebulosa
Новичок
Адвокат дьявола - должность епископа при выборах Папы Римского. Он обязан предоставить доказательства, на основании которых кандидат не может стать главой церкви. (это церковная фразеология, о которой немногие имеют представления).
Несколько лет назад узнала историю сочетания "подлинная правда". Линью давно на Руси называлась полоска кожи, вырезанная со спины у человека под пытками. Исходя из этого "подлинная красота" и "подлинное искусство" могут звучать по-новому ужасно.
IP
Chaynic
Участник
To Nebulosa
А "подлинник"?
IP
Pani Tusia
Moderator
licq:6060
To Nebulosa
цитата:
Несколько лет назад узнала историю сочетания "подлинная правда".

"Узнать всю подноготную" - оттуда же
IP
Nebulosa
Участник
To Chaynic
Тут возможны два варианта. Слово "подлинник" образовалось позднее от "подлинный" в значении "истинный", или (что маловероятно) у старого слова "подлинник" изменилось значение,так как есть еще один вариант этимологии "подлинный". Возможно слово восходит к "линеёк" , "веревка для телесных наказаний" или к "поґдлинник", "длинный шест", которым выбивали признания.
To Pani Tusia
Полностью согласна с толкованием. Ранее в русском существовало еще слово "подноготник" - "соглядатай", так называли человека, который присутствовал при открытии подноготной.
IP
Nebulosa
Участник
Вот еще один фразеологизм. Подвести под монастырь 1) возможно, оборот возник потому, что в монастырь обычно уходили люди, у которых были большие неприятности в жизни; 2) по другой версии, выражение связано с тем, что русские проводники подводили врагов под стены монастырей, которые во время войны превращались в крепости (подвести слепого под монастырь); 3) некоторые считают, что выражение связано с тяжелой жизнью женщин в царской России. Только сильная родня могла уберечь женщину от побоев мужа, добившись защиты у патриарха и властей. В таком случае жена "подводила мужа под монастырь" - его ссылали в монастырь "в смирение" на полгода или год.
IP
Батя_МихалЫч
Участник
история, оружие, жизнь
Мерзостью запустения-" Священное Писание называет водворение в Иерусалимском храме языческого идола во времена Антиоха Епифания (Дан. 9, 27; 11, 31; 12, 11) и в более общем смысле – признак наступления конца времен: "Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы..." (Мф. 24, 15 – 16).

Тихий ангел пролетел-. По святым писаниям у каждого человека должен быть ангел-хранитель, которого Господь Бог приставляет к человеку для его охраны. Есть у верующих ангелы света, ангелы тьмы. Послушного, кроткого человека называют ангелом во плоти. "Ангел помогает, а бес подстрекает", - говорили в старину. Или: "Доброму делу и ангелы небесные радуются!". О внезапно наступившем молчании, тишине говорят:Тихий ангел пролетел
IP
BBC
Участник
Летай сам и дай летать другому
http://www.fos.ru/languages/table5370_2.html
IP
ААЗ
Участник
To BBC
О, и попавшаяся мне книжица там упомянута:
цитата:
3. небольшой сборник “Вечные истины: Крылатые слова, пословицы, поговорки библейского происхождения”, составленный В.Г.Мельниковым и отпечатанный в типографии издательства “Советская Сибирь” г. Новосибирска в виде отдельной книжечки карманного формата. Год издания не указан, но судя по “Списку использованной литературы”, сборник вышел в 90-е годы;
IP
Irink@
Участник
licq:4013
Здесь объясняются кухонные фразеологизмы:
http://www.kuking.net/8_768.htm

Такие, например, как HЕСОЛОHО ХЛЕБАВШИ; ОТРЕЗАHHЫЙ ЛОМОТЬ; СЫТ, ПЬЯH И HОС В ТАБАКЕ; ЧЕПУХА HА ПОСТHОМ МАСЛЕ; ЛАПШУ HА УШИ ВЕШАТЬ
и многие другие.

IP
КАТенок в бане
Участник
Не кайф, а услада...©
Открываем толковый словарь КРЫЛАТЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ, и находим там все, что нужно.

Зашибенная книжка
IP
La Rosa
Участник
нет розы без шипов
licq:1608
To КАТенок в бане
У меня подобное есть, только я думаю, что фразеологизмы и крылатые выражения - это несколько разные вещи. Там не напишут например "гоняться за двумя зайцами"
IP
КАТенок в бане
Участник
Искренне Ваша... судьба
licq:6040
To La Rosa

цитата:
фразеологизмы и крылатые выражения - это несколько разные вещи


Но все же они чем-то схожи
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА, меткие выражения, часто краткие цитаты и афоризмы, получившие широкое распространение в живой речи на правах пословиц и поговорок.

ФРАЗЕОЛОГИЗМ (фразеологическая единица, идиома), выполняющее функцию отдельного слова устойчивое словосочетание, значение которого невыводимо из значений составляющих его компонентов (напр., «дать сдачи» — ответить ударом на удар).

АФОРИЗМ (греч. aphorismos), изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль («Служить бы рад, прислуживаться тошно», А. С. Грибоедов ).




IP
Батя_МихалЫч
Участник
история, оружие, жизнь
Идиот. Происхождение слова в высшей степени благородное. Греческое «Идиотэс» означало вовсе не дурень, а «частное лицо». В языке византийского христианского духовенства этим словом обозначали мирянина, нецерковника, а так как мирян не уважали, слово приобрело негативный оттенок.
Олух произошло от «волоха» (пастух). Так что если назвали «пастухом царя небесного», это даже комплимент.
Болван – в древнерусском «массивная глыба», «скала».
«Подлец»в польском языке означало «простой, незнатный человек».
Поганец(пришло из латыни)– селянин. Деревенский житель.
Кретин (из латыни) – христианин.
Слово «скотина» произошло от германского «Скат». Оно первоначально означало «деньги», «богатство», «сокровище».
Не относилось к бранным словам и слово «негодяй». Оно обозначало «рекрут, непригодный к воинской службе».
Иной смысл имело и слово «зараза». Если бы так лет 250 назад назвали девушку, она бы не обиделась, а поблагодарила бы за комплимент. В те времена фраза «Какая вы зараза!» означало «Какая вы прелесть, само очарование!»
Слово«ряха» не имело никакого отношения к лицу. Это было определение опрятного, аккуратного человека. Теперь же осталось одно «неряха», а антоним почему-то приобрел совершенно неожиданный смысл.
Сообщение изменено Батя_МихалЫч от 2006-07-15 23:01:06
IP
Батя_МихалЫч
Участник
история, оружие, жизнь
Буриданов осел – крайне нерешительный человек, колеблющийся в выборе между двумя равносильными желаниями, между равноценными решениями и т.п.
Валаамова ослица – 1) покорный, молчаливый человек, который неожиданно для окружающих выразил свое мнение или протест; 2) глупая, упрямая женщина.
Заблудшая овца (овечка) – человек, сбившийся с правильного жизненного пути.
Биться как рыба об лед – тщетно, безрезультатно прилагать все усилия, чтобы выйти из бедственного материального положения; бедствовать.
Ни рыба ни мясо – ничем не выделяющийся, средний, посредственный человек.
Ловить рыбу в мутной воде – извлекать выгоду из чьих-либо затруднений, корыстно пользоваться какими-либо неурядицами, беспорядками, неясностью обстановки.
Как рак на мели – в крайне затруднительном положении.
Когда (пока) рак свистнет – неизвестно когда; в неопределенном будущем; никогда.
Извиваться змеей (ужом) – льстить, угодничать, подхалимничать; изворачиваться, ловчить, хитрить и т.п.
Отогревать (согревать) змею на груди (за пазухой) – проявлять внимание, заботу, любовь и т.п. к человеку, который впоследствии платит за это неблагодарностью.
Змея подколодная – злобный, коварный, опасный человек.
До зеленого змия – напиваться мертвецки, быть пьяным до галлюцинаций, нервного расстройства и т.п.
Какая муха укусила (кого-либо) – чем вызвано такое странное поведение; что случилось с кем-либо; о непонятном, необъяснимом поведении кого-либо.
Как сонная муха – вяло, неторопливо, еле-еле (делать что-либо). О человеке.
Белые мухи – снег, снежинки. О падающем снеге.
Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незаслуженно большое значение.
Мухи дохнут (мрут) – невыносимо скучно.
Мухи не обидит – кроткий, безобидный, добрый.
Под мухой, с мухой – в состоянии опьянения или в состоянии легкого опьянения, навеселе.
Как муху проглотил – недоволен, имеет кислый вид.
Муху раздавить – выпить хмельного, клюкнуть.
Медведь на ухо наступил – кто-либо совсем лишен музыкального слуха.
Делить шкуру неубитого медведя – распределять прибыль от еще не осуществленного дела, предприятия.
Медвежий угол – отдаленное, глухое, малонаселенное место; захолустье.
Конь (еще) не валялся у кого, где – ничего еще не начато, не сделано кем-либо.
Оседлать своего (любимого) конька, садиться на своего (любимого) конька – начать говорить, рассуждать, распространяться на излюбленную тему.
Не в коня корм – не идет на пользу кому-либо. О пище, о еде; не может быть должным образом оценено, понято кем-либо. О том, что делается для кого-либо.
Врет как сивый мерин – бессовестно, беззастенчиво, беспредельно.
Темная лошадка – о человеке, чьи качества, возможности неясны, неизвестны.
Рабочая лошадка – о трудолюбивом человеке, безотказном работнике.
IP
La Rosa
Участник
нет розы без шипов
licq:1608
To Батя_МихалЫч
Cогласитесь - происхождение и значение - это не одно и то же
IP
Батя_МихалЫч
Участник
история, оружие, жизнь
To La Rosa
Согласен.
IP
Mysth
Участник


Ложь во спасение - по мнению некоторых исследователей, данный фразеологизм возник из неверно понятого церковнославянского текста Псалтири: "Ложь конь во спасение, во множестве силы своея не спасется" (то есть - "ненадежен конь для спасения"). Как мы видим, своеобразно понятый полустих псалма приводит к принципиальной подмене понятий. Пример подобного неверного понимания славянского текста не единичен. Гиляров-Платонов в своих воспоминаниях, опубликованных в "Русском вестнике" за июль 1884 года, рассказывает, что его отцу случилось видеть изображение царя Давида с глазами на простертой руке. Иконописец руководствовался текстом Псалтири ("очи мои выну ко Господу"). "Выну", то есть "всегда", было неверно интерпретировано как будущее время от глагола "вынимать".
IP
Mysth
Участник
Обломать рога кому-либо

Дать резкий отпор, одолеть сильного противника.

Рог - один из распространенных в Библии символов мощи, благоденствия, силы. Слово входит в ряд метафорических сочетаний: рог спасения, рог неприятелей и др.
"Говорю безумствующим: "не безумствуйте" и нечестивым: "не поднимайте рога, не поднимайте высоко рога вашего, не говорите жестоковыйно" (Пс. 74:5-6,11).
В Книге пророка Захарии говорится, что на тех, кто поразил Иуду, явятся мстители сбить рога народов, поднявших рог свой против земли Иуды.
IP
BBC
Участник
Летай сам и дай летать другому
To Mysth
цитата:
"Выну", то есть "всегда", было неверно интерпретировано как будущее время от глагола "вынимать".

Да???
IP
Mysth
Участник
To BBC


цитата:
Да???


А что Вас так удивляет? Путаница здесь обычное дело. Масса людей уже достаточно давно не ощущает нюансов богослужения на славянском из-за интерференции близкородственных языков. Как Вам кажется, почему сейчас в молитвословах слово "напрасно" ("напрасно Судия приидет") заменено на "внезапу" ("внезапу Судия приидет")?
IP
Mysth
Участник
хромать на оба колена (на обе ноги)

Изначальное значение - держаться и той, и другой стороны, колебаться, быть в нерешительности.
"И подошел Илия ко всему народу, и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова" (3 Цар. 18:21).

В русском языке значение фразеологизма трансформировалось:
1) иметь значительные проблемы в знаниях, в подготовке
2) протекать, идти плохо, с перебоями. О каком-либо деле (ФСРЯ)
IP
ААЗ
Участник
Как и обещал, отсканировал книжицу "Вечные истины". Поскольку там не так много фразеологизмов (чуть меньше сотни), выкладываю.
IP
ААЗ
Участник
В поте лица (тяжким трудом). В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19) - сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.

Вавилонское столпотворение (в переносном смысле - суматоха, полный беспорядок). На церковнославянском столпотворение - строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилове башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всей земле (Быт. 11, 1-9).

Валаамова ослица. Ослица прорицателя Валаама заговорила человеческим языком, протестуя против побоев (Чис. 22, 21-33). Выражение применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку.

Валтасаров пир (беззаботное времяпрепровождение в преддверии приближающейся беды). В книге Даниила (глава 5) рассказано о том, как во время пира халдейского царя Валтасара, таинственной рукой на стене были начертаны пророческие слова о близкой его гибели. В ту же ночь Валтасар был убит.

Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). И возвращается ветер на круги свои (Еккл. 1, 6) (по церковнославянски - на круги своя).

Власть предержащие. Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога (Рим. 13, 1). В этом выражении апостол Павел говорит о принципе гражданской жизни христианина. По церковнославянски высшим властям - властем предержащим. Употребляется в ироническом смысле по отношению к начальству.

Власть тьмы (торжество зла). Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы (Лук. 22, 53) - слова Иисуса Христа, обращенные к пришедшим взять Его под стражу.

Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта - мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12, 41-44; Лук. 21, 1-4).

Во главе угла (главное, приоритетное). Камень, который отвергли строители, соделался главою угла (Пс. 117, 22). Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21, 42; Марк. 12, 10; Лук. 20, 17; Деян. 4, 11; 1-е Петра 2, 7).

Возвращение блудного сына. Блудный сын (раскаявшийся отступник). Из притчи о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушел из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил все наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощен (Лук. 15, 11-32).

Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий свое злонамерение мнимым благочестием). Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Матф. 7, 15).

Врачу, исцелися сам. Церковнославянский текст выражения: Врач! исцели Самого Себя (Лук. 4, 23). Здесь Иисус Христос приводит известную в древнем мире пословицу, означающую: прежде чем давать советы другим, обрати внимание на себя.

Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время). Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; ... время разбрасывать камни, и время собирать камни; ... время войне, и время миру (Еккл. 3, 1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.

Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил (Ис. 51, 17).

Всякой твари по паре. Из повествования о всемирном потопе - об обитателях Ноевого ковчега. (Быт. 6, 19-20; 7, 1-8). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пестрой компании.

Глас вопиющего в пустыне. Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40, 3). Цитируется в Новом Завете (Матф. 3, 3; Марк. 1, 3; Иоан. 1, 23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв.

Гога и Магога (нечто страшное, свирепое). Гог - свирепый царь царства Магог (Иез. 38-39; Откр. 20, 7).

Голгофа - место, где был распят Христос. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его (Иоан. 19, 17-18). Употребляется как символ страдания. В этом же значении применяется выражение крестный путь - путь Христа на Голгофу.

Голубь мира. Из повествования о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8, 11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.

Грехи молодости. Грехи юности моей ... не вспоминай ... Господи! (Пс. 24,7).

Да минует меня чаша сия. Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Матф. 26, 39). Из молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду накануне распятия.

Дом, построенный на песке (нечто зыбкое, непрочное). А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Матф. 7, 26-27).

Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т.п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6-8).

Жнет, где не сеял (пользуется плодами чужого труда). Жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал (Матф. 25, 24). Берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял (Лук. 19, 21) .

Заблудшая овца (человек, сбившийся с пути истинного). Из Евангельской притчи о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Матф. 18, 12-13; Лук. 15, 4-7).
IP
ААЗ
Участник
Запретный плод. Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве (Быт. 2, 16-17).

Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Матф. 25, 14-30). Слово талант впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.

Земля обетованная (благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную (Исх. 3, 8). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11, 9).

Змий-искуситель. Сатана в образе змея соблазнил Еву вкусить плоды с запретного дерева познания добра и зла (Быт. 3, 1-13), за что она вместе с Адамом, которого угостила этими плодами, была изгнана из рая.

Золотой телец (богатство, власть денег). Из библейского повествования о поклонении иудеями во время странствия по пустыне вместо Бога тельцу, сделанному из золота (Исх. 32, 1-4).

Злоба дня (актуальная проблема данного времени). Довольно для каждого дня своей заботы (Матф. 6, 34). По церковнославянски: Довлеет дневи злоба его.

Знамение времени (типичное общественное явление для данного времени, проясняющее его тенденции). Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете? (Матф. 16, 3) - упрек Иисуса Христа фарисеям и саддукеям, просивших Его показать знамение с неба.

Избиение младенцев (расправа над беззащитными). Когда царю Ироду стало известно, что в Вифлиеме родился Христос, он велел убить всех младенцев возрастом до 2-х лет (Матф. 2, 16). Сын Ирода, Ирод Антипа, также был жестоким человеком - по его приказу был обезглавлен Иоанн Креститель. Имя Ирод, как символ жестокости, стало нарицательным, также как и другие библейские имена: Голиаф - великан, Иуда - предатель, Каин - братоубийца.

Ищите и обрящете. В переводе с церковнославянского языка означает - ищите и найдете (Матф. 7, 7; Лук. 11, 9).

Камень преткновения (препятствие на пути). И будет Он ... камнем преткновения, и скалою соблазна (Ис. 8, 14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9, 32-33; 1-е Петра 2, 7).

Камни возопиют (крайняя степень негодования). И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют (Лук. 19, 39-40).

Камня на камне не оставить (разрушить до основания). Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено (Матф. 24,2) - пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа.

Кесарю - кесарево, Богу - Божье (каждому - свое). Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу - ответ Иисуса Христа фарисеям на вопрос, нужно ли отдавать подать кесарю (Матф. 22, 21).

Книга за семью печатями (нечто недоступное). И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, ... запечатанную семью печатями. ... И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее (Откр. 5, 1-3).

Козел отпущения (существо, несущее ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом, после чего козел изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев. 16, 21-22).

Колосс на глиняных ногах (нечто грандиозное с виду, но имеющее легко уязвимые места). Из библейского рассказа о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня (Дан. 2, 31-35).

Корень зла (источник зла). Как будто корень зла найден во мне (Иов. 19, 28). Ибо корень всех зол есть сребролюбие (1-е Тим. 6, 10).

Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Матф. 12, 30). Этими словами Иисус Христос подчеркивает, что в духовном мире существует только два царства: добра и зла, Бога и сатаны. Третьего не дано. Народная мудрость гласит на этот счет: От Бога отстал - к сатане пристал. К сожалению, частое повторение этого выражения власть предержащими исказило его первоначальный смысл.

Кто с мечом придет, от меча и погибнет. Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Матф. 26, 52).

Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный (Ис. 28, 16).

Кто не работает, тот не ест. Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2-е Фес. 3, 10).

Ложь во спасение (ложь во благо обманываемого). Искаженное понятие церковнославянского текста: Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется (Пс. 32, 17), что означает: Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею.

Манна небесная (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16, 14-16; Исх. 16, 31).

Мафусаилов век (долголетие). Мафусал (Мафусаил) - один из первых библейских патриархов, который прожил 969 лет (Быт. 5, 27).

Мерзость запустения (крайняя степень разорения, грязь). И на крыле святилища будет мерзость запустения (Дан. 9, 27). Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, ... тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы (Матф. 24, 15-16).
IP
ААЗ
Участник
Метать бисер (понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл). Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими (Матф. 7, 6). По церковнославянски жемчуг - бисер.

Не ведают, что творят. Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лук. 23, 34) - слова Иисуса Христа при распятии, звучащие по церковнославянски: Отче отпусти им, не ведят бо, что творят.

Не от мира сего. Вы от мира сего, Я не от сего мира (Иоан. 8, 23) - из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также Царство Мое не от мира сего (Иоан. 18, 36) - ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам.

Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20, 4; Втор. 5, 8).

Не судите, да не судимы будете. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Матф. 7, 1).

Не хлебом единым. Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа (Втор. 8, 3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Матф. 4, 4; Лук. 4, 4). Употребляется по отношению к пище духовной.

Невзирая на лица. Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте (Втор. 1, 17). Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица (Иак. 2, 1).

Неопалимая купина (символ вечного, непреходящего). Горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх. 3, 2).

Нести свой крест (покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19, 17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Матф. 27, 32; Марк. 15, 21; Лук. 23, 26).

Нет пророка в своем отечестве. Никакой пророк не принимается в своем отечестве (Лук. 4, 24). Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем (Матф. 13, 57; Марк. 6, 4).

Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). Ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Матф. 5, 18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под иотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита - йод, по форме похожий на апостроф.

Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь (Иак. 1, 6). По церковнославянски: Да просит же верою ничтоже сумняся. Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.

Нищие духом. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Матф. 5, 3). Одна из девяти Евангельских заповедей блаженства. Нищие духом - смиренные, лишенные гордыни, всецело доверяющие Богу; по выражению Иоанна Златоуста - смиренномудрые. В настоящее время выражение употребляется совершенно в ином смысле: ограниченные люди, лишенные духовных интересов.

Око за око, зуб за зуб. Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать (Лев. 24, 20), а также в Исх. 21, 24; Втор. 19, 21 - ветхозаветный закон, регламентирующий степень ответственности за преступление, смысл которого: человеку, причинившему повреждение другому, не может быть установлено наказание больше содеянного, причем ответственность за это нес конкретный виновник. Закон этот имел очень важное значение, т.к. ограничивал распространенную в древние времена кровную месть, когда за преступление человека одного рода по отношению к представителю другого рода, мстили всему роду, причем местью, как правило, независимо от степени вины, была смерть. Этот закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому совершенно неверно современное толкование око за око как призыв к мести.

От лукавого (лишнее, ненужное, сделанное во вред). Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Матф. 5, 37) - слова Иисуса Христа, запрещающие клясться небом, землею, головою клянущегося.

Отделять плевелы от пшеницы (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания ее и тогда выбрать сорняки и сжечь (Матф. 13, 24-30; 36-43).

Отряхнуть прах от своих ног (навсегда порвать с чем-либо, отречься с негодованием). А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших (Матф. 10, 14), а также Марк. 6, 11; Лук. 9, 5; Деян. 13, 51. В основу данной цитаты положен древний иудейский обычай отрясать с ног дорожную пыль при возвращении в Палестину из путешествий в языческие страны, где даже дорожная пыль считалась нечистой.

Первым бросить камень. Кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Иоан. 8,7) - слова Иисуса Христа в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, смысл которых: не имеет морального права человек осуждать другого, если сам грешен.

Перекуем мечи на орала (призыв к разоружению). И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (Ис. 2, 4). Орало - плуг.

Питаться медом и акридами (строго соблюдать пост, чуть ли не голодать). Иоанн Креститель, живя в пустыне, вел аскетический образ жизни и питался диким медом и акридами (саранчей) (Марк. 1, 6).

Плоть от плоти (родственная близость). И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей - слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2, 23).

По букве и духу. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2-е Кор. 3, 6). Употребляется в значении: отнестись к чему-либо не только по внешним формальным признакам (по букве), но и по внутреннему содержанию и смыслу (по духу). Иногда в значении: формальность, противоположная сущности, смыслу, употребляется выражение мертвая буква.

Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землею. И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу (Иов. 2,12); ... разодрал одежды свои и возложил на себя ... пепел (Есф. 4, 1).

Почивать от трудов праведных (отдыхать после трудных и полезных дел). Из библейского повествования о сотворении мира: И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 2, 3).

Превращение Савла в Павла (резкая смена своих убеждений). Савл был ярым гонителем первых христиан, но после того, как ему однажды явился Иисус Христос, стал одним из главных проповедников и основателей христианства - апостолом Павлом (Деян. 9, 1-22).
IP
ААЗ
Участник
Прилип язык к гортани (потерять дар речи от неожиданности, от возмущения). Язык мой прильпнул к гортани моей (Пс. 21, 16).

Притча во языцех (у всех на устах, предмет общего разговора). И будешь ... притчею и посмешищем у всех народов (Втор. 28, 37). По церковнославянски у всех народов - во всех языцех.

Продать за чечевичную похлебку (поступиться чем-либо важным ради мелкой выгоды). Исав, старший из сыновей библейского патриарха Исаака, будучи голодным и усталым, продал младшему брату Иакову права своего первородства за чечевичную похлебку. (Быт. 25, 29-34).

Путеводная звезда - Вифлиемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Матф. 2, 9). Употребляется в значении: то, что направляет чью-либо жизнь, деятельность.

Святая святых (сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных) - часть скинии (походного иудейского храма), отгороженного завесой, входить в которую могли только первосвященники один раз в год. И будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых (Исх. 26, 33).

Скрежет зубовный. Там будет плач и скрежет зубов (Матф. 8, 12) - слова Иисуса Христа об ужасах ада. В переносном смысле употребляется как бессильная ярость.

Слуга двух господ (человек, который тщетно пытается угодить одновременно многим). Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть (Луки 16, 13).

Служить маммоне (чрезмерно заботиться о богатстве, материальных благах). Не можете служить Богу и маммоне (Матф. 6, 24). Мамона - богатство или земные блага.

Смертный грех. Апостол Иоанн говорит о грехе к смерти и грехе не к смерти (1-е Иоан. 5, 16-17). Грехом к смерти (смертным грехом) считается грех, который нельзя искупить.

Содом и Гоморра (распущенность, а также крайняя неразбериха). Из библейского повествования о городах Содоме и Гоморре, которые Бог покарал за распущенные нравы их жителей (Быт. 19, 24-25).

Соль земли. Вы соль земли (Матф. 5, 13) - слова Иисуса Христа по отношению к верующим, означающие - лучшая, полезная для общества часть людей, в обязанности которых входит хранить свою духовную чистоту. В древности соль считалась символом чистоты.

Суета сует. Имеется ввиду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, все суета! (Еккл. 1, 2).

Тайна сия велика есть. Церковнославянский текст выражения из Послания к Ефесянам (гл. 5, стих 32). Употребляется по отношению к чему-либо недоступному, тщательно скрываемому; часто в ироническом смысле.

Терновый венец (тяжкие испытания). Перед распятием воины надели Христу на голову колючий терновый венец (Матф. 27, 29; Марк. 15, 17; Иоан. 19, 2).

Тридцать сребренников (символ предательства). За тридцать сребренников Иуда предал Христа первосвященникам (Матф. 26, 15). Сребреник - древняя иудейская монета по достоинству равная четырем греческим драхмам.

Труба иерихонская (не в меру громкий голос). Из повествования об осаде иудеями города Иерихона, когда от звука священных труб и от крика осаждающих рухнули стены города (Навин. 6).

Тьма кромешная (символ ада). А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Матф. 8, 12). По церковнославянски тьма внешняя - тьма кромешная.

Умывать руки (устраниться от ответственности). Пилат, видя, что ничто не помогает, ... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего (Матф. 27, 24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастия к совершаемому убийству (Втор. 21, 6-9).

Фарисейство (лицемерие). Фарисеи - религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой были сторонниками показного строгого исполнения обрядовых сторон иудейской религии. Иисус, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры (Матф. 23, 13; 23, 14; 23, 15; Лук. 11, 44).

Фиговый листок (недостаточное, поверхностное оправдание чего-либо, а также лицемерное прикрытие чего-либо постыдного). Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева) (Быт. 3, 7). Скульпторы часто использовали фиговый листок при изображении нагого тела.

Фома неверующий (сомневающийся человек). Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Иоан. 20, 25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил свое минутное сомнение.

Хлеб насущный (необходимое пропитание). Хлеб наш насущный дай нам на сей день (Матф. 6, 11), а также Лук. 11, 3 из молитвы Господней.

Хляби небесные (ныне шуточное выражение о проливном дожде). Из библейского повествования о всемирном потопе: Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт. 7, 11). По церковнославянски окна - хляби.

Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). Храни меня, как зеницу ока (Пс. 16, 8). Хранил его, как зеницу ока Своего (Втор. 32, 10).
IP
Mysth
Участник
Юдоль плачевная, юдоль плача

Жизнь мира сего, наполненная бедствиями

В Синодальном переводе Библии называется долиной плача: "Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением" (Пс 83:7).
Юдоль плачевная противопоставляется земле обетованной. Значение этого словосочетания вобрало в себя и прилагательное юдольный:

Зачем сходил ты с звездных стран
И жил в селениях юдольных?
(Г. Державин Из оды "Христос")
Сообщение изменено Mysth от 2006-07-21 12:47:37
IP
Mysth
Участник
Жить Аредовы (Иаредовы) веки

О долголетии кого-либо; фразеологизм устаревающий.

Выражение восходит к Иареду, упоминаемому в Книге Бытия: "Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер" (Быт. 5:20)

В русском языке имя Иаред преобразовалось в Аред; иногда говорят и "аредовы веки". Возможет также вариант "Быть Аредовых веков"- жить очень долго, быть очень старым (Словарь русского языка 18 века). В.И.Даль в своем Толковом словаре отмечал негативную окраску, связанную с этим именем. Однако чаще это образное выражение использовалось в русском литературном языке без отрицательной коннотации.
IP
Mysth
Участник
Злачное место

Еще один пример того, как идиоматическое выражение, семантически детерминированное библейским текстом, в современном языке коренным образом разошлось с исходным значением.
В Библии это - место тихой, безмятежной и благостной жизни: "Господь - пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего" (Пс. 22:1-3).
Заупокойные молитвы сохранили этот образ: "Упокой душу раба Твоего в месте светле, в месте злачне, в месте покойне..."
В современном же языке данное выражение употребляется, как правило, иронически, характеризуя место с сомнительной репутацией.
IP
Reader
Участник
Interpla.net
licq:2934
шарамыжник и шантрапа --
цитата:
происходят от
французских слов

шер ами и шан тра пэ -- с такими мольбами побирались зимой 1812 года пленные французы бывшей наполеоновской армии
IP
La Rosa
Участник
нет розы без шипов
licq:1608
To Reader
В слове "шантрапа" действительно слышится что-то французское, толковые и этимологические словари русского языка до второй половины 20-го века не раз упоминали о благородном происхождении "шантрапы". Они считали это слово переоформлением французского выражения "ne chantera pas" ("не будет петь"). Якобы так кто-то говорил при отборе детей в помещичий хор.
Современное значение слова "шантрапа" - ничтожный, никчемный, дрянной человек, - еще можно вывести из описанной ситуации. Но как объяснить, что слово это повсеместно встречается в русских народных говорах - воронежском, пошехонском, череповецком (со значением "сволочь, дрянь"), в смоленском ("голь, беднота") и других? Совместив все это, языковеды сделали вывод: русское слово могло быть связано с древнечешским "шантрок" (santrok) - обманщик, а оно, в свою очередь, восходит к средневерхненемецкому "santrocke" (обман).
Так что, если уж смотреть на слово с исторических позиций, "шантрапа" - это скорее ловкий проходимец и пройдоха.

IP
Mysth
Участник
На некоторых фразеологизмах лежит печать позднейших наслоений. Считалось, что реминисцентным фоном крылатой фразы "А судьи кто?" является знаменитый монолог Чацкого из комедии Грибоедова "Горе от ума". На самом деле данное выражение о людях, недостойных судить чужие дела и поступки, восходит к Посланию к Римлянам Апостола Павла: "Кто ты, осуждающий чужого раба?.. Иной отличает день ото дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступает по удостоверению своего ума" (Рим. 14:4-5).
IP
OTARY
Участник
Любопытство не порок
licq:6925
To Mysth
а укажите источник, пожалуйста!!!! А то выходит, что прямо в такой форме
цитата:
На самом деле
выражение не из Грибоедова, а из апостола Павла.
IP
Mysth
Участник
To OTARY

цитата:
а укажите источник, пожалуйста!!!!


Любопытство на самом деле не порок, хотя меня за него уже пожурили в другой теме!
Источников много, по крайней мере, я неоднократно сталкивалась, но в последний раз эту информацию я почерпнула из "Словаря имен и крылатых выражений из Библии" (М., 2003).
IP
OTARY
Участник
Любопытство не порок
licq:6925
To Mysth
благодарствую
IP
Mysth
Участник
НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ

1) Возглас при окончании заветного дела, при достижении желанной цели;
2) Восклицание, выражающее радость по поводу перемен, которые связаны с добрыми ожиданиями в течение долгого времени, когда освобождаются от обязательств, выполняют свой долг перед кем-либо, завершают важное дело.

В Евангелии от Луки говорится, что праведному Симеону было предсказано, что "он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в Иерусалимский Храм. И когда родители принесли на сороковой день Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним обряд, "как предписано в законе Господнем"", Симеон взял его на руки, благословил Бога и сказал: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое " (Лк. 2:26-30).
Эти слова звучат в католической вечерней молитве и в православной вечерней службе (всенощной).
В стихотворении Бродского "Сретение" воспроизведен этот библейский сюжет: увидев и благословив Христа, Симеон завершает свой жизненный путь:

Он шел умирать. И не в уличный гул
Он, дверь отворивши руками, шагнул,
Но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
Он слышал, что время утратило звук.
И образ младенца с сияньем вокруг
Пушистого темени смертной тропою
Душа Симеона несла пред собою
Как некий светильник, в ту черную тьму,
В которой дотоле еще никому
Дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
IP
Страницы(1): 1

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net