Fryazino.NET Forum || Культура и наука || Борис Стругацкий...
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
Борис Стругацкий... (1) 1 для печати | RSS 2.0
lb
Модератор
licq:3079
Только что привезли всё, что было выпущено и отсутствовало, примерно десятка три книг, и вот... отсутствие стало абсолютным.

[19.11 20:51]: Умер Борис Стругацкий. Писатель-фантаст скончался в возрасте 79 лет
цитата:
Умер российский писатель Борис Стругацкий. Он скончался в возрасте 79 лет. Стругацкий был одним из самых известных российских писателей-фантастов XX века.
Подробнее:http://lenta.ru/news/2012/11/19/boris/


И больше нет настоящих фантастов-гуманистов, фантастов-мыслителей такого масштаба.
Такое горе!
IP
ivi06
Участник
petitio principii. Nihil nisi bene
licq:2645
http://lenta.ru/news/2012/11/19/boris/
IP
De Boer
Участник
Я РОЗМОВЛЯЮ УКРАЇНСЬКОЮ
IP
lb
Модератор
licq:3079
Быков о смерти Стругацкого: «Как без него жить, я не представляю»

Писатель считает, что со смертью Бориса Стругацкого ушла целая эпоха. Такое мнение он высказал в интервью «Русской службе новостей».

«Тут сколько не говори, осознание этой потери – процесс очень долгий. Стругацкий представлял для нас тот недосягаемый уровень, которого достигала поздняя советская эпоха, лучший в истории, наверно. Он представитель того же поколения, что Шукшин, Тарковский, Высоцкий. То, что он сделал уже один без брата в 90-е годы, задавало невероятную планку. Он был человеком феноменального благородства, он ничего не боялся. Для меня он всегда был сверхчеловеком, я всегда мог на него оглянуться. У меня такое чувство, что не осталась стены, на которую мы все опирались. И как без него жить, я не представляю», - сказал Дмитрий Быков.

«Борис Стругацкий оставался последним из когорты лучших советских художников, писателей, кинематографистов, наряду с Тарковским, Высоцким. Он был живой посланец из этого времени, и он один из немногих, кто в 90-е годы не изменил себе и остался фигурой того же масштаба», — прокомментировал кончину писателя публицист Дмитрий Быков. «Он был абсолютный, беспримесный гений. И на кого сегодня можно равняться, я не знаю. Его смерть — это катастрофа того же масштаба, что смерть Окуджавы. С его уходом все стало еще темнее и безвоздушнее», — сказал он.
IP
lb
Модератор
licq:3079
Последние три вопроса из интервью на 75-летие:

Каково вам жить во вдруг ожившей мрачной фантазии - стране, где хищные вещи века одержали верх над разумом, добротой и порядочностью?
Smok, РФ

Борис Стругацкий: Времена, когда "мир хищных вещей века" вызывал у меня самое решительное отторжение, давно миновали. Слишком уж ясно осознаю я теперь, что бывают миры и похуже, гораздо хуже, на порядок страшнее, подлее и безнадежнее. И я молю бога, чтобы Мир Потребления задержался бы подольше. Он грязноват, конечно, и совсем не достоин мечты, и отнюдь не делает человека лучше, но он, по крайней мере, не сгибает его в три погибели, не превращает в раба, оставляет возможность (были бы воля и желание!) оставаться свободным. Собственно, это единственное "приличное" будущее, на которое мы можем реально рассчитывать. Все другие (реальные) варианты заведомо хуже. И, боюсь, именно они ожидают нас в середине века, когда начнется тотальный энергетический кризис.

Почему в России после короткой оттепели к власти всегда приходят "серые"?
Геннадий, Израиль

Борис Стругацкий: Потому что мы - страна задержавшегося феодализма. Потому что менталитет наш - менталитет холопа. Потому что мы не мыслим себя без барина и совершенно не умеем (и боимся!) быть свободными. Нам нужно два поколения - без войны, без гиперинфляции, без цензуры, без начальства, - и мы преодолеем в себе феодализм. Но где их взять, эти два поколения?

В чем смысл жизни для вас? И вообще, на что надо нацеливаться и ориентироваться в жизни? Когда я себе задаю такой вопрос, то ответа у меня нет на него.
Тина

Борис Стругацкий: "Жизнь дает человеку три счастья: друга, любовь и работу". Ценить дружбу, беречь любовь, радоваться работе - в этом и заключен смысл жизни. Ничего другого я за 75 лет так и не придумал.
IP
Атех
Участник
Ловцы снов
licq:9052


О братьях Стругацких и пафосе бессмысленных усилий


Борис Стругацкий несколько раз признавался, что в последние годы ничего не пишет, кроме ответов на многочисленные интервью, включая онлайновое, которое было, по сути, его блогом. О том, почему молчит С. Витицкий (так он подписывался после смерти брата, настаивая, что писателя Братья Стругацкие больше нет), сам он высказывался жестко: старость, нездоровье, не приходит в голову ничего действительно оригинального... Думаю, причина была в том, что не происходило ничего нового, о чем стоило бы говорить. Советский и постсоветский социумы у Стругацких были исследованы досконально, и добавить к «Бессильным мира сего» в самом деле нечего. Спасти мир нельзя, но в мире всегда есть нечто, что можно и должно спасти, — выше этой программы-минимум не поднимешься. По крайней мере пока.

( Collapse )
Недавно, объясняя 11-классникам свое понимание Стругацких и довольно жестоко споря с ними по разным поводам, я услышал вещь поразительную. У меня есть давняя идея о том, что Зона в «Пикнике на обочине» — образ СССР: Бог посетил страну, в ней осталось после этого много удивительных артефактов, по большей части убийственных, и люди в ней непоправимо мутировали, но прав Рэдрик Шухарт: да, мы живем в дыре, но сквозь эту дыру подувает ветерок из будущего. Зона — очень подходящий термин для СССР, но за хабаром туда мы ходим до сих пор. Внезапно один умный ребенок сказал: да, все так, но ведь Зона — великая обманка. Что тоже очень хорошо проецируется на СССР. Все там — великий посул и великая ложь. Да, есть бессмертие, мертвые воскресают, все об этом говорят, как о чуде, — но воскресают-то пустые фантомы, бессловесные, безмозглые, бессмертные. Да, мутанты обладают нечеловеческими способностями — но способности эти сводятся к тоскливому скрипу, а живой человеческой речи и живого чувства мутантам не дано. Есть и техногенные чудеса, но по большей части убойные, вроде ведьмина студня.

А потому и мысль о том, будто можно устроить счастье-всем-даром, кинув другого в мясорубку, то есть пожертвовав другим человеком и собственной совестью, — такая же страшная обманка, пустышка: сама жизнь на это указывает. Ведь действие повести, как ясно заявлено на первой странице, происходит в 19... году. Шухарт давно сходил к Шару. Ну и где счастье для всех даром? Не вышло и не могло выйти. Будущее было очень увлекательно, но, как часто повторяли сами Стругацкие, бесчеловечно. А раз так — зачем оно тогда? Зачем мир «Гадких лебедей», ослепительное будущее, в котором не будет больше дождя, но не будет и человека? Так что — «Не забыть бы мне вернуться».

Все это так, Стругацкие всегда предпочитали человека сколь угодно страшной (как в «Пикнике») или прекрасной (как в «Лебедях») утопии: прежде всего потому, что утопия эта была жестока, а зачем она тогда? Более того: человек Абалкин из «Жука в муравейнике» значил для Стругацких куда больше любых — между прочим, вполне убедительных и рациональных — соображений всемирной безопасности. Но как же быть тогда с «Градом обреченным», где, в конце концов, Андрею Воронину приходится выстрелить в самого себя — уничтожить себя, чтобы пройти первый круг? Как быть с «Бессильными мира сего», где весь пафос направлен против «Проклятой свиньи жизни», против мирного, скромного быта, тихой и обыденной человеческой возни, душащей любые великие идеи и сверхчеловеческие способности? Как быть с «Хищными вещами века», где так называемая достойная жизнь оказалась более опасной, более убийственной, чем любые утопии-обманки-свершения?

На этом противоречии держался весь интерес к каждому новому тексту Стругацких или одного Бориса Натановича: сделать — нельзя, а делать — надо. Г. А. Носов не остановит тех, кто едет убивать Флору. Саул Репнин стреляет по машинам, но не остановит их хода. Агре заставит учеников поворачивать историю, но все дело погубит его же ученик Ядозуб. Кандид не уничтожит всех мертвяков — жрицы партеногенеза так или иначе возьмут верх над несчастными жителями деревень (в девяностые Вячеслав Рыбаков шутил: «Мы думали, прогресс придет под именем партеногенеза, а он пришел в виде партайгеноссе»). Но, если ничего нельзя сделать, значит ли это, что надо лечь под проклятую свинью жизни, чесать ей брюхо, стать ей кормом? В конце концов, если бы не было Зоны, чем был бы город Хармонт, какая ему была бы цена? И если бы Рэдрик Шухарт в эту Зону не ходил, чем бы он отличался от тысяч молодых бездельников, и разве любила бы его Гута?

Ну, хорошо, скажет иной прагматик (и правильно скажет, прагматизм тоже вещь не лишняя): мы установили, что главный пафос Стругацких — в бессмысленном усилии, и чем оно бессмысленнее, тем выше пафос. Сходную стоическую мораль исповедовал любимый ими и любивший их современник, Василь Быков. Но смысл-то, смысл? Неужели только в том, чтобы о тебе написали хорошую вещь?

И тут возникает главный, не всеми еще осознанный посыл творчества Стругацких, особенно отчетливый в последних сочинениях БНС. Уже в третьей части трилогии — недоговоренной и загадочной повести «Волны гасят ветер» — наметилась тема эволюции человека, причем эволюции весьма выборочной. Как и предсказал Айзек Бромберг, человечество будет разделено на две части по неясному нам критерию, и этот критерий как раз обозначен у Стругацких совершенно ясно. Кто способен действовать в безнадежной ситуации, тот и будет эволюционировать. Остальные навеки пребудут бессильными мира сего. А Стен Агре из «Бессильных» найдет новых учеников — все угадывающего мальчика и все уничтожающую девочку. Посмотрим, что будет.

Способность действовать вопреки прагматике и сохранять себя в безнадежной ситуации не изменяет мира, и вряд ли мир вообще изменяется — Стругацкие, как отмечено многими, всегда симпатизировали гностике и не слишком заботились о переменах в материальной сфере. У них и мир будущего чудесен главным образом гуманитарно, а не технически: там не так уж много космических и техногенных чудищ, но невероятно обаятельные люди. Но эта способность — пик «Т» на ментаграмме, как обозначен он в «Волнах», — как раз и есть спусковой крючок дальнейшей человеческой эволюции, и для того, чтобы эта эволюция шла быстрее, Стругацкие сделали очень много. Они воспитали — буквально, а не метафорически, — несколько поколений, внушив им на уровне рефлекса именно готовность ловить любых мертвяков, вне зависимости от того, есть ли в этом прок. Плюс, конечно, они научили настораживаться при виде мокрецов. Потому что мокрецы очень несчастны, очень могущественны и при этом очень бесчеловечны — и непонятно еще, кто у кого в лепрозории: они у города или город у них.

Историю остановить нельзя. Но можно оттолкнуться от этой истории, запустив новый виток эволюции. Эту мораль надо помнить всем, кто сегодня сетует на безнадежность и бессмысленность. Мы делаем не будущее, а себя, — и это единственный верный способ сделать будущее.

А о Стругацком-человеке я, пожалуй, ничего писать не буду, потому что Стругацкого-человека никто толком не знал. Он был очень закрыт, мало с кем общался, был ровно-доброжелателен к тем, кого любил, помогал тем, кому мог помочь, и вмешивался, когда видел несправедливость. Он вместе с братом написал лучшую прозу позднего СССР и девяностых — самую увлекательную, динамичную, многозначную; кроме Трифонова и Аксенова, поставить рядом со Стругацкими некого. Стругацкие были чудом, и все связанное с ними было таинственным. Приближаться к этой тайне не хотелось: пусть светит издалека.

Хорошо, что не будет могил, что оба завещали развеять прах с высоты, что можно думать, будто они просто обогнали всех и исчезли, как исчезали с человеческого горизонта людены. Там мы всех их когда-нибудь нагоним, и нам будет о чем поговорить.

http://www.openspace.ru/#article/609
IP
Атех
Участник
Ловцы снов
licq:9052
Сотни поклонников Стругацкого простились с мастером в Петербурге.
http://ria.ru/tv_culture/20121123/911913769.html
IP
Evgeniy
Участник
Si vis pacem - para bellum!
Мне никогда не нравилось их творчество.
IP
Chaynic
Участник
цитата:
Мне никогда не нравилось их творчество.
Книги Стругацких давно уже сами решают: кому нравиться, а кому -- нет.
IP
nN14__
Участник
на СИ в их честь конкурс замутили:
http://samlib.ru/s/stoptannye_kirzachi2/300_rules.shtml
IP
Страницы(1): 1

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net