Fryazino.NET Forum || Религия || если есть у кого информация про монастырь в Авдотьино (Николо-Бирилюковская пустынь), то отзовитесь.
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
если есть у кого информация про монастырь в Авдотьино (Николо-Бирилюковская пустынь), то отзовитесь. (1) 1 для печати | RSS 2.0
FoXeL
Участник
бываю вредный...
licq:6596
с друзьями был в Авдотьино несколько раз, первый раз мы нашли на краю берега у реки довольно странные провалы земли (3и года назад), это находиться на територии мужского монастыря, после разговора с монахами и настоятелем оказалось, что на територии находиться подземный храм, но ни кто не хотел говорить об этом подробнее. храм был построен схимонахом, имя к сожаление не помню. и вот три дня назад побывали вновь на том месте и увидели, что раскопано полуразрушеное подземное строение, справа на обрывестом склоне были открыты два прохода (на сколько мы понимаем это выходы из подземелья монастыря). решили посмотреть что там внутри, прошли метров десять обнаружили разветвление ходов, но оба прохода были завалены один частично, другой полностью. поскольку ни фонарей, ни снаряжения у нас не было решили дальше не лезть. но смогли немного разглядеть что там такое при помощи фотоаппарата, есть несколько фотографий здания и подземелья. если кто-то имеет исторические сведенья про монастырь отзовитесь. заинтересовало это место из-за многих факторов.
IP
Божий одуванчик
Участник
Жизнь человека - это путь к Богу
To FoXeL
Воскресенское (Авдотьино). Николо-Берлюковская пустынь
Монастырь
Дата постройки: Дата постройки неизвестна.
Архитектор: .
Адрес: Московская область, Ногинский район, Воскресенское (Авдотьино).
Проезд: от Щелковского вокзала на автобусе № 320 до остановки Громково, далее до Берлюков пешком 2 км и еще 3 км - до Воскресенского.

Николо-Берлюковская пустынь основана в начале 17 в., восстановлена в конце 18 в.

Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь.

После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем - к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732 - 1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами - Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек.

Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.

2 декабря 1779 года Николо-Берлюковская пустынь была утверждена как заштатный монастырь. К ней приписали две часовни, одна из которых находилась в деревне Псарьки, а другая - в Москве, возле Каменного моста, где чуть позже образовалось монастырское подворье. Через год обители вернули и три часовни, принадлежавшие ей ранее, а в 1787 году передали еще одну - на Елоховской улице в Москве.

При настоятеле Иоасафе, управлявшем обителью пятнадцать лет, на месте старого храма выстроили новый, теплый, трехпрестольный - во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами святителя Николая и мученика Мины, а также братский и настоятельский корпуса. В 1794 году Иоасаф скончался. Над его могилой поместили металлическую доску со стихами, которые московский владыка посвятил почившему настоятелю. Место Иоасафа занял его родной брат - иеромонах Николай, подвизавшийся здесь до 1806 года. Его преемниками были сначала лаврский иеромонах Иаков, а затем инок Пахомий, особенно заботившийся о том, чтобы с ростом материального благополучия укреплялась и духовная мощь обители, - Берлюковская пустынь жила по строгому общежительному уставу.

По распоряжению митрополита Платона на братское кладбище монастыря перенесли деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери из села Топоркова (отсюда родом был дед митрополита).

В 1829 году в обители обрели икону "Лобзание Христа Спасителя Иудою", вскоре прославившуюся чудотворениями. Вот что пишет об этом Надежда Яковлева, чьи родители часто посещали пустынь: "В монастырь пришла женщина, которая, будучи тяжело больна, видела во сне, что облегчение ей принесет молитва перед редкой иконой, изображавшей предательство Иуды. Не обнаружив ее ни в одной из монастырских церквей, она обратилась к монахам. Иконы не было и в ризнице. Тогда монастырский пекарь вспомнил, что деревянный круг, которым он закрывает квашню, хранит на себе полустертые лики. Промыли его - и обнаружили икону". По свидетельству Ивана Шевелкина, паломники, шедшие в монастырь, говорили, что идут к Спасителю, имея в виду чудотворную икону.

Важной вехой в истории обители стало время настоятельства иеромонаха Венедикта (1829 - 1855). Через пешношских и оптинских иноков братия Николо-Берлюковского монастыря находилась под духовным влиянием и опекой учеников знаменитого старца Паисия Величковского. Венедикт продолжал эту благодатную традицию. Занимался он и храмостроительством. В 1840 году в обители освятили новопостроенную надвратную церковь во имя святителя Василия Великого. В 1848 году митрополит Филарет освятил пятиглавый соборный храм Христа Спасителя. Как и одноименный московский, он создавался в память о победе в Отечественной войне 1812 года.

В 1853 году митрополит Филарет вновь посетил обитель и освятил каменный храм во имя Всех Святых, построенный на средства московского купца Набилкина. Стараниями настоятеля Венедикта в монастыре возвели двухъярусную колокольню для шестнадцатитонного колокола, каменную ограду, братский корпус, баню, гостиницу и странноприимный дом, а также различные хозяйственные постройки.

В 1840 году Венедикт первым из настоятелей Николо-Берлюковского монастыря получил сан игумена, а в 1853 году стал архимандритом. Вот как о нем вспоминал архимандрит Пимен, в бытность свою благочинным московских монастырей неоднократно посещавший Берлюковскую пустынь: "Он был лет 60-ти, весьма благообразный, роста невысокого, бороду и волосы имел небольшие с проседью. К посторонним был весьма приветлив, для обители неусыпно старательный, в управлении взыскателен и строг".

Архимандрит Венедикт скончался в 1855 году, оставив обитель духовно и материально процветающей. Новым настоятелем стал афонский монах Парфений (Агеев), известный духовный писатель, автор популярного "Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и св. земле" и книг, посвященных полемике со старообрядцами. В 1860 году Парфений перешел настоятелем в новооткрытый Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указу Александра II специально для обращенных раскольников.

Парфения сменил лаврский инок Иоасаф, при котором над пещерой проживавшего в Берлюковской пустыни старца Макария возвели храм в честь собора святого Иоанна Предтечи. Иеросхимонах Макарий (Брюшков), почивший в 1841 году, был учеником известного валаамского подвижника Клеопы. Он, как и его последователь и сомолитвенник инок Феодорит, продолжил духовную традицию преподобного Серафима Саровского, великих оптинских и валаамских старцев. Сотни паломников шли в обитель. Один из них писал: "Берлюковскую пустынь знает вся Москва и усердно посещает ее <...>, обитель отличается истинно патриархальным гостеприимством".

Росла и численность братии. В 1864 году здесь было уже 56 насельников, а в 1884 году - 90. В 1870 году настоятелем Берлюковской пустыни стал инок подмосковного Николо-Угрешского монастыря, ученик архимандрита Пимена - Нил (Сафонов). В 1878 году он открыл при монастыре школу для крестьянских детей, ставшую вскоре образцовой. Нилу принадлежит первое описание Николо-Берлюковского монастыря, изданное в 1875 году.

В 1895 году по проекту зодчего А.С.Каминского началось строительство новой монастырской колокольни, которая почти не уступала по своим размерам колокольне Ивана Великого в Кремле. В 1898 году колокольню освятили. В этом же году вышло в свет третье издание "Исторического описания Николаевской Берлюковской пустыни", составленного церковным историком, священником Леонидом Ивановичем Денисовым, позднее принявшим постриг с именем Арсений (он же - автор популярной книги "Православные монастыри Российской империи" и нескольких статей об иконах Берлюковского монастыря).

После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница, которая находится в нем и по сей день. Обитель во второй раз была закрыта. В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.

При подготовке статьи использованы материалы статьи А.И.Ефремова "Николо-Берлюковская пустынь" (www.mj.rusk.ru/00/1/mj1_6.htm)



IP
FoXeL
Участник
бываю вредный...
licq:6596
To Божий одуванчик
спасибо, но про подземную церковь ни слова=(
IP
alar
Участник
never want to know the secrets of the high brow, u
To FoXeL
Провалы - это пещеры. Нижнюю церковь (подземную) видел, она просто находится под главной церковью монастыря. Про пещерный храм ни разу не слышал.

http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=290
IP
Божий одуванчик
Участник
Жизнь человека - это путь к Богу
To FoXeL

Небольшое отступление.
По преданиям, здешняя местность пользовалась дурной славой. Особенно среди купцов, которые с товарами направлялись по Стромынскому тракту из Владимира в Первопрестольную и обратно. Непроходимый лес плотной стеной окружал дорогу. И селилось в нем не только различное зверье. Облюбовали сию глухомань и лихие люди. Особо прославился разбойник по прозвищу Берлюк, который не упускал случая пограбить купчишек.
Разбойник грабил проходящие суда, а награбленное прятал в пещере.
Между тем Берлюк - личность историческая, не выдуманная. О его судьбе в народе даже песня была сложена. Купцы же, подъезжая сюда, помолившись и перекрестившись, чтобы дай Бог пронесло, начинали неистово нахлестывать лошадей, стараясь как можно быстрее проскочить окаянное место.
Одно из преступлений Берлюка было раскрыто, и он был схвачен и отправлен в Москву. Какой-то мальчик-торговец, то ли блинник, то ли калачник сумел приобрести его расположение, и пообещав устроить побег, узнал о сокровищах зарытых в пещере. Молодой человек с братьями, прикинувшись сборщиками лечебник трав, пришли к пещере, ночью выкопали клад и исчезли. Бежать Берлюку не удалось. Второпях кладоискатели обронили множество мелких денег, на утро найденных поселянами.

Со слов осведомленного источнника «В деревне никто из местных так и не смог указать точное местоположение пещеры, но все рассказывали легенды о разбойнике Бирлюке, и каждая история так или иначе говорила: под землей действительно спрятан клад. Кто-то говорил, что дух Бирлюка никого не подпускает к кладу. Местная Жительница - "Здесь под монастырем есть пещеры большие, наши местные жители неоднократно туда пытались залезть, где-то метров на 500 углубляются и звуки загадочные"
«…мальчик Дима рассказал еще одну легенду -- "Мой дед рассказывал, что чекисты хотели найти клад, залезли в пещеры и увидели толстенную решетку, за ней - статуи желтые - медные или золотые. Чекисты пилили автогеном решетку, но им не хватило воздуха."»

Все эти версии и легенды, вы вполне можете проверить. Мы это сделали, конечно не в полной мере, но тем не менее, пещеры есть, их много они мало посещаемы. Но считаю своим долгом предупредить, входя в пещеры вы действуете на свой страх и риск, мы ни каких обязательств не несем. Вот координата N 55 55.606 E 38 13.826, от сюда начинаются(?) входы в многочисленные лазы.
IP
FoXeL
Участник
бываю вредный...
licq:6596
To alar
To Божий одуванчик
большое спасибо за информацию!
IP
Страницы(1): 1

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net