Sidorov
Участник
Postomania
|
отправлено: 11-07-2011 16:09:41 | |
инфо • правка • ссылка • сообщить модератору |
Послесловие к музыке Иногда музыканты грустят, что их великий душевный труд бесследно растворяется в воздухе. Но по страсбургскому концерту можно понять, как музыка весома. Как мало нужны ей слова, чтобы выразить грусть и скорбь, пронзительный порыв к свободе, и негодующий упрек гонителям, и очень личное обращение к Всевышнему, и надежду на достойную жизнь. Одно имя каждого из участников уже способно было собрать огромный зал Дворца музыки и конгрессов в Страсбурге. А тут целый союз гениев, причем вне личных амбиций. Зал замер, когда после обращения с экрана лауреата Нобелевской премии писателя Эли Визеля зазвучало сочинение Гии Канчели V&V («Скрипка и Голос»). Гидон Кремер, умеющий колдовать с современной музыкой, словно зажег на сцене невидимую свечу — пламя неугасимое, хоть и зыбкое, иногда чуть тревожимое дыханием и голосом. Так он сразу включил механизм тревоги за человеческую хрупкость. «Пассакалия» Арво Пярта (он, как и Канчели, присутствовал в зале) исполнялась вновь оркестром «Кремерата Балтика» — «именным» ансамблем Гидона. Драматизма прибавилось в момент, когда ритмичная монотонность вдруг стала замирать — так человек слабеет от отчаяния и непосильной работы. Трижды играл Михаил Майский, ученик Ростроповича. Сначала солировал на своей «говорящей» виолончели в молитве «Кол Нидрей» Бруха (ее сложный будоражащий смысл — отречение от клятвы, данной по принуждению ради сохранения жизни; вспомнить только историю, как рыдал Шостакович, когда его заставили вступить в компартию!). С пианистом Евгением Кисиным Майский исполнил финал Сонаты Рахманинова, залив пространство безбрежной романтической темой. С Кремером и великой пианисткой Мартой Аргерих — последние части Трио Шостаковича. Музыки, которой боялись всесильные власти, нутром чуя в ней что-то очень враждебное; Шостаковича корили и поощряли, запрещали и награждали — он принимал всю это свистопляску с одинаково сардонической улыбкой. Свою краску в общую картину добавил и бывший президент Литвы, европарламентарий Витаутас Ландсбергис, исполнивший на рояле раритет Николая Чюрлёниса, не знавшего пределов свободы. Но самым неожиданным оказался Евгений Кисин. Человек неторопливый и без всякой экстравагантности, так или иначе присущей всем остальным, он уже тридцать лет отдает все свои жизненные силы безукоризненно честным трактовкам великой музыки. И вот Кисин играет Второе скерцо Шопена с необычным для него нетерпением и жаром, мгновенно вовлекая зал во внутреннюю борьбу за человеческое достоинство. Гейне писал о Шопене, что Польша дала ему рыцарский характер и историческую скорбь, Франция — легкую прелесть и грацию, а Германия — романтическое глубокомыслие. Вот уж где его играть — так в эльзасском Страсбурге, в честь узников. Недаром публика взвилась! Именно Кисин пригласил выступить в концерте пианистку Марту Аргерих, известную своей благородной бескомпромиссностью. Их общий номер — Вариации Лютославского для двух роялей на тему Паганини — был феноменален. Впервые эта остроумная музыка звучала с таким особым вызовом, с оттеночком изящного остервенения. Над делишками земными будто резвились недосягаемые вольные валькирии, готовые цапнуть каждого сволочного крючкотвора. Даже Арво Пярт признал: «Это наша защита в суде, защита совершенная! — И добавил: — Никогда не бывал на таком необыкновенном концерте». В финале прозвучали три части 14-й симфонии Шостаковича (дирижер — Роман Кофман, солист — Анатолий Кочерга). Наконец, все артисты вышли на сцену — и зал встал. Если кто-то и рассчитывал просто на гала-концерт мировых звезд, то, несомненно, разобрался, что попал на нечто гораздо более значительное. Ведь оказалось, «любимцы верных муз» способны на одном душевном накале вознести невидимый охранный покров и удерживать его над всеми, кто в нем особенно нуждается. Нет, ни одна их нота не пропала тут даром. P.S. Кстати, помимо местного страсбургского телеканала происходящее в прямом эфире показывал российский «Дождь». Все остальные российские каналы — а им предлагали — от трансляции отказались. Наталья Зимянина, 10.07.2011. |
|
IP |
|