А вот вам еще одна статейка. Наслаждайтесь.Интернет-кафе превращают наших детей в зомби Корреспондент «Комсомолки» безвылазно прожил в компьютерном клубе Dungeon больше месяца. При всем своем профессиональном иммунитете заработал остекленевший взгляд, привычку просыпаться не раньше 3 часов дня и равнодушие к анаше ...Над уровнем кипит пятый «скилл», поднимая мертвых с земли. Полубезумный сисадмин Морг (прозвище получил за то, что работал санитаром в одной из муниципальных патологоанатомичек; каждый раз, когда нужно указать свое реальное имя, достает паспорт) четвертый час гоняет две песни «Арии». Два сменных жестких накопителя - «винты». Сколько? Ерунда - надо подкуриться. Синяя пелена табачного дыма и пьяный храп. Половина четвертого утра. Игровой компьютерный клуб. Москва. Осень. Год 2001 от Рождества Христова. Об этом мире большинство людей знают только понаслышке. А еще из газет - когда малолетки надевают на шею петлю или убивают своих родителей, не дающих денег на оплату машинного времени. Но мало кто из читателей «Комсомолки» видел мир компьютерных игровых клубов изнутри. Жители мегаполисов знают, что виртуальный мир где-то рядом, но никак не связывают сомнамбулически медлительных юношей и девушек с малопонятными рекламными щитами, обещающими «халявный Инет и 40 тачек с полным китом». Более того - у среднего горожанина минимальные шансы встретиться с завсегдатаем такого клуба, потому что второй просыпается позже, чем среднестатистический Иван Сидоров начинает подумывать о конце рабочего дня. Их имя - «геймеры» (от англ. game - игра). Их прописка - Интернет и раскаленные от бешеной эксплуатации компьютеры. Их Бог - сообщение программы об успешном завершении операции. Кто Население компьютерных клубов делится на три неравные категории. Первая - системные администраторы «сисадмины», контролирующие исправную работу компьютеров, связанных в одну локальную «сеточку» - элита клубов, имеющая право абсолютно на все, кроме, может быть, только узаконенного убийства. Вторая - крутые «геймеры», имеющие статус полубогов; обычно они отличаются феноменальными способностями по части какой-нибудь модной игры и ни у кого даже не появляется мысли потребовать с них денег за время, которое они проводят за монитором. И третья - абсолютно бесправные «юзеры», рядовые посетители, они платят деньги за каждый час машинного времени - это и есть основная статья доходов заведения. Возраст колеблется от 13 до 25 лет. Любой член первых двух каст имеет право отправить юзера за пивом, сигаретами и едой. Строптивые безжалостно изгоняются из клуба - никакие деньги здесь роли не играют. Средняя цена за час пользования компьютером (обычно это Pentium II, мощностью 433 мегагерца) - 30 рублей. С Интернетом 35 - 40 рублей. Еще существует так называемый «ночной тариф»: с полуночи до 8 утра юзер может купить компьютер в безраздельное пользование за 200 - 300 рублей. Шанс посидеть за машиной есть и у безденежных посетителей: нужно всего лишь убраться в клубе, ликвидировав следы ночного шабаша сисадминов и крутых геймеров, помыть пол и вынести мусор. Награда - бесплатный час с Интернетом. Конкурс - до 3 человек на место. Драки за право убраться в клубе случаются, но редко - условная должность уборщика чем-то напоминает звание хлебореза в колонии общего режима, уборщика все юзеры уважают, ему завидуют. Когда и как Сказать, что завсегдатаи компьютерных клубов «совы» - значит, вообще ничего не сказать. Понятия «жаворонок» и «сова» все-таки подразумевают знакомство с солнечным светом. Постоянный клиент клуба «в законе» уже забыл, что такое звезда по имени Солнце. Корреспондент «Комсомолки» попал в омут виртуального заведения совсем не по заданию - просто зашел к приятелю посмотреть на новую работу. И провел там 32 (тридцать два) полновесных календарных дня. На улицу выходил 4 (четыре) раза - за сигаретами. Скупая хроника одного дня пребывания в клубе Dungeon. 21.00 Гробовая тишина. Пустота. За командным компьютером, стоящим на возвышении, больше похожим на алтарь, - дежурный системный администратор Чип. Неярко мерцают мониторы 30 готовых к работе машин. Пепельницы пусты, телефон молчит. 22.00 Первые юзеры - мальчишки 13 - 16 лет, где-то добывшие немного денег. Сисадмин Чип называет им номера компьютеров, к которым они прирастут на ближайшие несколько часов. Появляется завсегдатай Dungeon Сэйлор, шумный и веселый малый лет двадцати пяти. Сэйлор - это портвейн. Много портвейна. Или водка - смотря по тому, сколько есть денег. «Слышь, ты, отец! - презрительно бросает Сэйлор одному из играющих. - Вот те денег, и чтоб два флакона у меня были через 10 минут. Да сигарет не забудь». Паренек поспешно срывается и убегает: он знает, что если откажет Сэйлору, то никто и никогда уже не пустит его в этот клуб. 0.00 Портвейн выпит. Денег больше нет, но начинают подтягиваться крутые геймеры с рассказами о том, что происходит в других клубах. Кто-то собрал армию из 120 архангелов (игра «Герои мощи и магии III») и дал бой некромантам. В клубе «Нирвана» была облава - клевый чел Тайгер снова нарушил «водяное перемирие» и притащил героин, о чем тут же пронюхали легавые. О, новый фильмец! Поскольку телевизор - это такой странный монитор без процессора, его никто давно не смотрит. Новости, события и приколы черпаются исключительно из Интернета. Свежие фильмы просматриваются только на компьютере - они покупаются на Митинском рынке и, если стоят доброго слова, тут же копируются на диски всем желающим. Культовые картины - «Бойцовский клуб» и «Матрица». Играть никто не садится - все ждут наркодилера. 1.20 Вот и он. Никто не знает, из каких источников наркодилер достает свое зелье - обычно гашиш. Но все знают, что осенью он исчезает на несколько недель - под Петербургом появляются «грибочки», очень ценимые теми, у кого не хватает денег на ЛСД. Вот теперь начинается самое главное - крутые геймеры, дежурный сисадмин и немногие избранные юзеры стягиваются в туалет и плотно закрывают за собой дверь. Хитрый прибор «бульбулятор» - это две бутылки из-под кока-колы разной емкости. Если их обрезать примерно посередине, то можно будет вставлять одну в другую. В нижнюю - более широкую бутылку - наливается вода. Вставляешь в горлышко наперсток с пробитым дном, заполняешь его гашишем, поджигаешь - и в нижней части скапливается дым. Теперь вдыхай... 2.00 Мир расцвел фантастическими радугами, и ты его хозяин. Любимая игра ждет тебя, подергиваясь от нетерпения (так кажется, если смотреть на монитор под небольшим углом). Магический посох (игра Diabolo II) ощутимо оттягивает руку и почти больно, когда очередной монстр попадает в тебя стрелой. И сжимается сердце при виде зомби, выходящих из-за угла. Человек десять отчаянно отстреливают друг друга в процессе игры Counter Strike, и слышен рев: «Мочи толстого мента на мосту!» На экранах - ад, люди конвульсивно клацают клавишами мышек. Но что пугает не на шутку: в зале игрового клуба мертвая тишина. Вопли умирающих и вой чудовищ с боевыми кличами - в наушниках юзеров и геймеров. Если снять наушники, слышно, как жужжат мухи. 9.00 Утро. Спать. Те, кто имеет право на вход в VIP-комнату, заснули на диване (умещаются человека четыре, если в обнимку). Остальные уткнулись головами прямо в клавиатуры или отключились на сдвинутых стульях. Сизый дым пластами и коробки из-под китайской быстрорастворимой лапши. Спать. 17.00 Чугунная голова и глаза, как у кролика. Сбившиеся очки и смятая рубашка. Пиво есть тут или нет?! Шаркает веником уборщик-юзер. Тишина. Пустота. Истории про «отцов» В Москве около 80 компьютерных игровых клубов. Но есть несколько культовых мест, где собирается игровая компьютерная элита. Прежде всего это «Нирвана», «Орки» и Dungeon. Но «Нирвану» недавно закрыли власти - санитарно-эпидемическая служба «наехала». «Орки» - это огромный гулкий зал с сотней компьютеров и сонмами случайных людей. Dungeon находится в здании общежития текстильной академии, где вполне можно за пару сотен долларов снять комнату на год - чтобы вообще домой не ходить. Оформление - мрачное подземелье с монстрами из игры Dungeon Keeper, стальными факелами на стенах и прочими прибамбасами. Магия виртуальной реальности вкупе с легкими наркотиками так сильна, что 17-летняя юная мать по прозвищу Сильва, едва оправившись после родов, «зависла» в клубе, забыв младенца дома. Ребенка спасли бабушка с дедушкой, а Сильву насильно отправили к родственникам в провинцию - лишь бы подальше от компьютеров. Сисадмин Чип был не так давно взят под белы руки работниками военкомата и чуть было не отправился в армию. Его в буквальном смысле слова отбили у военных (уже на вокзале!) геймеры и спрятали до поры до времени в одном из клубов. Чип даже не помнит, что такой эпизод был в его жизни. Широко известна в узких кругах поножовщина из-за мошенничества в компьютерной игре в одном из питерских клубов - один труп, шестеро раненых. МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА Валерий Прополов, кандидат медицинских наук, психолог, врач-нарколог: - Я не знаю ни одного честного врача-психиатра, который бы взялся лечить клиента компьютерного клуба. Это просто бесполезно. Самая близкая аналогия - это хипповские коммуны 70-х. Тот же алкоголь, те же наркотики, свободные нравы. Словом, бегство от реальности. Но в данном случае все усугубляется высокими технологиями, теми же компьютерами. Социальная апатия в результате общения с Интернетом и многочасовыми игрищами гарантирована. Сами посудите: зачем человеку, у которого есть 20 драконов, 600 скелетов и 8 кораблей-невидимок, работать инженером или изучать походы Чингисхана? Самое лучшее, что можно сделать, - это изолировать заигравшегося подростка. Например, отправить его в деревню к бабушке. Но я считаю, что все это детский лепет - мы имеем дело с новой культурой, совершенно иным мышлением и соцориентацией. Очень скоро придется признать, что полувиртуальное существование - такая же норма жизни, как ежедневное хождение на работу и постройка дачи по выходным. Конфликт между этими взаимоисключающими способами существования неизбежен, но безоговорочно принять чью-то сторону я, например, не готов. СЛОВАРИК Геймер - фанатик компьютерных игр. Бульбулятор - прогрессивный аппарат для употребления наркотиков растительного происхождения. Отцы - обращение к геймерам вне зависимости от пола и возраста. Юзер - от англ. user, пользователь. Юзверь - продвинутый юзер. Скилл - от англ. skill, навык. Упырь - нехороший человек. КСТАТИ Куда смотрит милиция? За время пребывания в клубе Dungeon корреспондент «Комсомолки» дважды попадал в облавы, которые устраивала милиция. Чисто внешне все выглядело обычно: операция с прицелом разжиться парой-тройкой наркодилеров и десятком людей без московской прописки. Оба раза я был в совершенно невменяемом состоянии. Любой мало-мальски грамотный человек распознал бы наркотическое опьянение по расширенным зрачкам и нарушению координации движения. Оперативники ГУВД Москвы либо не смогли, либо не захотели связываться. Позже выяснилось, что истинная цель их визита - непутевый сын какого-то большого человека, который исчез около двух недель назад со всех «радаров». Они нашли его позже - в клубе «Орки». Возле круглосуточного магазина (40 метров от входа в клуб Dungeon) всегда дежурит машина патрульно-постовой службы. У них свое видение ситуации. Сержант милиции Андрей Фадеенко: - Во-первых, это скорее дело участкового, а не наше. У него есть свое поле работы, и он должен следить за порядком. Про клубы ваши мы все знаем, но не так страшен черт, как его расписывают в церкви. В обычных ночных клубах наркоты гораздо больше - вплоть до героина с кокаином. Вон УНОН (Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков) периодически наезжает на ваш клуб - и что толку? У них там вообще одно время стояла следящая камера, и они дверь открывали только тем, кого в лицо знали. А дверь железная, между прочим. Пока достучишься типа «Откройте, милиция!» - танк можно спрятать, не то что пакетик с наркотой. Да и клуб этот - неприятная штука. Какой-то большой человек его «держит». Вроде как даже из Госдумы - не то он депутат, не то еще кто-то. Мне главное, чтобы тут всякие чеченские террористы не гнездились, а в этом отношении Dungeon - очень чистое место. Они и кавказцев всяких из общежития усмирили. Ну а административные правонарушения... Пьяные на улице не валяются. Вот только дети всякие водку в магазине покупают - это нарушение. Но опять же - не наше дело, пускай разбираются контролирующие органы. Да здесь за три года ни одного изнасилования не было! Уникальная штука, впервые такое вижу. 1 октября 2001 г. Константин БЛАГОДАРОВ. |