Fryazino.NET Forum || Культура и наука || Библейские притчи
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
Библейские притчи (1) 1 для печати | RSS 2.0
Божий одуванчик
Участник
Жизнь человека - это путь к Богу
Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Библейские темы. 2007.
(Из главы: Женщина как прообраз Христа.)

«Поверите ли вы, что Христос Спаситель в двух Своих притчах явил Себя Самого в роли женщины? …
«Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечИ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму» (Лк. 15, 8-9). …
На самом же деле под ее простотой скрывается космическая тайна. …

Эта женщина знаменует собой Самого Христа, Сына Божия. Это Он имел десять драхм, потерял одну и отправился ее искать. …
Число десять, по мнению православных богословов, представляет собой полноту чисел. Девять непотерянных драхм суть девять ангельских чинов. Число собственно Ангелов неисчислимо для нас, смертных, превосходя все наши системы подсчета.
Десятая потерянная драхма – это весь человеческий род от начала бытия до скончания времени, прельщенный сатаной на самой заре существования, удалившийся от Бога и действительно уподобившийся выпавшей монете.
Поэтому Спаситель Христос сошел с неба в мiр, в собственный дом, зажег свечу – свет Своего учения, вымел жилище, то есть очистил мiр от бесовской власти и скверны, обрел десятую драхму, то есть заблудшее и потерянное человечество, и созвал (после Своего славного Воскресения и Вознесения) «подруг и соседок», то есть несметные полки Херувимов и Серафимов, Архангелов и Ангелов, возвестив им великую радость… …
Итак, в этой притче Христос предстал перед нами в образе женщины. Ведь женщина прилежнее мужчины в сохранении имущества, ревностнее в уборке и украшении дома и усерднее в приеме гостей.
Если именно так изъяснить и уразуметь эту короткую евангельскую притчу, состоящую всего из двух распространенных предложений, то каждого из нас действительно охватит какой-то таинственный страх. Ведь в предельно простых словах заключена вся космическая трагедия, все мiры видимые и невидимые. В этой притче объясняется и цель сошествия Сына Божия в мiр людей. Из нее источается яркий свет на всю историю человечества и на всю драму нашего индивидуального бытия и жизни. И наконец, эта притча требует от нас быстрого решения, ибо век наш мимолетен: позволим ли мы найти себя ищущему нас Христу или же спрячемся от Него…

II. Три меры муки.

«Еще сказал [Иисус]: чему уподоблю Царство Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Лк. 13, 21). …
Сюжет той или иной притчи лежит на поверхности, а их смысл кроется в глубине. Все притчи обращены к внешнему восприятию, к зрению и слуху, но их значение духовно и постигается только духом.
Итак, каково может быть духовное осмысление этой Христовой притчи?
Двоякое. Первое значение относится к трем главным расам человеческого рода, второе – к трем основным способностям, или силам, человеческой души.
Одним словом, то превеликое и неслыханное, что вложил Христос в эту притчу, затрагивает как исторический, так и индивидуальный процесс спасения людей.

После всеобщего потопа сыновья Ноя, Сим, Хам и Иафет, сделались прародителями трех рас человечества: Семитов, Хамитов и Иафетидов. Это и означает те три меры муки, в которые Христос влагает Свою небесную закваску, Духа Святого. Из этого следует, что Он пришел как Мессия и Спаситель всех человеческих рас, всего человечесва без исключения и ограничения.
Как женщина с помощью закваски делает из обычной муки поднимающееся тесто, так и Христос Духом Святым претворяет естественных людей в сынов Божиих, в бессмертных насельников Небесного Царства.
Поэтому в православных книгах святые люди именуются «небесными ангелами и земными человеками». Ибо, всквашенные Духом Святым, они уже не простая мука и не опресноки, всецело прилепившиеся к земле, а квасный хлеб, каравай, растущий в высоту. Пресные лепешки, по слову Библии, суть хлеб рабов, а квасный хлеб – хлеб свободных людей, сынов Бога. Посему Православная Церковь и употребляет в святом таинстве Причащения квасный, поднявшийся, хлеб, а не опресноки и не какой-нибудь суррогат.
Процесс заквашивания начался в тот первый день Пятидесятницы, когда Святой Дух, посланный Владыкой Христом, сошел с неба на Апостолов. С тех пор доныне продолжается и до скончания века продолжится это благодатное действие Духа, «доколе не вскиснет всё».
В этом и состоит историческое объяснение, вселенская отгадка этой загадочной притчи о женщине, выпекающей хлеб.

Второе значение этой притчи связано с тремя главными качествами, или силами, человеческой души: с разумом, сердцем и волей. Другими словами – с силой мысли, с силой чувства и с силой действия. Это три незримые «меры» души, заключенные внутри человека. …
Благодаря этой закваске, они наполняются светом разума, теплотой любви и славой добрых дел. Все три их душевные силы гармонично поднимаются и возрастают к небу, к совершенству – по слову Христову: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).
В этой притче в пример поставлена женщина, а не мужчина. Христос уподобил Себя домохозяйке, потому что женщина, как супруга и мать, с любовью готовит домашний хлеб для всей семьи, тогда как мужчина-пекарь выпекает хлеб на продажу, рассчитывая на прибыль. Христос же всё, что делал для людей, делал из чистой любви и с любовью. И потому в данном случае Он отождествил Себя с женщиной. …
Впрочем, взятый либо в историческом, либо в личностном контексте, смысл этой простой притчи и впрямь величествен по своим вселенским масштабам и психологическим глубинам. Так из одного крохотного желудя развивается и вырастает могучий дуб.»

(Стр. 295-302.)
IP
lb
Модератор
licq:3079
цитата:
Закроют скоро, как всё мои остальные темы
- написал MaxDM про свою тему Притчи...

Иисус Христос рассудил бы так: "Никакое слово не нужно, если оно не обращено к Богу. Каждый должен оставить дом свой и жену свою, все темы свои и темы друга своего ради темы, обращенной к Богу".
IP
Божий одуванчик
Участник
Жизнь человека - это путь к Богу
Творения святителя Николая Сербского. Библейские темы. 2007.
(Из главы: Сыны Енаковы.)

I. Великаны древнейшей эпохи.
На заре истории среди людей жили гиганты. О них сохранились предания у всех народов на земле. И сербский народ блюдет память древних колоссов в своих притчах и песнях. Повсюду этих великанов представляют легендарными героями, обладающими сверхчеловеческой силой. Впрочем, в то, что сии исполины и в самом деле некогда существовали на земле, мы, несмотря на все легенды и предания, не смогли бы поверить, когда бы об этом не свидетельствовало и Священное Писание. Но в Священном Писании Божием эти гиганты упоминаются и описываются, и причем не как существа легендарные, а как настоящие люди, которые действительно жили, то есть были персонажами историческими. Библия упоминает о странах, в которых они обитали, описывает их внешний облик и деяния и даже нарицает некоторых по имени. Это так называемые сыны Енаковы. О них евреи в первую очередь узнали от Моисеевых лазутчиков, посланных тщательно осмотреть обетованную землю. …
Эти двенадцать лазутчиков пошли в Ханаанскую землю, пробыли в ней 40 дней, а затем вернулись в Фаран и начали рассказывать о том, что видели и о чем узнали. Свидетельствовали они о богатствах той земли, о ее плодородии и всяческом изобилии, соглашались, что это и вправду земля, из которой течет мед и млеко. Но при этом с сильным испугом сообщали и о живущих там великанах. «Народ тот более [многочисленнее] и выше нас, города там большие и с укреплениями до небес, да и сынов Енаковых видели мы там» (Втор. 1, 28). В Хевроне они встретили некоторых знаменитых сынов Енаковых, которых упоминают по имени. Это Ахиман, Сесай, и Фалмай. И в других местах видели они «исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Чис. 13, 34). …
(Втор. 9, 1-3). …
Далее мы опять находим два описания этих гигантов: Ога, царя Васанского, и Голиафа Филистимлянина. Об Оге говорится: «Только Ог, царь Васанский, оставался из Рефаимов. Вот, одр его, одр железный, и теперь в Раве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских» (т.е. приблизительно 5-6 метров в длину и около 3 метров в ширину) (Втор. 3, 11). О Галиафе же, которого Давид поразил камнем из пращи написано: «Голиаф, из Гефа; ростом он – шести локтей и пяди (т.е. около 4 метров). Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди… и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа» (1 Цар. 17, 4-5.7). …

2. Побежденные титаны.
Енаковы сыны обладали громадной силой и были вооружены оружием вещественным, материальным. О какой-либо духовной силе или о некоем моральном оружии у этих исполинов нет упоминаний. Впрочем, они и не полагались на это. Пребывающие во мраке идолопоклонничества, они ваяли себе истуканов из дерева, земли и металла и поклонялись им как якобы богам. …
Никто из пророков так красочно не выставил идольское безумие на смех, как великий Исаия. Вот как описывает он тупость одного идолопоклонника:

«Он рубит себе кедры,
берет сосну и дуб…
и часть из этого употребляет он на то,
чтобы ему было тепло,
и разводит огонь, и печет хлеб…
А из остатков от того делает бога,
идола своего, поклоняется ему,
повергается перед ним и молится ему,
и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой
»
(Ис. 44, 14.15.17).

От одного упоминания о таких колоссах евреи пришли в ужас. А как затрепетали их сердца, когда они столкнулись с одним из них лицом к лицу! Когда Голиаф вышел перед войско Саулово и начал вызывать из его рядов себе единоборца, тогда «Саул и все Израильтяне… очень испугались и ужаснулись». При виде одного человека пришло в трепет целое войско! И этот страх продолжался не один час или день, а целых 40 дней! Один исполин держал в страхе и трепете целое ополчение в течение 40 дней! Впрочем, ни физическая сила, ни материальное оружие, ни гигантский рост не помогли этим великанам, сынам Енаковым. Они потерпели поражение и были окончательно истреблены все до одного. … Дух одолел плоть, нравственное оружие сокрушило весь арсенал оружия материального. Произошло то, о чем ранее Господь сказал через Моисея, раба Своего: «Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча» (Лев. 26, 8).Так что еще при жизни Моисея народ Израильский сумел победить этих исполинов в Заиорданской области: Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. А по эту сторону Иордана, в стране Ханаанской, в земле обетованной, одолел их и полностью истребил Иисус Навин, наследник Моисея. …
«В то же время пришел Иисус и поразил [всех] Енакимов на горе, в Хевроне, в Давиде, в Анаве, на всей горе Иудиной и на всей горе Израилевой; с городами их предал их Иисус заклятию; и не осталось [ни одного] из Енакимов в земле сынов Израилевых, остались только в Газе, в Гефе (откуда был Голиаф) и в Азоте» (Нав. 11, 21-22). В этих войнах с Енакимами принял участие и тот Халев, единомышленник Иисуса Навина. Разбив их в Хевроне, он «выгнал оттуда… трех сынов Енаковых: Шешая, Ахимана и Фалмая» (Нав. 15, 14).
Последним великаном, о котором упоминается в Библии, был тот самый Голиаф из Гефа, пораженный Давидом из пращи. … Давид же отвечал ему: «Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, … « (1 Цар. 17, 42.43.45-46.47.49).


(Стр. 105-111.)
IP
Страницы(1): 1

Тема закрыта




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net