Fryazino.NET Forum || Религия || Эстетическое в религии
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
Эстетическое в религии (5) 1 2 3 4 5 для печати | RSS 2.0
Жан-Поль Диполь
Участник
Броуновского движения
To meybe 07
Излияние души может быть юношеским или юношеским, уравновешенным самоиронией. Однако от того, что Полозкова выражает ими свою любовь к современному слову, они не перестают быть таковыми.

Так или иначе, я хотел отметить, что поэтическая искренность с воцерковлением может обнаружить свою духовную пустоту и не суметь восполнить ее (духовную полноту своих стихов). Стихи Полозковой бесконечно душевны, но почти не духовны. Такие люди, как она с воцерковлением с легкостью могут переметнуться из поэзии в драматургию или из музыкантов в актеры. Талант человека остается с ним, но творчество может быть переосмысленно.
IP
meybe 07
Участник
Так в том и дело, что к излиянию души ее стихи никак не сводятся - на то она и поэт! Искренности для поэзии недостаточно - куда более важны чуткость к слову, настрой от него услышать что-то для тебя важное. Уже это отвращает от зацикленности на себе-любимом.
цитата:
Такие люди, как она с воцерковлением с легкостью могут переметнуться из поэзии в драматургию или из музыкантов в актеры. Талант человека остается с ним, но творчество может быть переосмысленно.

Бывает и так - на все воля Божья.
Сообщение изменено meybe 07 от 2011-03-11 20:56:55
IP
meybe 07
Участник
To Жан-Поль Диполь
Следует еще вот что принять во внимание: смысл, воспринимаемый непосредственно на слух, не совпадает, вообще говоря, с тем, который доступен прозаическому пересказу. Ну, например, обозначают стихи грусть "лирического" героя", а звучат - весело. На сходную тему у Аверинцева есть хорошая статья
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/aver/ritm.php
Сообщение изменено meybe 07 от 2011-03-11 22:15:30
IP
lb
Модератор
licq:3079
"...как будет показано в настоящей статье, православная доктрина предполагает целостное учение о красоте. Для кого-то это может показаться неожиданным, но, как мы увидим, тема красоты пронизывает буквально все области православного вероучения, без каких-либо исключений. И связано это с тем, что в православии тема «красоты» не сводится к эстетике, она неизмеримо выше только лишь области эстетического. Эта тема охватывает и пронизывает всю православную доктрину, поскольку, согласно православному вероучению, источником Красоты является Сам Бог, Который и есть Первая Красота, и, как таковой, распространяет красоту на все сущее".

(Шарапов С.А., Красота, согласно православному вероучению - http://www.klex.ru/a0a )

IP
lb
Модератор
licq:3079
Раздумываю - не открыть ли тему, посвященную религиозным аспектам музыки Баха? Или Бах от всех так далек, что будет то же, что и в теме "Классическая музыка" в КиН? То есть глухая стена молчания...
IP
meybe 07
Участник
To lb
Музыку интерпретировать трудно.
IP
lb
Модератор
licq:3079
To meybe 07
Особенно, если есть предубеждение и глухота.
IP
BBC
Модератор
нашего двора
To lb
цитата:
Особенно, если есть предубеждение и глухота.

У кого?
IP
meybe 07
Участник
To lb
Думаю, что труднее как раз слышащему - смысл он улавливает более богатый , потому хуже поддающийся вербализации.
IP
meybe 07
Участник
To lb
Понравилось мне одно высказывание Гречки. В ХТК, заметил он, христианского больше, чем в "Страстях". В последних слышится страдание, а в первом - Воскресение и Жизнь Вечная.
IP
meybe 07
Участник
Раз уж речь зашла о музыке...
молитва в исполнении группы абрэра ативъит
http://www.youtube.com/watch?v=4oZE_JqIxDk&feature=related
IP
lb
Модератор
licq:3079
To meybe 07
Гречко это по неграмотности. 15 лет ежедневного слушания ХТК, "чтобы различать до четырех голосов" при полном неуважении к контексту (он так и не стал читать Берченко про концепцию Яворского) привели к этому печальному финалу.
IP
lb
Модератор
licq:3079
(я хотел сказать, что в ХТК страдания на своём месте:
Страстная неделя
fis-moll II том Тайная вечеря
cis-moll I том Моление о чаше
a-moll II том Мытарства Христа. Избиение Христа
h-moll II том Суд Пилата
g-moll II том Бичевание Иисуса. «Се человек»
fis-moll l том Несение креста
h-moll I том Шествие на Голгофу
gis-moll I том Распятие. Семь слов Спасителя на кресте.
c-moll II том Крестная мука
dis-moll II том Страдания на кресте
f-moll 1 том Slabat Mater
b-moll I том Голгофа. Смерть Иисуса
cis-moll I том Снятие с креста. Плащаница
b-moll II том Положение во гроб
- в интепретации не Яворского, а Носиной, что почти одно и то же)
IP
meybe 07
Участник
To lb
Сергей прав - слуху он доверяет больше, чем программному "содержанию".
А насчет Яворского и его школы прежде постил в другой теме, и моя оценка с тех пор не изменилась.
Сообщение изменено meybe 07 от 2011-03-19 21:05:19
IP
lb
Модератор
licq:3079
To meybe 07
Ну, во-1-х, я вообще не понимаю, как "христианское" можно разносить по осям "страдание-воскресение" в данном случае. "Страсти" - это страсти, это две конкретные главы из Матфея. Сказать так, как сказал он, примерно то же самое, что определить христианским лишь 28-ю главу Евангелия от Матфея.

А во-2-х... Ну, вот, смотрите:
"Во времена Баха в странах Западной Европы хоральные мелодии и связанное с ними сакральное содержание были известны каждому. Поэтому у исполнителей и слушателей той эпохи легко возникали ассоциации со смыслом хорала, с конкретным событием Священного Писания, с кругом церковных празднике или ритуальным действом, которым соответствовал данный хорал. Так, прелюдия и фуга си-бемоль мажор из I тома ХТК основаны на мелодиях трех рождественских хоралов, содержание этого цикла - Рождество Христа и поклонение пастухов. Или, например, темой фуги ля-бемоль мажор из I тома служит хорал «Как прекрасно светит утренняя звезда», ее образ - поклонение волхвов Трехголосная симфония (инвенция) ля минор, основана на пасхальном хорале «Христос лежал в пеленах смерти», является его музыкальным комментарием, последовательно раскрывая содержание строф хорала мотивами-символами крестной муки, положения во гpоб, вознесения, истовой веры славословий «Аллилуйя»".
IP
meybe 07
Участник
To lb
цитата:
я вообще не понимаю, как "христианское" можно разносить по осям "страдание-воскресение" в данном случае.

Главное в Евангелии все же Воскресение и жизнь вечная. Потому оно и Ев-ангелион - благая весть. Если это "убрать", христианство мало чем будет отличаться от других религий.
IP
lb
Модератор
licq:3079
To meybe 07
Да. И главный символ христианства не крест, а нимб.
IP
meybe 07
Участник
To lb
цитата:
А во-2-х...

Смысловое содержание музыки - как, впрочем, и любого искусства - не сводимо к ее соотнесенности с историческими реалиями (см. мои цитаты из Ахутина в теме о поэзии).
Сообщение изменено meybe 07 от 2011-03-19 21:53:27
IP
lb
Модератор
licq:3079
To meybe 07
цитата:
хоральные мелодии и связанное с ними сакральное содержание были известны каждому
IP
meybe 07
Участник
To lb
Относится это опять-таки к программному "содержанию".
Если настроены дискутировать дальше, то желательно в теме об искусстве.
IP
lb
Модератор
licq:3079
To meybe 07
Скорее всего, бесполезно. У вас устойчивое убеждение относительно бессодержательности. То есть вы воспринимаете музыку Баха, как музыку Вагнера с его лейтмотивами - то есть с тем, что ПРИДУМАНО. Его лейтмотивы искусственны, то есть требуют "предустановки", предварительного освоения. С перового раза никак невозможно запомнить мотив меча или мотив леса. Ну, со второго уже легче

Совершенно иное дело с хоральными прелюдиями Баха, использующими практически канонический материал, мелодии, которые звучали не один десяток лет. Такой эффект у меня вызывает, например, 1-й концерт Чайковского, которым всегда сопровождались новости про "битву за урожай" - иначе, чем "сельскохозяйственный", я этот концерт с тех пор и не называю (при всем уважении). Кроме того, использовалась и другая ПОНЯТНАЯ или ИЗВЕСТНАЯ символика. Вот поэтому и можно было воспринимать ХТК как произведение сакральное, представляющее весь библейский круг.
IP
Страницы(5): 1 2 3 4 5

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net