Fryazino.NET Forum || Культура и наука || Святая Русь
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
Святая Русь (2) 1 2 для печати | RSS 2.0
lb
Модератор
licq:3079
На заданную тему поступили две книги:
1) К.Е.Скурат, Святость Руси
2) В.Шамбаров, Святая Русь против варварской Европы.


Перелистывая книгу Скурата (заслуженного профессора Московской Духовной академии), выясняется, что суть святости Руси в его понимании заключается единственно в святых Земли Русской. Ничего более, кроме их жизнеописаний и их наставительных слов, в книге нет.

Пафос зачина книги Шамбарова несомненно взят выше: "Какая страна несколько раз умирала и воскресала? Наша с вами, Святая Русь... Она искупала грехи смирением и молитвами, жертвами и доблестью, воинскими и созидательными трудами..." То есть идея святости переносится со святых праведников на страну в целом, как бы даже на антропологический уровень (страна смирялась и воевала, трудилась и молилась) или даже на уровень Иисуса Христа (страна умирала и воскресала). И основа святости Руси, по мысли автора, ее справедливые цари - в первую очередь самый справедливый царь Иван Грозный и затем царь Алексей Михайлович Тишайший. Вот такая вот святость...

Печальный промежуточный итог.
IP
Mysth
Участник
Контрреволюции не делаются в перчатках
To lb


цитата:
Пафос зачина книги Шамбарова несомненно взят выше



О, ужас! Антирекламу книге Вы уже сделали. Неудачная бизнес-стратегия.
IP
lb
Модератор
licq:3079
To Mysth
Да нет - это кому как. Сейчас вот набегут почитатели Ивана Грозного, всего Шамбарова и снесут с полок (там его вторая книга уже целенаправленно про царя - толстенный кирпич!).
IP
meybe 07
Участник
Давняя статья С.Аверинцева http://lib.ru/POEZIQ/AWERINCEW/s_chelowechnost.txt

Вот рассказ той же Ипатьевской летописи об обстоятельствах пленения
Игоря. Князь в руках врагов: о чем он думает ? О себе, о своей униженной
гордыне? Нет, о брате Всеволоде, которого видит в самой гуще боя, "крепко
борющася". Им владеет не ярость попавшего в западню храброго хищника, а
жалость, тревога за другого. А на какие мысли наводит его плен? С чувством
вины припоминает он горе, которое сам причинил другим, когда в междоусобной
войне отдал на разграбление город Глебов. Казалось бы, что ж тут такого ? Во
времена усобиц чуть ли не все так поступали, и весьма вероятно, что поступок
Игоря был лишь ответом на подобные действия Владимира Переяславского.
С точки зрения феодальной этики все правильно. Но нет, своя беда
пробуждает у героя чуткость к чужой беде и к своей вине. Это замечательная
черта, для которой едва ли сыщется аналог в какой-либо из литератур той
эпохи. Как кажется, мы вправе усмотреть в ней примету русского характера.
Когда рыцарь иной страны искал бы в горделивой замкнутости компенсации своей
неудачи, князь Игорь не боится чувствовать себя виноватым, дает страданию
довести себя до точки совести и жалости.

Для контраста: такому "зерцалу рыцарства", как Ричард Львиное сердце,
едва ли приходили на ум за восемнадцать месяцев плена бедствия безвинных
жертв его войн, в том числе и тех, которые он вел против родного отца. По
крайней мере, предание об этом умалчивает.

IP
lb
Модератор
licq:3079
"Троица"
attached image
Фотографию с фотогалереи сайта Православие.ру прислала Атех.
IP
Божий одуванчик
Участник
Жизнь человека - это путь к Богу
Трогает душу.
IP
Атех
Участник
Ловцы снов
licq:9052
Добавим, что это Соловки.
IP
lb
Модератор
licq:3079
Русское зодчество Нивьянска

В селе Кунары, Свердловской области, Невьянского района, находится невероятно удивительный сельский дом. Этот дом – творение рук уральского кузнеца от Бога, Сергея Кириллова. У многих людей, видевших этот дом, складывается впечатление, что его создавала рука ребенка. Украшенный скульптурками пионеров, зверюшек и птиц, расписанный цветными красками, он создавался в советское время, но оставляет абсолютно нереальное, даже сказочное впечатление.

attached image

Читать и смотреть далее: http://kolohost.ru/?p=5586
IP
lb
Модератор
licq:3079
"Святая Русь" погружается во тьму.
Настолько потряс Норштейн, прокомментировавший новость от Нургалиева, что и "тьма" будет слабым выражением.

Новость от Нургалиева: Глава МВД Рашид Нургалиев призывает чаще показывать советские мультфильмы, которые, как он считает, будут способствовать нравственному развитию российских детей.
«Надо вернуть наши мультики, надо вернуть тех персонажей и тех героев, на которых воспитывались целые поколения детей в нашем государстве», — заявил Нургалиев, выступая на парламентских слушаниях в Совете Федерации.


Нургалиев выступал по поводу концепции формирования национального плана действий интересов детей России, где перед ним выступила Евгения Ширкина, у которой нет обеих рук, и обратилась с призывом к присутствующим в зале создать необходимые условия для детей с ограниченными возможностями. Поэтому
Новость от главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой: Татьяна Голикова призналась, что после этого выступления она «находится в замешательстве» - на федеральном уровне нет заведения, которое занималось бы воспитанием детей с ограниченными возможностями и инвалидами.
...нет слов.


Комментарий Норштейна: 29.03.2012 17:04. Заявления главы МВД Рашида Нургалиева о необходимости вернуть на экраны советские мультики – не что иное как популизм. По его словам, это попытка отвлечь внимание от серьезнейших внутренних проблем полиции. С чем можно сравнить поведение полицейских, забивающих в отделениях людей насмерть? Разве что с поведеним эсесовцев.
(полный текст слов Норштейна в интернете не нашел, по памяти с эфира)



И стало вдруг страшно. Так никто и не сказал, кроме Ю.Норштейна, что происходящее сейчас в полиции совершенно немыслимо. Что этому нет никаких аналогов, кроме самых ужасных. И ведь так не только в отделениях полиции. Совершенно ужасно практически во всех следственных изоляторах, тюрьмах. Ужасно на разгоне митингов. Бесчеловечно в коридорах власти.

Святая Русь... Годы возрождения и триумфа православия...
IP
lb
Модератор
licq:3079
Тоже плач о Святой Руси: http://m-athanasios.livejournal.com/41921.html
IP
lb
Модератор
licq:3079
Пощупово.

attached image
IP
meybe 07
Участник
из другой статьи Аверинцева http://static.booksss.ru/29/295652/295652.fb2

В том, чтобы заземлить богословское понятие вселенской Церкви, ввести его в более житейскую и одновременно эпическую перспективу, перспективу, так сказать, историософии для употребления мирян. В русской народной лексике эта функция передана словосочетанию «Святая Русь» (соответственно «земля святорусская»). Важно понять, что за ним стоит отнюдь не, выражаясь по-нынешнему, национальная идея, не географическое и не этническое понятие. Святая Русь — категория едва ли не космическая. По крайней мере, в ее пределы (или в ее беспредельность) вмещается и ветхозаветный Эдем и евангельская Палестина. Выразительные примеры собраны еще Г. Федотовым в его исследовании о русском духовном фольклоре:
…Прекрасное солнце В раю осветило Святорусскую землю…
…Посылает Ирод-царь посланников По всей земле святорусской…
…Ходила Дева по Святой Руси, Искала Сына своего…
Было бы нестерпимо плоским понять это как выражение племенной мании величия; в том-то и дело, что ровно ни о чем племенном здесь речи, по существу, нет. Но тогда что это такое? Потребность приблизить к себе священных персонажей и священные события? Едва ли. Такое желание несравнимо характернее для западного христианства, по крайней мере начиная с позднего Средневековья; напротив, русский человек, как правило, находит фамильярную короткость с сакральным кощунственной и предпочитает строгий пафос дистанции. Ни один русский святой не стал бы устраивать рождественские ясли, как сделал Франциск Ассизский в Греччо, создав на века употребительнейший обычай всех католических народов. Вот еще примеры для нашего размышления. Суммируя в своевольном контексте предромантизма опыт протестантской сектантской духовности, Уильям Блейк выразил в стихах намерение выстроить Иерусалим «на зеленой и сладостной земле Англии». Впрочем, и католическое Средневековье знало Иерусалимы — храмы, выстроенные по образцу расположения иерусалимских святынь (таково, например, болонское аббатство Санто-Стефано с его многочисленными капеллами). Но когда Патриарх Никон захотел выстроить на Руси новый Иерусалим, его порицатели усмотрели в этом бесчестие святыне: «Хорошо ли, что имя Св. Града так перенесено, иному месту дано и опозорено?» Через столетие после Блейка другой английский поэт, католик Френсис Томпсон, сказал о Христе, «шествующем по водам не Геннисаретского озера — но Темзы». Такое упоминание Темзы наводит по контрасту на мысль, что хотя в качестве места действия русских духовных стихов неоднократно названа Святая Русь, упомянуть в них какую-нибудь русскую реку решительно невозможно. Русских рек там нет, вот Иордан — есть. (Тот же Патриарх Никон переименовал реку Истру в Иордан; не говоря уж о том, что с русской точки зрения это, как мы видели, опасная дерзость, даже здесь нет приближения Иордана, а уж скорее сакрализация и тем самым отдаление, отчуждение Истры.)

Нужно было дожить до XIX века, то есть до культуры, имеющей совсем иные основания, чтобы Тютчев увидел Святую Русь, ту самую, которую в рабском виде исходил Царь Небесный, как действительно русский ландшафт, как Россию, идентифицируемую географически, этнографически: «Эти бедные селенья, эта скудная природа…» Ландшафт Святой Руси старых духовных стихов иной; когда на этой Руси строят «сионскую» (1) церковь, для постройки берут, правда, березу и рябину, деревья самые что ни на есть русские, но прежде всего, на первом месте — южный, средиземноморский, цареградско-иерусалим- ский кипарис, знакомый обычно русскому человеку не по своему виду как дерево, а по запаху занесенных паломниками крестиков. Вот так — березы и рябины есть, но преобладают все-таки кипарисы; романтическое воображение напрасно искало бы местного колорита. У Святой Руси нет локальных признаков. У нее только два признака: первый — быть в некотором смысле всем миром, вмещающим даже рай; второй — быть миром под знаком истинной веры.
IP
ivi06
Участник
petitio principii. Nihil nisi bene
licq:2645
Кому-то можно, а кому-то нельзя фотографии постить... это Россия.
IP
meybe 07
Участник
из той же статьи

Важно понять и другое — старцы Кириллова монастыря, спорившие с посланием Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков, не были либералами. Перед нами не идеологи толерантности, а пророки непостижимой для рассудка любви Бога; они учат не «терпимости», а терпению — терпению ко злу, ибо они нисколько не сомневаются, что ересь есть действительное зло. Пусть еретики не лучше разбойников; но ведь Христос простил и разбойника. Они не ближе к рационализму, а дальше от него, чем иосифляне. Против ветхозаветной логики Иосифа они апеллируют к парадоксам Нового Завета. Их довод — превосходящая понимание готовность апостола Павла самому принять на себя проклятие, лишь бы испросить прощение для не уверовавших иудеев (Послание к Римлянам, 9, 3): «видиши ли, господине, душу свою полагает за соблазнившуюся братью, дабы спаслися, а не молвил им, дабы их огонь пожегл, или земля по- жерла, а могли сиа от Бога приати».
Как кажется, полемика между иосифлянами и «нестяжателями» о возможности ответить на ересь казнями — явление уникальное. Во-первых, очень важно, что обе спорящие стороны остаются не только в пределах ортодоксии, но и на платформе средневекового мировоззрения. На Западе этого не было; конечно, там и в Средние века находятся люди, в их числе как иерархи, так и святые католической церкви, которым претит практика репрессий, но теоретически ее оспаривают разве что еретики; а когда дело доходит наконец до систематических возражений, возражения эти устремляются в русло поднимающейся новоевропейской идеологии либерализма. Во-вторых, важно, что спор о насилии и отказе от насилия переплетается со спором о «стяжательстве» и «нестяжательстве». Этого на Западе тоже не было: как раз нищенствующие ордена, чью «нестяжательную» жизнь ставил в образец православным русским монахам Максим Грек, поставляют деятелей для инквизиции.
Еще раз: оппоненты иосифлянства отстаивали не право на инакомыслие, а радикально понятый евангельский запрет судить и осуждать. Это — другая тема, чем свобода мысли. На чем основывать совместную жизнь людей — на «грозе», на крутой строящей воле, не знающей границ, или на долготерпении, тоже не знающем границ? «А Я говорю вам: не противься злому» (Евангелие от Матфея, 5, 39) — это слова Христа, и для того, для кого они не значат ровно столько, сколько значат, они вообще не имеют смысла. От них ничего нельзя отнять.
IP
Страницы(2): 1 2

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net