Fryazino.NET Forum || Культура и наука || Фрязинская резьба, Слободская роспись, Турабеевская береста...
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
Фрязинская резьба, Слободская роспись, Турабеевская береста... (1) 1 для печати | RSS 2.0
lb
Модератор
licq:3079
А ведь славно Фрязино не только наукой и КВНом, вот полное своеобразия творчество наших земляков, отразившееся даже в названиях. Проще всего обратиться к статье С.В.Савельева:

Значительным событием культурной жизни Щелковского района стала открывшаяся в начале года в Щелковской художественной галерее Первая выставка художников-прикладников. Были представлены работы, выполненные в самых разных художественных стилях: панно, созданные в лоскутной технике, соседствовали с расписными вазами и шкатулками; резная, тонированная, тисненная береста чередовалась с керамикой и коваными изделиями, а стены украшали картины, вырезанные на обыкновенной фанере, батик, вставленный в рамы, расписные доски.

Помимо уже ставших традиционными видов народных искусств, на этой выставке присутствовали и своеобразные, авторские стили ремесел, появившиеся в последнее время и ставшие приоритетами Щелковского района. Особенно яркой в этом ряду была, так называемая, «Фрязинская резьба» М.М. Быкова. В качестве исходного материала автор стиля использует многослойную фанеру. Нанося рисунок на поверхность заготовки, мастер затем особыми стамесками выбирает, в зависимости от глубины перспективы, слои фанеры, создавая тем самым эффект объемного изображения. Окрашенное затем в коричнево-бело-красноватых тонах произведение очень эффектно и красиво, а обрамленное резной рамой из того же материала становится своего рода скульптурно-рисованной картиной.

В определенном смысле продолжением традиции расписной утвари можно считать работы К.Б. Паниной по росписи изделий из стекла. Из рук мастера выходят изящные по форме и оригинальные по изображенным образам предметы обихода, обретшие, поистине, новую жизнь.

Оригинальная роспись Г.М. Жуковой, разработанная ею на основе Жостовской росписи и перенесенная на деревянную основу, расширила и обогатила уже известное художественное направление. Авторский стиль вполне заслуживает собственного названия, например, «роспись Галина», в память об этой замечательной мастерице.

До 90-х годов прошлого века в России были широко известны 2-3 направления, использовавших бересту в качестве художественного материала, – это шемогодский и томский берестяные промыслы. Но к началу XXI века многие мастера в России стали создавать и свои направления. Одним из таких видов художественной бересты можно считать стиль, созданный С.В. Савельевым, названный им в честь своей малой родины – деревни Турабьево (ныне не существующей) – «Турабеевской берестой».

Особенность этого стиля в соединении в одном изделии двух наиболее традиционных для России видов народного творчества – художественно обработанной бересты с резным деревом. Приклеенная на резную деревянную основу прорезная и тонированная береста создают поистине сказочные образы.
«Слободская роспись», названная так по месту жительства ее автора Кускова А.Л., известна не только в Щелковском районе, но и за рубежом. Заслугой автора стала разработка оригинального стиля росписи, выполненной на точеных классических формах как в орнаментальных композициях с цветочной росписью, так и с пейзажной живописью, с изображением храмов Москвы и Подмосковья. В работах мастера прослеживается продолжение традиций русского фарфора. Разновидностью лоскутной техники можно назвать работы И.Г. Глебовой. Созданные ею картины из лоскутов бересты пленяют искренностью сюжетов, душевным теплом, которые подчеркиваются свойствами самого материала.
Многие художники являются также и преподавателями в различных городских и районных учреждениях. И можно надеяться, что народное искусство будет жить и развиваться учениками мастеров.

http://www.schelkovo-blagochin.orthodoxy.ru/press/svetilnik/2008_98/98_02.html
IP
lb
Модератор
licq:3079
Или вот статья Киселева А.Б., Где грань между техникой и искусством? в журнале "Изобретатель и рационализатор", 2001, №6, стр. 11-12:
________________________________________

В городе электронщиков, во Фрязино Московской области, живет интересный человек, не имеющий отношения к электронике, но прославивший город не меньше, чем его знаменитые инженеры. Более того, в художественных кругах уже фигурируют понятия фрязинская школа, фрязинская резьба, фрязинский барельеф... А все это благодаря преподавателю Фрязинского центра детского творчества Михаилу Михайловичу Быкову.

Суть изобретения проста: берут качественный многослойный древесный материал, грубо говоря – фанеру, наносят карандашом рисунок и снимают по нему нужное количество слоев, разное в разных местах. А вот соотношение их – где и сколько, то есть необходимые существенные признаки защищаемой патентной формулы изобретения – четко выписать трудно. Здесь-то и проходит граница в творчестве между техникой и искусством. И ее, проявляющуюся каждый раз по-своему, чувствует только художник. После резца нужные места тонируют. Но разгула красок нет, есть половодье оттенков – от естественного желтого цвета дерева, монохромно переливающегося в обилие коричневых тонов, до почти полной черноты. Эта необыкновенная гамма создает спокойное лирическое настроение.

Что это такое? А трудно определить. Картина? Но не плоская. Барельеф? Но с набором плоскостей, да еще параллельных. Многослойное дерево дает удивительную возможность изобразить русский пейзаж – лес, поля, храмы. На портретах проявляются добрые черты людей. Например, наш читатель видел портрет академика Н.Д. Девяткова (ИР, 7, 94). На фотографии умный и заслуженный человек, настоящий академик. А тот же портрет, но выполненный Быковым в стиле фрязинского барельефа, звучит много мягче, зрителю становится ясно, что это прежде всего очень добрый человек, и неудивительно, что он стал общепризнанным главой отечественной школы медицинской электроники.

Фантастические сюжеты, нагромождения суровых скал, по моему мнению, не соответствуют технике фрязинской резьбы. Но ведь построенная на иных принципах и тоже деревянная скульптура Коненкова и Эрьзи тоже не вызывает резких и агрессивных эмоций. По-видимому, не только талант художника, но и дерево как материал создает глубокий и лирический настрой.
С работами Михаила Михайловича знакомились космонавты Звездного, химики Купавны, сейчас их можно видеть во Фрязинском художественном салоне (кстати, и приобрести). Одна из крупных выставок прошла в Москве, в Центральном доме культуры железнодорожников. Быков лауреат II Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества, награжден медалью ВДНХ. Ряд работ уже ушли за рубеж. Боюсь, что Россия может потерять талантливого и уникального художника, Судьба у него трудная, противоречивая. Учился в архитектурном институте, много путешествовал, долго искал признания... В Союзе художников не состоит, но перед нами явно Художник, красивая душа и, соответственно, красивые произведения.

Пусть меня простят ученики Михаила Михайловича, но научившись у него технике резьбы (отнюдь не тривиальной), они еще не дотягивают до художественного уровня наставника. И мечтает он, чтоб появились те, что сумеют пойти дальше него, чтоб он мог гордиться своими последователями.
Путь от техники к искусству проходят многие изобретатели. И всегда наибольшее удовлетворение создателю нового устройства, новой технологии доставляет красивое техническое решение.
Сообщение изменено lb от 2011-02-24 18:08:17
IP
lb
Модератор
licq:3079
Еще ссылка - Фрязинская Ассоциация художников, а фотографий работ не нашел...
IP
Страницы(1): 1

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net