Fryazino.NET Forum || Культура и наука || Светская этика станет "спасательным кругом" для школьников
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
Светская этика станет "спасательным кругом" для школьников (17) 1 2 ... 14 15 16 17 | перейти:   для печати | RSS 2.0
OlgaD
Участник
Остановитесь!
2010-04-06
Александр Абрамов - член-корреспондент РАО

В этом году День дурака отмечен знаменательным событием: 1 апреля в 19 регионах России стартовал широкомасштабный (то есть в особо крупных размерах) эксперимент. Четвероклассников начали воспитывать духовно-нравственно. Посредством нового предмета «Духовно-нравственное воспитание» (ДНВ). Путем деления на контингенты, специализирующиеся в изучении основ четырех религий (буддизм, ислам, иудаизм, православие), истории религий, светской этики. Свершилось крупное событие, подтверждающее вечную истину: благими намерениями вымощена дорога в ад. Есть три группы причин для такой оценки.

Во-первых, бескомпромиссные борцы за духовность и нравственность продемонстрировали вопиющую безграмотность. Безграмотность историческую : сосредоточение мощи государства на воспитании в духе «Православие. Самодержавие. Народность» увенчалось революцией 1917 года, а воспитание строителей коммунизма – контрреволюцией года 1991-го.

Безграмотность управленческую. Аспирантов, специализирующихся на проблемах человека, учат: эксперименты на людях – вещь опасная. Поэтому сначала методики отрабатывают на мышах и крысах, а потом уже на малых группах добровольцев. Учат тому, что достоверная и объективная оценка результатов эксперимента – дело в высшей степени трудное и деликатное, а без выделения контрольных и экспериментальных групп – невозможное. Известно также, что ключевые проблемы – разработка нового содержания и подготовка учителей – требуют не кавалеристских атак, а многолетней упорной работы. Примеры игнорирования указанных обстоятельств породили в фольклоре пословицу:все педагогические эксперименты заканчиваются фантастическим успехом, а соответствующие реформы – бешеным провалом.

Налицо и педагогическая безграмотность. Воспитание личности – не в заучивании наизусть нравственных законов, а в свершении поступков, следующих высоким примерам. Имитация внимания к ДНВ со стороны государства, потакающего своим бездельем разрушению семьи и экспансии антикультуры – проявление особого цинизма. Да и церковные иерархии могли бы возвысить свой голос и добиться серьезных перемен в СМИ, вклад которых в «воспитание» народа российского сокрушителен и беспощаден.

Во-вторых, мы столкнулись с проявлением не просто неприличия, а откровенного хамства в общественных местах. Со стороны неизвестных высоких персон, принимающих эпохальные решения в сфере образования (министр Андрей Фурсенко – «исполнитель», но не «заказчик»). «Обсуждение» проводилось под строжайшим административным надзором. Критические мнения игнорировались. Профессиональное сообщество открещивается от участия в экспертизе учебников. Анекдот в том, что «достать» для ознакомления экземпляры экспериментальных учебных пособий невозможно. В продаже их нет. Все тиражи якобы «захоронены» в школах: все лучшее детям.

Наконец, третья причина, вынуждающая в самых резких тонах осудить данную затею, заключается в том, что, по моему убеждению, речь идет о явных нарушениях Конституции РФ.Церковь все-таки отделена от государства и школы. Совсем не случайно, например, что в таких многонациональных странах, как США и Канада, то есть в странах с глубокими религиозными корнями и развитым правосознанием, эксперименты, аналогичные ДНВ, невозможны.

Главное же в том, что «обсуждаемый» эксперимент – скрытая форма разжигания межнациональной и межконфессиональной розни. Трагические события конца марта со всей остротой обозначили проблемы ксенофобии и проблему единства народа российского. Не в разделении детей, но в объединении нуждаемся мы. Агрессивное и непрофессиональное вторжение в сферы человеческих ценностей и убеждений недопустимо. Цена ошибки здесь чрезвычайно высока: человек сегодня способен стать оружием массового поражения.

Решение о внедрении предмета ДНВ – двойная ошибка авторов этой идеи. Как государственные, так и религиозные авторитеты не достигают поставленных ими внешне привлекательных целей, но инициируют опасные негативные последствия. Сегодня должно быть громко сказано: «Остановитесь!» Эксперимент над четвероклассниками должен быть незамедлительно прекращен. Такое решение продиктовано и элементарным здравым смыслом, и чувством ответственности. Ближайшее время – тест на их наличие.

В создавшейся ситуации уже не могут отмалчиваться ни гарант Конституции президент Медведев, ни премьер Путин, ни председатель Конституционного суда Зорькин. Мы должны услышать ясное заявление председателя Общественной палаты академика Евгения Велихова, уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова. Надо полагать, что Совет Федерации, представляющий регионы России, обязан обозначить свою точку зрения. Равно как и депутаты Госдумы, привыкшие по первому требованию выстраиваться «охотно в ряд». А еще есть Российская академия наук, Российская академия образования и т.п.

Предстоящие недели покажут, есть ли в России люди с гражданской и профессиональной ответственностью, есть ли ростки гражданского общества. Либо впервые в нашей современной истории власть признает ошибку – тогда начнется оздоровление. Либо продолжится имитация бурной деятельности, а следовательно, нарастание многочисленных угроз. Но в этом случае не спрашивайте, по ком звонит колокол. Жизнь – дело серьезное и весьма ответственное. Легкомыслия и непрофессионализма не прощает.

http://www.ng.ru/politics/2010-04-06/3_kartblansh.html
IP
lb
Модератор
licq:3079
цитата:
Либо впервые в нашей современной истории власть признает ошибку
Здесь, конечно, перебор. Ельцин вот, когда уходил, чего-то там признавал. И в 21 веке несколько раз власть говорила подобное. А вот, чтобы власть признала и исправила свою ошибку!.. О, этого, может, и правда не было.

To OlgaD
Кстати, по поводу «достать» для ознакомления экземпляры экспериментальных учебных пособий невозможно прозевал я - исправленный учебник Кураева где-нибудь выложен?
IP
BBC
Участник
Холодной войны
Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут... (с)
цитата:
Александр Абрамов - член-корреспондент РАО

"ЕС" где потерялось-то?

цитата:
Четвероклассников начали воспитывать духовно-нравственно. Посредством нового предмета «Духовно-нравственное воспитание» (ДНВ).

Делитель напряжения высоковольтный...
Даже не удосужился академик выучить название предмета.
А зачем? Главное поорать, пальцы поотопыривать.
Где все эти академики РАО ЕС были, когда дебильное ЕГЭ вводили?
IP
BBC
Участник
Холодной войны
цитата:
Анекдот в том, что «достать» для ознакомления экземпляры экспериментальных учебных пособий невозможно. В продаже их нет. Все тиражи якобы «захоронены» в школах: все лучшее детям.

Ну, ладно сам не может в компьютер пальцем тыкать, хоть бы референтку попросил.
И тогда не понятно вообще о чем убивается птенец гнезда чубайсова, если не читал ничего?
IP
lb
Модератор
licq:3079
To BBC
Что еще за ЕС и Чубайс?

Александр Михайлович Абрамов - член-корреспондент РАО. Родился 05.06.1946 г., избран 16.06.1992 г., состоит в Отделении общего среднего образования, к.пед.н., советник Генерального директора издательства «Просвещение»
127521, Москва,3-й пр. Марьиной рощи, д.41 (с.) - http://www.raop.ru/index.php?id=199

Окончил физико-математическую школу имени Колмогорова, механико-математический университет Московского госуниверситета. После аспирантуры работал в Академии педагогических наук СССР, в издательстве «Просвещение» и во временном научно-исследовательском коллективе «Школа». В начале 1980-х несколько лет руководил советской командой на международных математических олимпиадах. Работал советником министра образования РФ. Возглавлял Институт развития образовательной системы. Член-корреспондент РАО. Кандидат педагогических наук. Автор более 200 научных работ, среди которых школьные учебники по алгебре и началам анализа и геометрии. Председатель совета клуба выпускников физико-математической школы-интерната имени Колмогорова при МГУ. Женат. Отец и дед. - http://www.kolmogorovschool.ru/show.html?id=327

3 дня за флуд.
IP
OlgaD
Участник
To lb
цитата:
Здесь, конечно, перебор. Ельцин вот, когда уходил, чего-то там признавал.
Так это когда уходил...
цитата:
А вот, чтобы власть признала и исправила свою ошибку!.. О, этого, может, и правда не было.
Да, об этом и речь. Сейчас есть такая возможность. Но что-то я сомневаюсь.
цитата:
прозевал я - исправленный учебник Кураева где-нибудь выложен?
Я тоже прозевала. Читала только в "курятнике". Кураев выкладывал для сравнения.
Первоначальный вариант и последний сильно отличаются, всё же наиболее одиозные моменты убраны. Но, конечно, учебник не стал культурологическим, а остался миссионерским.
IP
OlgaD
Участник
В "Учительской газете" за 12 мая большая статья Марины Романовой "Добродетели и пороки", о том, как проходит эксперимент с преподаванием курса "Основы религиозных культур и светской этики" в Свердловской области. Выкладываю фрагмент, который касается светской этики:
"Дай попробовать - и я пойму"
В екатеринбургской гимназии №2, оценив важность нового курса, ведение самых массовых модулей взяли на себя руководители. Директор гимназии преподает основы мировых религиозных культур, а заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальной школы - основы светской этики.

...В классе тесно, на основы светской этики подали заявления 33 человека, несколько учеников сидят на банкетках. Неудобства явно никто не испытывает: атмосфера в классе комфортная, доброжелательная. Может быть, потому, что урок начался с музыки? Ирина Германовна Ефимчук ввела такую привычку с первого класса: "вхождение в день" с добрых слов и красивых звуков.

Тема урока звучит просто и сложно одновременно: "Добродетели и пороки". Слушаю, что говорят четвероклассники: если бы не видела детей своими глазами, могла бы подумать, что выступают люди постарше. Узнаю, что в Древней Греции, где были заложены основы этических представлений, первейшими почитались следующие добродетели: мудрость, мужество, справедливость, умеренность. Современные десятилетние россияне рассуждают, что же такое мудрость. Задачка годится и для взрослых: кто из нас с легкостью даст определения таким, казалось бы, привычным понятиям?

- Это большой опыт, много знаний, - высказывает мнение Аня.
- Мудрость - больше чем знания, мудрый человек - он философ, он не совершает необдуманных поступков, - добавляет Миша и разграничивает понятия "ум" и "мудрость". Учитель подводит итог выводам учеников: "мудрость - это способность грамотно применять знания".

Ирина Германовна наполняет занятие притчами, позитивными советами, которые так и хочется зафиксировать и повторять каждый день. Аналогов подобным предметам у нас до сих пор не было. Все, что я вижу и слышу, выглядит чрезвычайно жизненным и нужным, базовым для формирования человека. Но понимаешь, как много в преподавании подобных дисциплин зависит от личности педагога: не каждый найдет убедительные слова в разговоре о добре и зле, не скатываясь в морализаторство.
"Расскажи - и я забуду. Покажи - и я запомню. Дай попробовать - и я пойму". Особенно нравятся школьникам интерактивные элементы занятия: добродетели и пороки они демонстрируют через театрализованные сценки, подготовленные дома компьютерные презентации. В завершение урока дети получают тексты восточных притч, обсуждают их, вспоминают ситуации из собственной жизни, к которым подошли бы эти поучительные истории.

Гимназия №2 выделяется на образовательной карте Екатеринбурга. Она среди лидеров по показателям учебы, имеет высокий рейтинг у родителей. Здесь осуществляется углубленное изучение иностранных языков, сильны математические дисциплины, а думать, рассуждать детей учат с первых учебных дней. Спецкурс "Введение в школьную жизнь" для первоклассников, который существует в гимназии несколько лет, можно назвать прообразом "Основ светской этики".

Вопрос о том, в каком классе вести новый предмет, до сих пор вызывает споры. Почему именно четвертые-пятые? Психологи говорят, что в этом возрасте еще не развито критическое мышление, идет набор информации, которая будет переработана позже. Подросткам подобный спецкурс был бы интереснее, хотя преподавать его было бы сложнее и даже "взрывоопаснее". Лично я не обнаружила неготовности десятилетних воспринимать этические заповеди.Начинать нравственное воспитание никогда не рано, но может быть поздно.

"Один человек решил изменить мир, но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить город, но город такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить семью, но в семье столько человек, а он один. И тогда он решил изменить самого себя". Называется эта замечательная притча, прозвучавшая на уроке "Основы светской этики", "Как изменить мир".

За единый курс
"Что бы вы делали, если бы несколько человек захотели прослушать курс буддизма или иудаизма? Я задавала этот вопрос в тех школах, которые посетила. Ответ звучал следующий: "Если бы даже один или два человека изъявили желание изучать данные модули, им была бы предоставлена такая возможность".

Рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательному процессу первых - пятых классов школы №121 Вера Николаевна Исаева:
- При первичном распределении по модулям, еще в первой четверти, у нас было два "отказника". Родители опасались, что новый курс будет насаждать их детям определенное вероисповедание. Но со временем обе семьи пересмотрели свое решение. Был развеян миф о том, что уроки по православию или другим религиям будут вести священнослужители. Нет, только специально подготовленные педагоги. Теперь и дети знают, что есть статья Конституции, защищающая свободу совести, вероисповедания. После того как учителя прошли обучение, были проведены презентации спецкурсов, на которых присутствовали родители. Им раздали брошюрки, показали учебники. Сейчас родители смотрят на спецкурс позитивно и удивляются, почему его не было раньше.
Государство, надо сказать, качественно подготовилось к введению нового предмета. Учебники написаны доходчиво и по существу, они богато иллюстрированы, выглядят современно. Занятия ведутся с помощью цифровых носителей информации, используются интерактивные доски. Все это повышает доверие школьников к предмету, особенно им нравится, что, кроме учебников, были выданы компьютерные диски, и домашнее задание часто выполняется в цифровом формате.

В дни весенних каникул в Свердловской области прошли повышение квалификации 2377 педагогов при содействии Института развития регионального образования. Сначала - лекционные занятия, курс, общий для всех, затем - работа по модулям. В итоге недостатка в специалистах нет.

А сомнения все-таки остались. Уже никто не паникует, что в школе, светском заведении, преподается Закон Божий - это попросту не соответствует действительности. Не дискутируется вопрос об уместности дисциплины в учебном расписании. Большинство родителей, которые ознакомились с программами, оценивают курс позитивно. Мне даже довелось услышать: "Как жаль, что другие мои дети уже выросли, им знания по этике и истории религий тоже не помешали бы". Но само разделение курса на модули вызывает много несогласий.

А вот что думает директор гимназии Татьяна Ильинична Бетчер:
- Новый учебный курс в целом носит культурологический и этический характер. Для всех без исключения учеников важны обе его составляющие: и основы этики, и основы мировых религиозных культур. Не случайно в них присутствуют общие темы (первый урок посвящен Родине) и общие нравственные заповеди. Это как две половины одного целого, зачем их разделять, тем более по конфессиям?

Точку зрения Татьяны Ильиничны разделяют ряд педагогов. Не нужно ставить ребенка и его семью перед выбором. Выбор всегда предполагает альтернативу: получишь одно - не получишь другое. Здесь же важно и одно, и другое. Что мешает построить обучение таким образом, чтобы в четвертом классе, например, все дети изучали этику (курс, рассчитанный на умение рассуждать, формирование нравственных понятий), а в пятом - основы мировых религий (где много информации и новых знаний)? Разделение же по конфессионным интересам вовсе не обязательно должно происходить в стенах школы.

Не разделять, а соединять людей нужно сегодня. Разделение не соответствует нерву времени, идет вразрез с общемировыми тенденциями и социальными трендами. Предмет только выиграет, если станет целостным.
IP
OlgaD
Участник
Помещу я здесь разбор учебника по светской этике того же автора. Тем более что не смотря на "вопли-сопли" конкурирующей фирмы в лице г. Кураева, учебник получился не такой уж плохой.
Станислав Минин
2010-о5-19
Светская этика для очень серьёзных детей.

О правильном и неправильном эгоизме

Основы светской этики. 4–5-е классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 63 с.

Некоторые школьные учебники пишутся не просто для детей, а для очень серьезных детей. Не столь серьезных, как те дети, с которыми в повести братьев Стругацких встречался писатель Виктор Банев, но все-таки. Учебное пособие по «Основам светской этики» – как раз такая книга.

Спрос на светскую этику в российских школах неожиданно оказался весомее спроса на православие. Некоторые представители РПЦ принялись формировать негативный образ учебника этики в медиа. Они давали понять, что «светская этика» – это завуалированная государственная идеология, и утверждали, что роль «стража нравственности» в российском обществе авторы учебника отводят… милиции.

Тем самым общество вводили в заблуждение. В «Основах светской этики» крайне мало говорится о государстве. Милиция, черным по белому написано на 11-й странице, следит за соблюдением норм и правил, то есть законов. В сфере морали, написано там же, никаких стражей и смотрителей нет.

Без шероховатостей, конечно, не обошлось. Связь законов (в том числе и Конституции) с моралью – опосредованная, и, пожалуй, не стоило заявлять о ней на страницах учебника «в лоб». И уж тем более не стоило печатать в книге фото заседания Госдумы с подписью: «В основе законов, принимаемых Думой, лежат моральные нормы». Подобная прямолинейность, легко устраняемая без ущерба для всего учебника, льет воду на мельницу критиков светского модуля.

Авторы учебника не вполне справились и с самим определением термина «светская этика». Ведь ее отличие от этики религиозной – вовсе не в том, что «человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло», а в мотивации поступков. Светская этика не предполагает ответственности перед Высшим существом или накопление «добрых дел» в перспективе загробной жизни. Ее конечная точка – неконфликтность общежития, чем принципиально не ограничивается религия. В учебнике эта тема проступает вполне выпукло, следовало лишь более четко прописать ее во вводных уроках.

Наверное, книга по светской этике для школьников не станет путеводной звездой российского просвещения, но и педагогической неудачей ее не назовешь. Авторам, например, удалось соблюсти баланс между дидактичностью основного текста и иллюстративностью «вопросов и заданий»: новое, «этическое» прочтение знакомых детям литературных текстов может быть увлекательным занятием.

В то же время авторы не просто отталкиваются от наличной школьной аудитории – они пытаются влиять на нее, формировать ее. Здесь они подчас завышают планку. Не факт, что детям десяти лет будет понятна разница между крайним (неправильным) и разумным (правильным) эгоизмами, ведь эгоизм изначально воспринимается как понятие негативное.

Сможет ли ребенок примирить разумный эгоизм с моральным идеалом коллективизма (стр. 55)? Сам «коллективизм» в тексте учебника выглядит примером из советского «недалека». Таких анахроничных клише в книге немало: Гагарин как нравственный образец, фотопортрет сварщика, сияющий улыбками коллектив монтажников. Без всего этого вполне можно было обойтись.

Возможно, уроки стоило выстраивать вокруг сказочных или литературных примеров моральных и аморальных поступков, а не превращать их пусть в весомый, но все же аппендикс. В конце концов сами авторы учебника настаивают на том, что нравственная личность способна самостоятельно проанализировать те или иные ситуации на предмет «добра и зла».

Оценивая труд анонимного коллектива авторов, нельзя забывать, в каких условиях создавалась книга. Этика – фактически часть философии, материи труднопереводимой на язык школьника (отсюда проявляющееся местами менторство, академичность, казенность языка книги). Самостоятельного запроса на светскую этику в школе не было – он возник как реакция на требование Церкви обучать всех основам православия.Новый образовательный проект стал вызовом для светских теоретиков морали: им пришлось в режиме цейтнота сформулировать и адаптировать для специфической (детской) аудитории этическую систему. С этой задачей они в целом справились: контуры системы на страницах учебника просматриваются.

Во всяком случае, авторам ни к чему было стесняться своих имен на обложке книги. Но они почему-то не пожелали их указать…





IP
lb
Модератор
licq:3079
To OlgaD
Основная находка Минина - это, конечно, про Думу -
цитата:
не стоило печатать в книге фото заседания Госдумы с подписью: «В основе законов, принимаемых Думой, лежат моральные нормы». Подобная прямолинейность...
За такую оценку картинки в учебнике в СССР, наверное, можно было бы получить Государственную премию. Право, будто учебник готовил Идеологический отдел ЦК КПСС, а резенцию выводила рука самого Суслова.

цитата:
Самостоятельного запроса на светскую этику в школе не было – он возник как реакция на требование Церкви обучать всех основам православия
А эта фраза мне не кажется справедливой. РПЦ разве это требовало? Оно протаскивало эту идею тихой и медленной сапой, вуалируя катехизацию культурологией.

Если сложить остальные замечания рецензии вместе с этим, получается странная картина - то ли Минин со своей задачей не справился, то ли он опустил (пардон за грубое слово) учебник светской этики ниже плинтуса?
Сообщение изменено lb от 2010-05-27 16:03:01
IP
BBC
Участник
Холодной войны
To lb
цитата:
находка Минкина

Минкин и Минин это разные персонажи.
Один из МК, другой из ... . Ну, впрочем, кому интересно, тот через Яндекс найдет.
IP
lb
Модератор
licq:3079
Мда, купился на созвучие... To BBC Спасибо, исправлю.
IP
OlgaD
Участник
To lb
цитата:
А эта фраза мне не кажется справедливой. РПЦ разве это требовало? Оно протаскивало эту идею тихой и медленной сапой, вуалируя катехизацию культурологией

По разному в разные периоды времени. И требовала, и продавливала, и протаскивала, и лоббировала, и тихой, и не очень тихой сапой. Как только возможно.
Вот здесь: http://www.krotov.info/history/21/1/2006mitrohin.htm доклад Н. Митрохина о том как "процесс развивался " с 90-х годов. Большой доклад. Освежает в памяти как всё это происходило. После того, как слишком прямолинейная позиция оказалась неэффективной и вызвала неприятие в обществе, тогда и стали "вуалировать".
цитата:
За такую оценку картинки в учебнике в СССР, наверное, можно было бы получить Государственную премию.
Вряд ли. Не так легко раздавались в те времена Гос. премии.
цитата:
«В основе законов, принимаемых Думой, лежат моральные нормы». Подобная прямолинейность, легко устраняемая без ущерба для всего учебника,
По моему автор прав. Законы действительно связаны с моральными нормами, и в идеале моральные нормы должны лежать в их основе. Но, безусловно связь эта не непосредственная и для четвёртого класса это слишком сложно. Поэтому лучше об этом не говорить вообще в 4-м классе, чем говорить так. Получается профанация, конечно.
IP
zoron
Участник
цитата:
Возможно, уроки стоило выстраивать вокруг сказочных или литературных примеров моральных и аморальных поступков,
Смотрел недавно мультик про кота в сапогах. Это же мошенник и чёрный риэлтер одновременно, хотя раньше казался героем...
IP
lb
Модератор
licq:3079
To OlgaD
Всё бы было так, кабы в нужное место было вставлено слово "должны". А без этого слова получается апофеоз лицемерия. Учебник же не про идеальное общество написан.
IP
lb
Модератор
licq:3079
To zoron
Было бы интересно прочитать системный анализ русской сказки в этом разрезе. Где герой - то лежебока и лентяй, то балбес и обманщик, то... Ну, вот в таком разрезе.
IP
Атех
Участник
Ловцы снов
licq:9052
To lb
Евгений Трубецкой, кажется, писал что-то подобное.
IP
Атех
Участник
Ловцы снов
licq:9052
"Самое элементарное проявление этого жизнечувствия — мечта о богатстве, которое само собою валится в рот человеку без всяких с его стороны усилий. Тема эта развивается в многочисленных сказках, коих героями являются всегда бедные, неимущие. Есть, например, типичная сказка о «хитрой науке»: бедной старухе «захотелось отдать сына в такую науку, чтобы можно было ничего не работать, сладко есть и пить и чисто ходить». Сколько ни пытались люди уверить старуху‚ что такой науки нигде в целом свете не найдешь, она все свое, продала избу и говорит сыну: «Собирайся в путь, пойдем искать легкого хлеба». «Легкий хлеб» — вековечная мечта человеческой лени; естественно, что народная сказка с любовью останавливается на наиболее простом способе его добывания — на воровстве. Сказки воровские имеются у всех народов. Воровство играет большую роль в языческих мифологиях; всем известен, например, греческий бог — покровитель воровства — Гермес. А в немецком сказании о Нибелунгах все воруют друг у друга золото Рейна, и боги и смертные; на этом основано проклятие, коему подпадает обладатель этого золота. По Афанасьеву, «сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего уклонения от добра и правды», «требует наказания неправды и представляет добро торжествующим», но это замечание находится в полном противоречии с множеством сказок, им же собранных. Как раз в русской сказке сочувствие лепи и воровству граничит с апофеозом лентяя и вора".
IP
Атех
Участник
Ловцы снов
licq:9052
"...Вообще счастье в сказке неизменно сопутствует лентяю и вору. Крайним выражением апофеоза лени служит сказка о Емеле-дураке. Он проводит время в лежании на печи и на всякое предложение пальцем повернуть для какого-либо дела неизменно отвечал: «Я ленюсь». Но ему достается волшебная щука, которая исполняет все его желания. И он пользуется ее услугами единственно для того, чтобы все делалось само собой, без всякого с его стороны труда. «По щучьему велению, по моему прошению, ступайте ведра сами в гору», и ведра идут в гору. «По щучьему велению, по моему прошению, ну-ка, топор, поди наруби дров, а вы дрова сами в избу идите и на печь кладитесь», и «по щучьему велению, сани ступайте сами в лес». И по щучьему велению топоры рубят, не запряженные сани едут в лес, а дрова сами попадают в печь..."
IP
Атех
Участник
Ловцы снов
licq:9052
"...Сочувствие воровству и вору замечается не в одних только сказках низшего сорта: воровством промышляют и сказочные герои более высокой категории, богатыри и царевичи. Юная аудитория, которая восхищается, например, сказкою о Иване-Царевиче, не отдает себе отчета в том, что любимые подвиги этого и многих других героев — добывание жар-птицы, гyслей-самогудов и прекрасной царевны, большею частью основаны на воровстве. Здесь вор не замечается слушателями сказки потому, что воровство заслоняется общим подъемом над житейским, и вор принимает облик рыцаря, совершающего чудесные подвиги. Есть сказки, где хищения облекаются таинственным волшебным покрывалом, но есть и другие, выражающие низшую ступень нравственного сознания, где воровство, ничем неприкрытое и не приукрашенное, нравится само по себе как «художество» и как наука устроения лучшей жизни.

Неудивительно, что этот воровской идеал находится в самом тесном соприкосновении с социальной мечтою простого народа. Есть эпохи народной жизни, когда все вообще мышление народных масс облекается в сказочные образы. В такие времена сказка — прибежище всех ищущих лучшего места в жизни и является в роли социальной утопии..."

IP
lb
Модератор
licq:3079
To Атех
Да... вота она откуда проистекает русская культура-то...
Спасибо большое!
IP
Атех
Участник
Ловцы снов
licq:9052
To lb
Вся книга тут http://philologos.narod.ru/sophia/trub.htm#_ii
IP
OlgaD
Участник
To lb
цитата:
Учебник же не про идеальное общество написан.
В некотором смысле про идеальное. То есть о том, как должно быть. Причём, и учебники по религии о том же. Как должен поступать христианин и почему, как должен вести себя мусульманин и почему и т д. Как следует вести себя в светском обществе. Это вовсе не означает, что всё христиане, мусульмане, буддисты так и поступают или, что в светском обществе царит полная гармония. Это некий идеал, к которому надо стремиться. Причём, как правильно кто только не говорит, нравственные идеалы у нас общие, вот только мотивация разная.
Поэтому Ваш упрёк в лицемерии тогда уже надо отнести ко всем модулям. От реальности они далеки не меньше.
И всё потому, что учебники не культурологические. Поэтому во всех есть элементы пропаганды. Разве что учебник по истории религий от этого свободен.
IP
OlgaD
Участник
Вот, кстати, рецензия того же автора на культурологический учебник:

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А. Основы мировых религиозных культур. 4–5-е классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.

О культурологии в рамках школьного «религиозного эксперимента» говорили все – и верующие, и неверующие. А по-настоящему культурологическим получилось лишь пособие «Основы мировых религиозных культур».

Книгу в соавторстве с тремя историками религии (Евгенией Токаревой, Алексеем Бегловым и Ахметом Ярлыкаповым) готовила методист и педагог Елена Саплина. Это было очень удачное решение, позволившее сбалансировать учебник в плане структуры и языка, сделать пособие профессиональным, без методического дилетантизма, авантюризма и произвола (свойственных, например, учебнику по «Основам православной культуры»).

Перед авторами стояли серьезные задачи, с которыми они справились. Например, по тексту всей книги они выдерживают темп и стиль повествования, то есть контролируют процесс перевода, в общем, сложных тем на язык, понятный десятилетнему ребенку. С одной стороны, они не впадают в академизм (впрочем, возможно, слово «ритуал» звучит слишком тяжеловесно, и его можно было заменить словом «обряд»). С другой стороны, умышленно не занижают интеллектуальную планку своей аудитории.

С педагогической точки зрения структура учебника оптимальна. Это скорее теория культуры, а не история культуры. У авторов были два подхода на выбор: либо последовательно рассказать о буддизме, иудаизме, христианстве, исламе, либо сделать разбивку по «общим местам» – молитвы в четырех религиях, паломничество, священнослужители, основатели, отношение к труду, этика и проч. Они выбрали второй путь – и поступили верно. Таким образом религия предстает перед школьником как единый феномен. Более того, таким образом школа воспитывает толерантность – причем ненавязчиво, опосредованно.

Собственно, ненавязчива сама педагогичность книги. Она в основном рассказывает о чем-то новом для ребенка, а не говорит ему: «Будь!», «Делай так, не делай эдак!», «Вот видишь, как оно бывает, если не делаешь того-то и этого!» То есть школьник, читающий книгу, воспринимается не как пластилин для этической лепки, а как личность, способная сделать правильный вывод из правильно, интеллигентно поданной информации.

Ученому, берущемуся за неакадемическую работу (например, за написание популярной книги, школьного учебника или даже газетной статьи), бывает сложно идти на жертвы. Он ведь влюблен в предмет своего изучения. Все ему кажется важным. Сложное кажется увлекательным, предельно сложное – предельно увлекательным. Тринитарный догмат, христологические споры, буддийская космология. Нужно хватать себя за руку. Сложно сказать, хватали ли себя за руку авторы учебника по мировым религиям, но все сложности в книге причесаны, а то и опущены – за несвоевременностью.

Тактические умолчания для школьного учебника нормальны. Вовсе не обязательно рассказывать детям технологию обрезания в иудаизме и исламе. Достаточно сказать, что у евреев и мусульман есть обряд посвящения ребенка в члены религиозной общины. Если же ребенок захочет разъяснений – тут уже все будет зависеть от личной и педагогической культуры учителя. Так что, учителя, готовьтесь, книга с вас ответственности не снимет!

Местами учебник несет на себе отпечаток актуальных и не самых привлекательных общественных тенденций. Например, в гордящейся своей многонациональностью России стало принято обосновывать право нерусских и неправославных считаться согражданами русских и православных. Вот и в пособии «Основы мировых религиозных культур» подчеркивается, что католики и протестанты внесли вклад в развитие российской архитектуры и экономики, а евреи, мусульмане и буддисты «участвовали в войнах, которые вела Россия», причем проявляли себя героически.

Звучит это, увы, апологетически, а отнюдь не только познавательно. Впрочем, об авторах учебника в связи с этим можно сказать лишь одно – они оказались заложниками ситуации, которая им самим наверняка неприятна.

Не вполне удачны названия некоторых уроков. Например, урок 11 назван «Человек в религиозных традициях мира», хотя речь в нем идет не о религиозной антропологии, а исключительно о богослужебных и молитвенных практиках.

Впрочем, это придирки. Книга качественная. Остается лишь надеяться на то, что она поможет сформировать квалифицированного учителя. Ведь интересная книга не снимает детские вопросы, но, напротив, заставляет ребенка задавать новые.

Сообщение изменено OlgaD от 2010-05-28 21:47:18
IP
Божий одуванчик
Участник
Жизнь человека - это путь к Богу
To Атех
To lb
цитата:
Да... вота она откуда проистекает русская культура-то...
Не обидно ли Вам за русскую культуру? Не обидно ли Вам за своё детство и детство всех детей?
Русские сказки учат тому, что в жизни есть что-то более главное чем ум, логика, сила, принципы, благоденствие и даже(!)... порядочность. Это - любовь.
Не зря в сказках побеждает Иванушка-дурачок.
Сообщение изменено Божий одуванчик от 2010-05-28 19:59:09
IP
lb
Модератор
licq:3079
To Божий одуванчик
Надо перечитать. Поискать там любовь.
Где у Емели любовь?..
IP
lb
Модератор
licq:3079
To OlgaD
После рецензий даже учебники хочется полистать.
А вот это не понял:
цитата:
урок 11 назван «Человек в религиозных традициях мира», хотя речь в нем идет не о Впрочем
Что-то выпало.
IP
Божий одуванчик
Участник
Жизнь человека - это путь к Богу
To lb
цитата:
Надо перечитать. Поискать там любовь. Где у Емели любовь?..
Умом Россию не понять. Умом это не понять. Дети понимают не умом, а душой. Во всяком случае, Вы не откажете Емеле в добродушии? А добродушие - это почти любовь.
IP
lb
Модератор
licq:3079
To Божий одуванчик
Да понял я... это Лазарев сказал. Значит верно!
IP
Атех
Участник
Ловцы снов
licq:9052
"Доброта - животное поопаснее других, и, если ей прекословить, она кусает больнее и укус её ядовитее. Упитанное животное, которое дремлет, подобно жирному псу на пороге фермы. Но сделайте шаг не туда, вызовите его неудовольствие, и, уверенный в своём неоспоримом праве, он поднимется на лапы, мощнее, страшнее дикого зверя..."
IP
OlgaD
Участник
To lb
цитата:
Что-то выпало.
Да, действительно. Извиняюсь. Читается так: Не вполне удачны названия некоторых уроков. Например, урок 11 назван «Человек в религиозных традициях мира», хотя речь в нем идет не о религиозной антропологии, а исключительно о богослужебных и молитвенных практиках.


IP
BBC
Участник
Холодной войны
цитата:
Где у Емели любовь?.


ТРИ ЗВЕРОЛОВА

Три смелых зверолова
Охотились в лесах.
Над ними полный месяц
Сиял на небесах.

- Смотрите, это - месяц!
- Зевнув, сказал один.
Другой сказал: - Тарелка! -
А третий крикнул: - Блин!

Три смелых зверолова
Бродили целый день,
А вечером навстречу
К ним выбежал олень.

Один сказал: - Ни слова,
В кустарнике олень! -
Другой сказал: - Корова! -
А третий крикнул: - Пень!

Три смелых зверолова
Сидели под кустом,
А кто-то на березе
Помахивал хвостом.

Один воскликнул: - Белка!
Стреляй, чего глядишь! -
Другой сказал: - Собака! -
А третий крикнул: - Мышь!
IP
Страницы(17): 1 2 ... 14 15 16 17 | перейти:

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net