460 уголовных дел было возбуждено за один день. Таков итог беспрецедентной по масштабам и результатам операции по выявлению коррупции в рядах сотрудников московской ГИБДД. Среди фигурантов оказались и 13 высокопоставленных сотрудников Главного управления ГИБДД МВД. Впрочем, многие из них по-прежнему работают на своих местах. "Если бы по каждому выявленному случаю мы проводили арест, то в Москве скоро не осталось бы ни одного гаишника", - признали участвовавшие в операции оперативники. Эта операция сотрудников городской прокуратуры и Главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД началась еще полгода назад. Все мероприятия держались в строжайшем секрете. В операции были задействованы около двухсот сотрудников московской прокуратуры и ГУСБ. Основанием для проверки деятельности работников ГИБДД стали многочисленные заявления автолюбителей, жаловавшихся на поборы и вымогательства на дорогах. За несколько месяцев оперативники провели 26 тысяч экспертиз. В частности, сотрудники ГУСБ проверяли машины, на которые выписывались 'левые' талоны о прохождении техосмотра, фальсифицированные документы при оформлении ДТП, растаможке и т.д. Операция по проверке работы инспекторов была проведена практически во всех регионах России. Но самый высокий уровень нарушений был зарегистрирован именно в Москве. Всего возбуждено 460 уголовных дел по фактам различных правонарушений сотрудников столичной ГИБДД. Во время операции использовали весь набор оперативных средств. Переодетые в гражданское оперативники под видом рядовых водителей предлагали инспекторам взятки помеченными купюрами, записывали разговоры с сотрудниками ГИБДД с помощью скрытых микрофонов. Кроме работы на улицах города была проведена также масштабная проверка всех подразделений ГИБДД ГУВД Москвы. Больше всего коррупционеров взяли с поличным в Восточном, Северном и Северо-Западном округах города. Проверка выявила и такой любопытный факт: только за первый квартал этого года в Москве около 15 тысяч заявлений автолюбителей о правонарушениях, так или иначе связанных с автомобилями, просто были положены под сукно и не рассматривались сотрудниками ГИБДД. Грубейшие нарушения установлены и с выдачей так называемых блатных номеров - серий ООО, ССС и ААА. Машины с такими номерами, как правило, относятся к спецгаражам администрации президента, Федеральной службы охраны и прочих властных структур. И как следствие такие автомобили практически не останавливают. Между тем, как выяснили проверяющие, номер такой серии можно было купить за 3-8 тысяч долларов. Цена зависела от престижности знака, совпадения цифр или их определенного набора и других факторов. На порядок дешевле стоили талоны технического осмотра, получение водительских удостоверений без сдачи экзаменов, возврат прав, отобранных у нетрезвых водителей. Цена колебалась от 50 до 500 долларов. Доходило до абсурда: сотрудник ОТОР-1 Геннадий Парфенов даже обзавелся печатью, в центре которой находилась его фотография подписанная 'полевой командир'. Впрочем, этот шутливый штамп служил для коллег Парфенова своего рода знаком, что 'все в порядке' и человеку, пришедшему с бумагой с такой печатью, нужно без проволочек сделать, например, техосмотр или растаможить автомобиль. Парфенову дали возможность уволиться по собственному желанию. Хотя стоит отметить, что, несмотря на обилие уголовных дел, никто из сотрудников ГИБДД арестован так и не был. 'Мы возбуждали дела только по фактам преступлений', - пояснили сотрудники прокуратуры. Правда, некоторых уже уволили, но большинство, даже взятые с поличным, продолжают работать в системе ГИБДД, в том числе и 13 руководителей среднего звена Главного управления ГИБДД МВД, которые также, как стало известно 'ГАЗЕТЕ', оказались фигурантами уголовных дел. Сколько именно уличенных в махинациях и взятках сотрудников милиции пойдет под суд, сказать сложно. Также неясно, какие выводы будут сделаны и в отношении руководства автоинспекции. Официальные представители центрального аппарата МВД пока сохраняют молчание. |