Fryazino.NET Forum || Культура и наука || Закон о культуре
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
Закон о культуре (1) 1 для печати | RSS 2.0
lb
Модератор
licq:3079
Новый закон о культуре - это апофеоз свободы, доведенной до саморазрушения общества - так озаглавлена статья на сайте "Русская народная линия", где рассказывается о Законе, внесённом на рассмотрение Государственной Думы 21.10.2011 группой депутатов во главе с Григорием Ивлиевым, законопроект № 617570-5 (текст локально).

В чем же авторы статьи "Русской народной линии" видят опасность Закона? Послушаем:

- "По нашему мнению данный законопроект чрезвычайно опасен. Подход к культуре, заложенный в проект закона, способен разрушить единое культурное пространство России, окончательно подорвать базовые культурные ценности.

Понятие культурных ценностей в проекте закона чётко не сформулировано. Определение культурных ценностей даётся с помощью перечисления крайне неоднородных элементов. В соответствии со статьёй 2 (п.5) культурными ценностями являются: «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты».

Т.о. любое произведение культуры и искусства попадает в разряд культурных ценностей. Понятие ценности перестаёт быть характеристикой качества произведения и становится простым синонимом единицы учёта. Культурную ценность по данному закону легко произведёт каждый, стоит ему только заняться культурой";


- "Закон защищает право на создание культурных ценностей, и это относится не только к предметам культуры (или «искусства»). Среди культурных ценностей числятся также «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения». При этом закон не предусматривает никакой содержательной, качественной оценки этих идеалов и норм, и не потому, что это нереализуемо технически, а потому, что это противоречит его идеологии. По данному закону каждый получает возможность создавать себе нормы и идеалы по своему вкусу.

Статья 9. Право на культурную самобытность.

1. Каждый человек и каждое этническое, социально-демографическое и иное культурное сообщество имеют право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

2. Культурные сообщества, как формальные, так и юридически не оформленные, имеют право на государственную поддержку в сохранении и развитии их культурной самобытности, обеспечение ее защиты.


Нравственность перестаёт быть внеположенной по отношению к личности. Если данный закон будет принят, апелляция к нравственности как к общественной категории будет незаконной. Закон обещает защиту каждому его собственной нравственности (или безнравственности - это уже как кому угодно, по закону безнравственность станет лишь одной из разновидностей нравственной ориентации)";


- далее идет (разумеется) тезис о пропаганде гомосексуализма, которая будет обеспечиваться новым Законом;


- "По сути, закон защищает исключительно культурное право меньшинств. Любая большая традиция рассматривается как угроза реализации прав конкретного человека.В соответствии со статьёй 22, «права и свободы человека в сфере культуры приоритетны по отношению к правам в этой сфере государства, муниципальных образований, общественных объединений, религиозных объединений, профессиональных союзов и иных организаций, а также этнических общностей». Это следует читать так, что если закон будет принят, Церковь уже не сможет публично призывать граждан не делать аборты, носить приличную одежду, уважать собственную историю и т.д. Общественные инициативы Церкви могут быть расценены как попытки принуждения к следованию христианской культуре, что угрожает самобытности граждан, христианами не являющимися, а потому могут быть пресечены в судебном порядке".


-------------------------------------------------
Вот такие комментарии на сайте, чье кредо "Православие-Самодержавие-Народность". Почему-то кажется, что противоположная сторона, ориентированная на "Либерализм-Демократию-Человека" тоже не останется довольна законопроектом.
Сообщение изменено lb от 2012-01-17 14:10:54
IP
lb
Модератор
licq:3079
Или вот такое скромное содержание п.2 ст.30:

Статья 30. Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры
2. Органы местного самоуправления поселения, муниципального района, городского округа имеют право на:
1) создание музеев;
2) оказание содействия свободному культурному развитию, поддержанию культурного разнообразия, реализации различных культурных мероприятий на территории поселения, муниципального района, городского округа.


- и всё? создавать лишь музеи? всему остальному "оказывать содействие"? мда...
IP
Щелканова
Участник
To lb
Тема, которую Вы подняли "Закон о культуре", конечно нужна и было бы интересно иметь выход, результат открытия этой темы. Для этого надо бы построить обсуждение, ели не профессионально, то хотя бы позитивно.

Я, например, не профессиональный работник сферы культуры и какие-то специальные области культуры могут быть от меня далеки.
Но, стремление к культуре, приобщение к ней, соответствие её высокому назначению, имею. К тому же, бывший советский уровень образования, любовь к книгам, музыке и живописи дали мне некоторый уровень культуры.

Поэтому, давайте начнём разговор о культуре вообще и законе в частности.
цитата:
Или вот такое скромное содержание п.2 ст.30:

Статья 30. Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры
2. Органы местного самоуправления поселения, муниципального района, городского округа имеют право на:
1) создание музеев;
2) оказание содействия свободному культурному развитию, поддержанию культурного разнообразия, реализации различных культурных мероприятий на территории поселения, муниципального района, городского округа.

Содержание более, чем скромное. Если 1 пункт хотя бы определён в точке приложения - музеи, то 2 пункт настолько не конкретен, что трудно представить о чём речь.
"Оказание содействия свободному культурному развитию". Развитию чего или кого? Что значит "свободному", от чего свободному? Какое конкретно содействие?
"Поддержание культурного разнообразия" - о чём речь?
IP
Black&High
Участник
funky basslines
To lb
цитата:
далее идет (разумеется) тезис о пропаганде гомосексуализма, который будет обеспечивать новый Закон;
то ли я плохо понимаю по русски, то ли не понимаю как гомосексуализм будет обеспечивать какой-либо закон...
IP
lb
Модератор
licq:3079
To Black&High
Я ошипся!
Правильная фраза должна звучать так:
цитата:
далее идет (разумеется) тезис о пропаганде гомосексуализма, которую будет обеспечивать новый Закон
Исправляю в исходном тексте.
(Ну, и можно посмотреть в первоисточнике аргументацию)
IP
lb
Модератор
licq:3079
To Щелканова
Важная для депутатов статья. Стоит воспроизвест из нее и п.1:

Статья 30. Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры
1. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере культуры относятся:
1) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек;
2) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;
3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на соответствующей территории;
4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения, муниципального района, городского округа
5) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, принятие мер по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов.

Дел будет навалом. Особенно в части "создания условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий". Тут тебе и грузины, и таджики, и прочие автономии, требующие своих музеев и библиотек, и, несомненно,многое другое.
IP
lb
Модератор
licq:3079
Интересна Статья 31. Государственная политика Российской Федерации в сфере культуры
1. Российская Федерация обеспечивает целостность российской культуры и ее многообразие, единство культурного пространства.

Чем же обеспечивается целостность и единство? Ответ дает п.2, в котором отмечаются следующие методы:
а) сохранение и поощрение культурного разнообразия;
б) обеспечение равноправия культурных сообществ, их взаимной толерантности и условий для межкультурного диалога (полилога) и транскультурного взаимодействия;
в) поддержка конкурентоспособности этнических форм массовой и популярной культуры;
г) развитие культурного туризма;
д) обеспечение развития информационных и коммуникационных технологий в сфере культуры, в особенности телевидения и сети «Интернет», обеспечивающих участие российской культуры в процессах глобализации, приобщение населения Российской Федерации к ценностям мировой культуры, а также сохранение и развитие единого культурного пространства на территории Российской Федерации;
е) оптимальное применение имеющихся в распоряжении государства и общества возможностей по сохранению культурных и нравственных ценностей, укреплению духовного единства российского народа.

Приведены лишь пункты, как-то имеющие отношение к единству.
Последний пункт (е) можно смело исключать, как содержащий тавтологию - "обеспечивать единство путем оптимального применения возможностей по обеспечению единства".
Первые три пункта (а-в) направлены на устранение единства, поощряя разнообразие.
И остаются (г-д) туризм и киношка с инетом. Вот именно они и должны обеспечить провозглашенные целостность и единство культуры, выходя даже на уровень глобализации.

Ни слова о базовой русской культуре в данной статье не сказано. Хорошо, что есть вступительная часть:
Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре
Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:
7) создание условий для обеспечения единого культурного пространства на территории Российской Федерации на основе признания особой роли русской культуры как основы консолидации равных культур народов России.

Но развития этот тезис не получил.
Сообщение изменено lb от 2012-01-17 14:47:52
IP
Сообщение отправленное Black&High от 17-01-2012 21:06:35 скрыто модератором
Щелканова
Участник
цитата:
К закону о культуре.


Сл.Ожегова. КУЛЬТУ́РА 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.).
5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение.

Википедия. Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Сл.Ушакова. КУЛЬТУ́РА. 1.Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе.
2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса.
4. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.).
7. Усовершенствование, высокое развитие.

Обобщаю. Культура от лат. Cultura — земледелие, воспитание, почитание. Мне думается, что в основе понятия культуры следует подразумевать - образно «выращивание из матери земли», т.е. воспитание, формирование в процессе роста индивида. Культура - это формирование личности в сторону высокого развития в области человеческой деятельности или человеческих отношений. Культура связана с самовыражением в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса.
Что такое закон? Закон - Общеобязательная и непреложная норма, сложившаяся в процессе её существования, связей и отношений в окружающем мире.

Соединим оба понятия, чтобы получить целеполагание. Закон о культуре – общеобязательная и непреложная норма, объективно созданная с целью формирования в обществе высокого развитой личности в областях человеческой деятельности или человеческих отношений. Этому определению не хватает конкретики. А именно, что вкладывается в понимание «высоко развитая личность». Развитая не физически (это понятно) и не физиологически (хотя здесь вопрос). Развитая духовно. Вот пришли к духовности. Но «духовность» бывает некоторым сложно принять к себе (по разным причинам). Тогда применим слово нравственность. Итак, высоко нравственная личность – это предмет закона о культуре. (Сл.Ожегова. НРА́ВСТВЕННОСТЬ. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.)

Есть ли в проекте закона о культуре в Статье 2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» понятие нравственности и безнравственности. Оказывается нет.
IP
Щелканова
Участник
Должны ли быть в законе о культуре даны понятия "нравственно", "безнравственно"? По-видимому, вопрос дискутабельный.
На мой взгляд должны исходя из целеполагания данного закона - "общеобязательная и непреложная норма, объективно созданная с целью формирования в обществе высокого развитой личности". Хотя в проекте закона в 1-й и 2-й статьях данная цель не обозначена, может быть обнаружится в других статьях. Или эта цель слишом "широка" для нормативного акта? Но ведь речь идёт во-первых о законе - норме для массы людей, во-вторых - о культуре. Обе составляющие "широки" сами по себе. Значит законом должна нормироваться цель культуры - формирование высоко развитой личности индивидума.

Перейдём к нравственности, как характеристики "высоко развитой личности".
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004:
"ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ— основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Термин З.п.н. за ним закрепился с кон. 18 в.
Первые упоминания о З.п.н. относятся к сер. I тыс. до н.э.
Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды.
Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Из др.-греч. источников следует указать на «Одиссею» Гомера и «Историю» Геродота.
В Библии З.п.н. упоминается в ветхозаветной книге Товита (Тов 4, 15) и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди (Лк 3, 31; Мф 7, 12). Евангельская формулировка З.п.н. считается наиболее полной и адекватной: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12).
В Коране З.п.н. не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда.

З.п.н. и генетически, и по существу представляет собой отрицание талиона (древний обычай равного возмездия).

З.п.н. есть формула отношения человека к себе через его отношение к другим. Предполагается, что человек необходимо должен и хочет руководствоваться нормами, которые имеют достоинство всеобщности (не разрушают его связей с другими, а открывают перспективы сотрудничества с ними). З.п.н. предлагает способ, с помощью которого человек это может установить: необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), т.е. тех, кто будет испытывать действие нормы, а другого (других) поставить на свое собственное место.

З.п.н. соединяет произвольность моральных требований с их общезначимостью и в этом смысле выражает специфичность нравственности как таковой.

З.п.н. дополняет повелительное наклонение сослагательным («как вы хотите» означает на самом деле «как вы хотели бы»). Через повелительное наклонение формула З.п.н. задает отношение субъекта к себе, а через сослагательное наклонение — отношение к другим.

Л. Н. Толстой рассматривал “золотое правило” как этический инвариант, присущий всем религиям, наиболее последовательно сформулированный в учении Христа и выражающий общечеловеческую суть нравственности...."
IP
lb
Модератор
licq:3079
Печальная картина. Судя по интернет-сводкам, кроме радио "Орфей", Закон о культуре в стране никто не обсуждает.
IP
Щелканова
Участник
цитата:
Закон о культуре в стране никто не обсуждает.

Можно пока обсуждать здесь, а потом перенести результаты обсуждения в интернет.
IP
Щелканова
Участник
К вопросу о нравственном и безнравственном.

В стихотворении К.Симонова есть такие строки:

Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел,— так ее любил,—
Чтоб фашисты ее живьем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроем,

Обнаженную, на полу;
Чтоб досталось трем этим псам
В стонах, в ненависти, в крови
Все, что свято берег ты сам
Всею силой мужской любви...

В этих строках ответ на вопрос. Ответ, который всё ставит на свои места. Любовь и ненависть. Силу и слабость. Силу мужской любви, которая в бережении любимой женщины и слабость мужчины в насилии над женщиной. Любовь к Родине и ненависть к насилию над Родиной. Святое, что значит наивысокое отношение к любви, к Родине, к женщине. И низкое, преступное в осквернении святого, извращённое отношение к любви, заповеданной Богом человеку.

В этих строках поэта образы нравственного и безнравственного, добра и зла.

Назначение культуры — учить нравственному и порицать безнравственное, обозначать эти полярности, ставить акценты.
В законе должны быть прописаны понятия «нравственное», «безнравственное» (на мой взгляд).
Например, регламентировать в законе нравственную позицию в творческих произведениях в литературе, живописи, кинематографе и т.п.
Также дать понятие безнравственности и отказать таким изделиям в культурности, принадлежности к культуре.
IP
lb
Модератор
licq:3079
To Щелканова
Увы, культурология этого не допустит. Бескультурье и безнравственность тоже составляющая культуры (в широком смысле слова). То, что вы пишете "Назначение культуры — учить нравственному и порицать безнравственное" относится не к культуре, а к морали.
IP
Щелканова
Участник
To lb
цитата:
Увы, культурология этого не допустит. Бескультурье и безнравственность тоже составляющая культуры (в широком смысле слова). То, что вы пишете "Назначение культуры — учить нравственному и порицать безнравственное" относится не к культуре, а к морали.

Подождите, у вас опять взаимоисключающие тезисы (на мой взгляд).
1. Как могут бескультурье и безнравственность быть составляющими культуры? Интересно, как вы это докажите.
2. Учить нравственному - не относится к культуре. Вы отрицаете очевидное? Разве шедевры культуры в литературе, музыке, архитектуре, живописи не вызывают у человека желание быть добрее, порядочнее, милосерднее, т.е. приблизится к высокому.
3. Вы пишите, что назначение культуры не в учении нравственности. А в чём назначение культуры интересно?
IP
lb
Модератор
licq:3079
To Щелканова
У культуры нет назначения. Это результат.
IP
Щелканова
Участник
To lb
Результат надо понимать как итог? Итог чего?
Культура всегда творчество. То есть процесс динамичный, развивающийся во времени. А результат, итог - это конец. Если предположить, что культура это результат, то она закончена.
"У культуры нет назначения". Это ваше личное мнение или общепринятое?
IP
lb
Модератор
licq:3079
To Щелканова
Вот рядом тема - Что такое культура? Вы ее разок прочитайте, и будете знать больше, чем любой учебник. Нам тогда сильно легче будет вести разговоры.
IP
Щелканова
Участник
Сайт Культуролог обращает Ваше внимание на готовящийся к принятию «Закон о культуре».

Авторы проекта постарались скрыть разрушительный потенциал исповедуемого ими культурного либерализма. Например, в статье 31 в числе заявленных целей государственной политики в сфере культуры присутствует «сохранение, поддержка и развитие культурного наследия Российской Федерации», - вроде бы как наравне с «сохранением и поощрением культурного разнообразия». Однако по поводу последнего уточняется, что культурное разнообразие будет сохраняться и развиваться «на основе гарантии свободы выражения мнений, плюрализма средств информации и коммуникации, языкового разнообразия, равного доступа к возможностям для художественного творчества, к знаниям, в том числе с использованием цифровых технологий, и обеспечения физическим лицам, этническим и иным культурным сообществам Российской Федерации доступа к средствам выражения и распространения идей». Иными словами, гарантируется и будет всячески поощряться пропаганда идей любого культурного сообщества.

Авторы оговариваются, что национальное культурное достояние может быть и нематериальным (ст.2, п. 7) (но не духовным, такого слова они не знают). Однако когда речь заходит собственно о культурном достоянии и наследии, обсуждаются допустимые действия по отношению исключительно к материальным объектам культуры (глава VIII). Что понятно - эти объекты имеют вполне определимую цену. А ценность денег для нынешних законодателей очевидна.

Ценность нематериальной культуры не выразима в деньгах, а потому - непонятна. Возможно, авторы в действительности и не хотели заложить мину под традиционную культуру, и этот проект - результат не злоумышления, а непонимания. Но культурный либерализм не может быть совместим с традиционной культурой. Если акцент делается на либерализме, традиция неизбежно будет утрачена.

Вероятно, определённая снисходительность к данному проекту проистекает из того, что речь идёт о рамочном законе. Не всё ли равно, что написано в его общих положениях, ведь конкретика будет отражена совсем в иных документах? А вот и нет. Любой закон может быть превращён в действенное оружие, если это соответствует продвигаемым сегодня идеологическим установкам.

Редакция сайта Культуролог (www.culturolog.ru)
Сообщение изменено Щелканова от 2012-01-26 16:58:19
IP
Страницы(1): 1

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net