Fryazino.NET Forum || Культура и наука || Разгадана улыбка Моны Лизы?!
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
Разгадана улыбка Моны Лизы?! (1) 1 для печати | RSS 2.0
Shit Happens
Участник
хронический недостаток информации
Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, в очереденой раз изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, предложили свою версию ее расшифровки. По их данным, она содержит "83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости". Во время анализа шедевра Леонардо да Винчи тщательно осматривались губы Джоконды, а также складки кожи вокруг глаз. Программа позволила сопоставить полученную информацию с шестью основными эмоциями, которые может выражать улыбка. Результаты исследования опубликованы в британском научно-популярном журнале New Scientist.

Попытки разгадать секрет загадочной улыбки Джоконды предпринимались не один раз. Так, в прошлом году одной из причин завораживающего воздействия на зрителей знаменитой "Моны Лизы" Леонардо да Винчи был назван ее взгляд, который направлен на зрителя, с какого бы угла он ни рассматривал картину.

К такому выводу пришли ученые университета Огайо в США и искусствоведы Лондонской национальной галереи. По мнению экспертов, гениальный художник написал глаза Моны Лизы так, словно она "что-то спрашивает у того, на кого смотрит, зная его потаенные мысли".

За год до этого в Гарварде также разгадали секрет загадочной улыбки Моны Лизы. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке в Денвере (штат Колорадо) представила свою теорию объяснения этого феномена. По ее мнению, эффект мерцающей улыбки связан с особенностями человеческого зрения.

Маргарет Ливингстон заметила, что улыбка Моны Лизы очевидна только тогда, когда зритель смотрит не прямо на губы Джоконды, а на другие детали ее лица. Исследователь предполагает, что иллюзия исчезновения улыбки при смене угла зрения связана с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию.

Особенности зрения человека таковы, что прямое зрение хорошо воспринимает детали, хуже - тени. "Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением", - заявила Маргарет Ливингстон.

За этим эффектом можно понаблюдать на простом опыте. Чем больше смотреть прямо на одну букву печатного текста, тем хуже воспринимаются другие буквы, даже с близкого расстояния. То же самое происходит при созерцании лица Моны Лизы. Да Винчи, который был известен своими научными познаниями и отличался наблюдательностью творца, использовал этот принцип. Поэтому улыбка Моны Лизы получилась мерцающей.

В прошлом году ученому из Флоренции Джузеппе Палланти после кропотливых поисков в архивах удалось подтвердить предположение, что прототипом портрета Моны Лизы была Лиза Жерардини, вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо. Хотя об этом еще во второй половине XVI написал известный биограф Леонардо Джоржио Вассари, существовали и другие версии на этот счет.

Согласно одной, Леонардо рисовал портрет с аристократки Беатриче Эсте, по другой - написал свой автопортрет, представив себя в виде женщины. Третья версия гласит, что художник, который якобы был бисексуалом, рисовал портрет со своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Спор по поводу этих версий был особенно оживленным после того, как в 1911 году итальянский иммигрант украл из Лувра "Джоконду", чтобы вернуть ее на родину, хотя Леонардо сам привез с собой эту картину во Францию в последние годы жизни. Итальянские власти торжественно вернули знаменитое полотно Лувру.

Интерфакс | www.interfax.ru
IP
Shit Happens
Участник
хронический недостаток информации
Также любопытное мнение предложил российский ученый Сысой Свиридович Сидоров. Не исключено, считает исследователь, что она просто была дурой.
А.Кнышев ©
IP
Neon
Участник
Пьянтству бой!
licq:1602
To Shit Happens
5 баллов!
IP
Натали
Участник
А че такое "улябка"?
IP
MBD
Moderator
Climbing&Runing.
licq:1143
Исправил опечатку в названии
IP
ШВВ
Участник
Дивлюсь,сл-но,существую
licq:нет
Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, в очереденой раз изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, предложили свою версию ее расшифровки. По их данным, она содержит "83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости".

Замечательный результат! Поскольку «Мона Лиза» призвана служить нам зеркалом, интеллект сих блаженных ученых (дополненный «новой компьютерной программой») «содержит "83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости»

Посвященные давно уже заводят разговор о картине со смелого утверждения, что никакой загадки, собственно, нет. Ее загадочность – миф, все дело лишь в том, что … Далее снова следует чисто мифическое построение...
Джоконде никакие разгадки уже не могут помочь: никто не может сказать, что в принципе могло бы стать разгадкой улыбки. Усилиями толкователей в ней оформился слой, лежащий глубже всякого разуменья.
IP
Spaceranger
Участник
игры
To MBD
Прошу прощения, но какая опечатка в названии была ДО Вашего исправления?
IP
ШВВ
Участник
Дивлюсь,сл-но,существую
licq:нет
«То лицо, которое на картине смотрит прямо на художника, его делающего,всегда смотрит на тех, которые его видят». Леонардо да Винчи)

В мире Леонардо все вещи видят друг друга – это и определяет его связность. Естественно поэтому спросить, чтО видит сама мона Лиза? Когда-то она видела Леонардо и его собутыльников, потом – столетиями – королей и придворную челядь, затем – обывателей всех стран света; теперь она видит вас, и вам трудно избавиться от ощущения, что вас она видит «насквозь». Это стеснительное чувство стеклянности вызывает понятный протест, уже оформленный от вашего имени наиболее запальчивыми искусствоведами. Мало того, что она вас видит – она и знает-то больше, чем вы: таково чувство, внушаемое ее взглядом. Что ж она знает или видит такого, что неведомо вам?

Вопрос, разумеется, риторический. Мона Лиза не может знать больше (или меньше), чем Леонардо да Винчи, она смотрит на вас его глазами, и это его улыбка блуждает у нее на губах.

К такому выводу и пришли в начале прошлого века искусствоведы. Одну и ту же улыбку, замечает Мережковский, мы находим всюду у зрелого Леонардо – у святой Анны, распутницы Леды, пророка Иоанна. Эта улыбка наметилась, по словам Мережковского, «у Фомы Неверного, вкладывающего руку в язвы Господа, в изваянии Вероккио, для которого служил образцом молодой Леонардо, и у прародительницы Евы перед древом познания в первой картине художника, и во многих других женских лицах, которые писал, рисовал и лепил Леонардо, еще не зная моны Лизы».
«В зеркале женской прелести» Леонардо отразил себя – на этом наблюдении Мережковский построил эффектное завершение главы, где молодой ученик художника – Джованни – наблюдает создание «Джоконды»: «И как будто убаюканная музыкой, огражденная тишиной от действительной жизни – ясная, чуждая всему, кроме воли художника, мона Лиза смотрела ему прямо в глаза с улыбкой, полной тайны, как чистая вода, совершенно прозрачная, но такая глубокая, что сколько бы взор ни погружался в нее, как бы ни испытывал, дна не увидать – с его же собственной улыбкой. И Джованни казалось, что теперь Леонардо и мона Лиза подобны двум зеркалам, которые, отражаясь друг в друге, углубляются до бесконечности».

Такое объяснение «таинственной связи» художника с моделью глубже, чем плоская психологизация адюльтера (http://web/forum?post&fid=15&tid=76922&pfid=3759424 ). Прямое подтверждение ему можно найти в «первом начале» леонардовой науки- живописи – архетипе зеркал, поставленных друг против друга. Оно так естественно, что непонятным становится другое: почему им пренебрегали раньше. Но если это так, и Джоконда – по слову Волынского – «оборотень, женский двойник Леонардо», то чувство, какое беспокоит нас под ее взглядом, вызвано лишь тем, что мы оказывается в слепящем фокусе леонардовской истины. «Точка зрения» Джоконды на нас – это точка зрения леонардовской науки.

Многое в культурной истории «Джоконды» станет более понятным, если учесть, что «в ее лице» происходит поклонение европейской культуры европейской науке. «Джоконда» – человечески проникновенный образ знания, облик Музы, освящающей картезианскую мудрость.

Одно несомненно в этой картезианской улыбке – ее ирония. Она так же очевидна, как и органическая неспособность современного человека принять ее на свой счет. Так улыбаются лишь мыслям, недоступным собеседнику. «Джоконда» – это дистанция, это непроницаемость познающего духа, что сродни самодостаточности классического атома. Атом полагает вокруг пустоту – пока не столкнется с другим атомом.

Впрочем, улыбка Джоконды древнее. Тезис «Мона Лиза – двойник Леонардо» выражает лишь половину истины, поскольку относится лишь к половине изображения. Художника отражает вся картина, а не только ее центральная «фигура» – с ее «недоказуемым» взглядом.
Важно, что картина состоит из двух очень разных частей: «фигуры» человека на «фоне» природы и что эти части дополняют друг друга. Мы не знаем, на каком фоне Леонардо увидел Джоконду, но явно не на том, на котором он на ее представил. «Фигуру» он, несомненно, открыл, но «фон» – изобрел. И природный фон картин занимал Леонардо никак не меньше, чем их фигуры. Не мону Лизу разгадывал он, а ПРИРОДУ.

Мнение о контрастности фигуры и фона «Джоконды» теперь общепринято. Но как воспринимается в цельном впечатлении их единство? Если всмотреться, пытаясь соединить фигуру с фоном воедино, то начинает казаться, будто передняя часть картины превращается в верхнюю (торс), а задняя – в нижнюю (тулово) части существа, в очертаниях коего просматривается подобие лежащего Сфинкса. Вот почему Джоконда так поджимает руки.

Не только нынешний высоко просвещенный, но и ренессансный человек не поверит в реальность изображенного существа, если к торсу женщины приставить тело львицы или большой рыбы. Но тот же образ станет правдоподобней, если конкретного зверя, служащего человеку опорой, заменить обобщенным телом «природы». Если вправить ясный и отчетливый образ человека в смутное тело природы.

Не в том ли разгадка общеевропейского идолопоклонства перед «Джокондой»? То, что имеет функцию идола, должно иметь структуру идола. Достаточно «приставить» друг к другу части или планы картины так, как они – словно «базис» с «надстройкой» – объединяются в нашем подсознании, чтобы узнать в моне Лизе древнейший символ человека-животного, человека – лица природы.

Вот причина, или одна из причин, ее магического воздействия. «Джоконда» противопоставляет мифу ЧЕЛОВЕКОБОГА миф ЧЕЛОВЕКОПРИРОДЫ. Вот эту-то химеру и пытался Леонардо постигнуть в своей науке, а постиг в живописи.

На сфинксах, забытых богом на берегах Невы, играет «углами скул пустыни» та же улыбка, что заблудилась на губах Джоконды. Леонардо – не столько творец нового, сколько реставратор древнейшего мифа о человеке. «Джоконда» возрождает архетип огромной обобщающей силы, символизирующий языческое мироощущение.
IP
b!ur
Moderator
†alisman
licq:oonn
а помоему, она несчастна
IP
BBC
Участник
Летай сам и дай летать другому
Лично видел Джоконду. Не поленился постоял в очереди.
Несмотря на постояннные раговоры о её загадочности, большого впечатления не произвела.
Тем более за бронированным стеклом.
Наверное, я что-то не понимаю...
IP
Лэса Эдивтауг
Новичок
идиоточка
Чёрный квадрат самая гениальная картина! Согласна с мнением что она просто была дурой
IP
ШВВ
Участник
Дивлюсь,сл-но,существую
licq:нет
To Shit Happens To Лэса Эдивтауг
Не забывайте, «Джоконда» давно стала зеркалом — всякого, кто в нее всматривается.
Или, если угодно, проективным тестом. То есть таким объектом, назвать или описать который испытуемый не может, не описав (спроектировав в него) самого себя.
А «Черный квадрат» — еще более совершенная, чистая форма проективного текста.
Доказательства? Просмотрите http://web/forum?post&fid=15&tid=76922&pfid=3759424
IP
Daff
Новичок
To ШВВ А ещё "Джоконда" стала куском хлеба для многих тысяч "культурологов" во всём мире
IP
lb
Участник
To ШВВ
Есть две "обзывалки" - либерал и культуролог. Интересная всё же оппозиция. И охота им ходить по здешним закоулкам, чтоб выразить сию нехитрую мысль!
IP
Daff
Новичок
И охота им ходить по здешним закоулкам, чтоб выразить сию нехитрую мысль!To lb ну почему же "обзывалка"? Культуролог в кавычки взят для обобщения. Я понимаю если бы я Вас назвал культурологом - человека весьма далёкого от этих материй...
В общем то по лени своей не люблю набивать длинные посты, но прошу заметить что все "хитрые мысли" обычно тонут в аргументах и контраргументах и в итоге остаётся пустое место.
Кстати, что там за "оппозиция"?

PS Что то Вы забросили свою гениальную тему про форум как опыт самопознания- вот ведь где хитрость мысли процветала.
IP
ШВВ
Участник
Дивлюсь,сл-но,существую
licq:нет
.

Сообщение изменено ШВВ от Sun Dec 18 19:47:50 2005
IP
One/Team
Участник
Я почти ничего не знаю
To ШВВ
Джоконда» давно стала зеркалом — всякого, кто в нее всматривается.
почему обязательно зеркалом? некоторое время её улыбка напоминала мне улыбку одного человека. Только недавно увидела огромнейшую разницу.
Кстати заявление насчет сфинкса очень мне подходит. Я думала, какие слова подобрать для описания этой улыбки, и сфинкс - просто идеальное слово.
IP
One/Team
Участник
Я почти ничего не знаю
83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости
пренебрежение, страх, злость, счастье - ни одна из этих эмоций никогда не связывалась у меня с джокондой
IP
One/Team
Участник
Я почти ничего не знаю
To BBC
Несмотря на постояннные раговоры о её загадочности, большого впечатления не произвела.
а что, вы ждали эффекта взрыва?
IP
Натали
Участник
To One/Team
Я бы сказала, что это снисходительный взгляд из вечности , который вызывают все эти 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости и т.д.
IP
One/Team
Участник
Я почти ничего не знаю
To Натали
короче она много знает, но молчит
IP
Лора
Участник
Ничто не вечно под луной...
licq:2971
она много знает, но молчит
To One/Team
Ха, любого посади в бронированную камеру, попробуй тогда выскажи свои мысли вслух о существе бытия.
IP
One/Team
Участник
Я почти ничего не знаю
To Лора
по-моему как раз вся прелесть заключается в том, что она молчит))
IP
Spaceranger
Участник
игры
Как приятно видеть редкую картину(почти такую же редкую, как Леонардовская) - три дамы уважительно обсуждают четвертую.
IP
One/Team
Участник
Я почти ничего не знаю
To Spaceranger
хотя как не позавидовать этой четвертой: сколько мужчин несколько веков ломают голову лишь из-за одной её улыбки
IP
Spaceranger
Участник
игры
To One/Team
Да все ломание головы по поводу ее улыбки носит прикладной характер - кто "научно" пытается улыбку разложить на спектр, а большинство мужчин разглядывают ее, как статическое положение той мимолетной улыбки своей пассии, которая не дает покоя...

Сообщение изменено Spaceranger от Sun Dec 18 21:46:20 2005
IP
BBC
Участник
Летай сам и дай летать другому
To One/Team
Несмотря на постояннные раговоры о её загадочности, большого впечатления не произвела.
а что, вы ждали эффекта взрыва?

Нет.
Но есть картины, которые такой эффект имели.
IP
Никита Сергеевич Хрущёв
Участник
Возведение Берлинских стен,размещение ядерных раке
To BBC

Аналогчино видел не раз эту картину так сказать при личной встрече ,не то чтобы впечталило,но гордост от того что видишь рядом с собой как считается величайшую картину на земле были.А вообще понравилась картина коронации Наполеона.Вот где размах и титанический труд.
IP
One/Team
Участник
Я почти ничего не знаю
To BBC
это интересно какие?
IP
DevilDiva
Участник
Все бабы как бабы, а я богиня
После того как я начиталась Дена Брауна, мне в творчестве да Винчи уже все, что угодно померещиться может...
Может у этих ученых тоже бзики на почве какого-нть чтива?
IP
One/Team
Участник
Я почти ничего не знаю
To DevilDiva
Может у этих ученых тоже бзики на почве какого-нть чтива?
особенно если учесть, что они сами это чтиво и сочиняют
IP
BBC
Участник
Летай сам и дай летать другому
To One/Team
это интересно какие?
Да хоть Репина: Св . Николай избавляет невинно осужденных от меча.
IP
DevilDiva
Участник
Все бабы как бабы, а я богиня
To One/Team
гибнут от своего же оружия?
IP
One/Team
Участник
Я почти ничего не знаю
To DevilDiva
что-то вроде этого))
IP
Страницы(1): 1

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net