Fryazino.NET Forum || Культура и наука || СПИНОЗА и ПАУК
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
СПИНОЗА и ПАУК (1) 1 для печати | RSS 2.0
ШВВ
Участник
Дивлюсь,сл-но,существую
licq:нет
Биограф Бенедикта Спинозы Колерус (XVII век) сообщает о философе: «Он любил, в часы отдыха от научной работы, наблюдать, бросив мух в сеть к пауку, жившему в углу его комнаты, движения жертвы и хищника. Иногда, говорят, он при этом смеялся».

Старый мохнатолапый крестовик, почуяв на себе зрачки философа, чуть-чуть, что бывало с ним чрезвычайно редко, заволновался. Понятно: момент был слишком значителен. Вероятно, вследствие этого чисто артистического волнения мастера две-три нити оборвались и спутались, но, в общем, дело было сделано как всегда: быстро и чисто.
Восемь тонких внутрь вогнутых лапок паука, ступая по туго натянутому плетению паутины, методически, с полной последовательностью, точно перенумерованные в нотной тетрадке с экзерсисами пальцы пианиста, обмотали истерически дергающееся тело мухи в серебристо-серый ворсинчатый саван. Треугольная головогрудь мастера, с колючими глазками у краев, отыскав на вибрирующем черном брюшке мухи нужное место, сомкнула внутри брюшка остро-изогнутые челюсти. Муха дернулась было крылышками. Еще раз. И все.
Тогда-то паук и поднял колючий граненый глаз кверху: тогда-то глаза паука и зрачки метафизика встретились. На мгновение. А затем: и паук-крестовик, и метафизик, расцепив взгляды, разошлись.
Метафизик подошел к столу у окна; протянул правую руку — щелкнула бронзовая крышка чернильницы, зашептались друг с дружкой страницы рукописи.
А паук, потерев слегка закровавившиеся передние лапки о пару средних, вполз по влажному бархатистому изумруду плесени в щель, темневшую меж стеной и неплотно к ней примкнутыми трактатами Картезия, Гэреборда и Клаубергуса. Пройдя по сомкнувшим свои лезвия листам к одному из книжных вгибов, паук вобрал в себя, сколько мог глубже, все восемь лапок и замер.
Метафизик же у окна писал: «...естественное право простирается во всей природе и в каждой отдельной особи так же далеко, как и сила. Следовательно, все, что человек осуществляет в силу своих естественных законов, он делает с абсолютным естественным правом, и его право на Природу измеряется степенью его силы»*.
Страницы, падая одна на другую, прикасались буквами к буквам и, вследствие этого, понимали друг друга. Скрипело перо. И лишь один раз метафизик, оторвав глаза от строк, глянул на паутинные нити в углу комнаты и улыбнулся.
А паук? Прижавшись брюшком к пыльному Клаубергусу, он погрузился в чистое недумание. Философу было чему поучиться у паука, но чему мог научиться паук у философа? Тот, у нервущихся черных строк, знал меньше, чем ему было нужно знать. И писал, и писал. Этот же, у нервущихся серых нитей, знал ровно столько, сколько ему должно было знать: он был досоздан до конца, и ему незачем и не о чем было совещаться с шелестом листов манускриптов и печатных томов. Сидя во вгибе фолианта, он наслаждался великой привилегией, издревле пожалованной их старинному и знатному паучьему роду, — от прадеда к деду; от деда к отцу и от отца к нему, мохнатолапому, — свободой от мышления.
С. КРЖИЖАНОВСКИЙ. 1921

Чего стоит, однако, мышление о человеке, воспитанное на наблюдениях над пауками, муравьями, белыми мышками ... и, вообще, "природой"?
IP
Хэнк
Участник
Nulla dies sine linea
licq:2152
Бедный Спиноза... Знал бы он, что в XX веке будут писать не о его трудах, а о том, что он делал в часы отдыха от научной работы,.

Мда... Говорят, Кант никогда не покидал Кенигсберга, и ходил только на лекции и обратно. Чему может научить такой, с позволения сказать, философ, которого вообще не интересовало ничего? Если покопаться в биографиях философов, наверняка можно отыскать великое множество странностей... Например, кто-то кошечку по голове погладил, или наоборот, собачку пнул... А мы ещё читаем их труды!

Сообщение изменено Хэнк от Wed Nov 23 14:50:19 2005
IP
ШВВ
Участник
Дивлюсь,сл-но,существую
licq:нет
To Хэнк
Извольте, вот текст самого Спинозы — самое начало его знаменитого «Политического трактата».

"§ 5. Ведь несомненно (и в нашей «Этике» мы доказали истинность этого), что люди необходимо подвержены аффектам и устроены таким образом, что к тем, кому плохо, они чувствуют жалость, кому хорошо, — зависть, и что они более склонны к мести, нежели к состраданию, и, кроме того, каждый стремится, чтобы другие жили по его нраву, одобряли то, что он одобряет, и отвергали то, что отвергает он. В результате этого, когда все [люди] равно стремятся быть первыми, они приходят в столкновение и, насколько это зависит от них, стараются одолеть друг друга; тот же, кто выходит победителем, более горд вредом, причиненным другому, нежели пользой, принесенной себе. И хотя все убеждены, что религия учит противоположному, а именно любить ближнего, как самого себя, т. е. защищать право другого наравне со своим собственным, однако это убеждение, как мы показали, почти бессильно перед аффектами. Оно сказывается, правда, на смертном одре, когда именно смерть победила самые аффекты и человек лежит беспомощный, или в храмах, где люди не занимаются делами; но менее всего проявляется оно на форуме или во дворце, где оно более всего нужно. Мы показали, кроме того, что разум («Рацио») может, правда, многое сделать для укрощения аффектов и управления ими, но в то же время мы видели, что путь, указываемый самим разумом, чрезвычайно труден, так что те, кто тешит себя мыслью, что народную массу или стоящих у власти можно склонить руководствоваться в их жизни одним разумом, те грезят о золотом веке поэтов или о сказке.

§ 6. Поэтому государство («Империум»), благоденствие которого зависит от чьей-либо совестливости и дела которого могут вестись надлежащим образом только при том условии, что занимающиеся ими захотят действовать добросовестно, будет наименее устойчивым; но для того, чтобы оно могло устоять, его дела должны быть упорядочены таким образом, чтобы те, кто направляет его, не могли быть склонны к недобросовестности или дурным поступкам, все равно, руководствуются ли они разумом или аффектами".
IP
Yulisska
Участник
WYSIWYG
To ШВВ

Чего стоит, однако, мышление о человеке, воспитанное на наблюдениях над пауками, муравьями, белыми мышками ... и, вообще, "природой"?

это ещё что... а вот вчера я урывками смотрела передачу по Культуре про Сартра - там чёрно-белая хроника перемежалась с кадрами из какого-то французского абсурдистского кино - так вот люди в нём действительно были подобны насекомым...
уж не знаю, любил ли Сартр наблюдать за пауками, но в мышлении о своём "экзистенциальном" человеке он, по-моему, не далеко от этого ушёл
IP
ivi06
Участник
petitio principii
licq:2645
Хорошее название. В стиле произведений Пелевина... или " Старик и паук"- для Хэмингуэя... Мда... "Тесть и паук"- и описать всю тяжелую жизнь тестя, глядя, как он по утрам выметает паутину одного и того же паука на терраске...

Сообщение изменено ivi06 от Wed Nov 23 22:30:36 2005
IP
Nickel
Участник
licq:2304
To ШВВ
А к чему вы вообще все это написали ?
Чего стоит, однако, мышление о человеке, воспитанное на наблюдениях над пауками, муравьями, белыми мышками ... и, вообще, "природой"?

Этот вопрос должен стать темой для обсуждения ?
IP
Хэнк
Участник
Nulla dies sine linea
licq:2152
To ШВВ
Извольте, вот текст самого Спинозы — самое начало его знаменитого «Политического трактата».
И что там такого? Спиноза - вроде, чуть ли не единственный атеист среди философов.
Из-за этого я должен его пинать ногами? Вы слишком абсолютизируете, то есть, не Вы, а С.Кржижановский - Спиноза так отдыхал, развлекался, так и биограф пишет, а не черпал оттуда свои идеи. Наверное, это единственное, что заставляло его улыбаться (хотя и там стоит знаковое слово - "говорят").
IP
Страницы(1): 1

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net