Fryazino.NET Forum || Культура и наука || О новом праздничном дне
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
О новом праздничном дне (1) 1 для печати | RSS 2.0
DeBoer
Участник
Green Apple
4 ноября 2005 года


Вот и настал он, светлый праздник изгнания польских интервентов из Москвы. Надо отдать должное нынешним правителям России. Советская власть в вопросе объявления новых выходных дней была прижимиста. Объявили, например, всенародным праздником день принятия брежневской конституции, но справить его толком народу удалось далеко не сразу: герольдмейстеры ЦК КПСС так подгадали дату, что сначала она выпала на субботу, потом на воскресенье и лишь на четвертый год граждане получили "длинный уикенд" и оттянулись от души. Опять же взяли моду приплюсовывать праздники к отпуску – срам, да и только.

Сейчас такого мошенничества не бывает. Если и подгадывают, то наоборот. Бессмысленно, скажем, спрашивать, почему все-таки народное ликование велено проявлять по сравнительно мелкому поводу – ведь куда более крупной и значимой датой был бы день избрания на царство Михаила Романова, 21 февраля 1613 года по старому стилю. Да очень просто: во-первых, народ привык гулять "на ноябрьские", а во-вторых, юбилей династии может попасть на великий пост, и православное духовенство в торжествах участвовать не сможет. А без патриарха праздников нынче не бывает.

Да и вообще: в наше время исторического беспамятства какое значение имеет реальная дата чего бы то ни было? Вот задача по арифметике для ученика начальных классов. Дано: 250-летие Петербурга отмечали в 1957 году, 300-летие – в 2003-м. Спрашивается: сколько лет Петербургу исполнится в 2007 году?

Жертвой политкорректности на московский лад стала годовщина Куликовской битвы. Вместе с общественностью Татарии президент России считает это событие каким-то сомнительным. В его сентенциях по этому поводу чувствуется усердный читатель трудов знаменитого академика Анатолия Тимофеевича Фоменко, по мнению которого Дмитрий Донской и хан Тохтамыш – одно лицо, Орда – не что иное, как регулярное русское войско, а Куликовская битва имела место в Москве на Кулишках. Устроителям праздника пришлось довольствоваться присутствием министров Соколова и Реймана; последний учинил собственноручное спецгашение юбилейных почтовых марок. Президент, впрочем, направил участникам торжеств приветствие, где говорится, что в сражении на Куликовом поле произошел "разгром иноземных полчищ". Зато мифическое тысячелетие Казани отпраздновали с невиданным размахом.

Место же главного государственного праздника занял в казенных российских святцах разгром польских оккупантов. Не ливонцев, не крымского хана, не турок, не шведов, не французов, которые тоже добрались до Кремля, а поляков. Неужели же нам скажут, что тут нет злободневного политического подтекста?

Внесем ясность. Войско Лжедмитрия I было в основном русское, встречали его в Москве колокольным звоном, его право на престол ни в коей мере не оспаривалось. Польской марионеткой он не был. Его отношения с королем Сигизмундом III складывались крайне неудачно. Лжедмитрий пал жертвой не народного гнева, а клики Шуйских, главаря которой самозванец опрометчиво помиловал. Дворцовый переворот и воцарение Василия Шуйского нисколько не прекратили Смуту. Польские послы в Москве, своими глазами видевшие, как русские бояре пресмыкались перед самозванцем, диву давались, наблюдая удивительную перемену в тех же самых людях.

Польского королевича Владислава призвали на царство те же вельможи – "семибоярщина" - составившие заговор против Шуйского. После сокрушительного разгрома царской армии – в рядах которой, кстати, были французские, немецкие и шведские наемники – в Москве грянул бунт против Шуйского; царь покорно отрекся от престола и был пострижен в монахи без малейшего участия поляков. Между московскими боярами и Сигизмундом начались переговоры об условиях возведения на трон королевича – самым сложным был вопрос вероисповедания; не дожидаясь их результата, в Москве стали приносить присягу Владиславу. Взяв Смоленск, Сигизмунд с войском вернулся в Польшу, дабы обсудить с сеймом русский вопрос. Проблема обряда, по которому Владислав должен венчаться на царство, в особенности причащения, была не решена – она находилась на рассмотрении Святого Престола.

В Москве остался лишь относительно небольшой польский гарнизон, который постепенно превратился в обузу и бельмо на глазу у москвичей – им было неприятно видеть, что в Кремле хозяйничают иноземцы. В апреле 1611 года поляки устроили в столице настоящее бесчинство с грабежами и поджогами и с запасами провизии заперлись в Кремле, превратив его в осажденную крепость. После этого инцидента на Руси и началось брожение против чужеземцев, вдохновляемое Троицкой лаврой. В отличие от Лжедмитрия I, Владислав был католиком явным. Наконец-то нашлась первопричина всех бед, постигших Московское царство в годину великой смуты, – поляки и проклятое латинство. Оголодавший кремлевский отряд в конце концов сдался на милость горожан. Это событие и отмечается теперь в России как День народного единства. Что касается рати, собранной Мининым и Пожарским, то ее боевые действия состояли в том, что она не пустила в Кремль подкрепление. Впереди была еще тяжелая шестилетняя война с Польшей.

Меня всегда смешила языческая эклектика московских праздников. Помню самый первый День города: вечером на Красной площади в лучах лазеров русские витязи разили копьями и мечами огнедышащего дракона, наутро глядь - китайцы тащат его на палках по Тверской. Ну так это было весело. Дети разных народов шли одной колонной в национальных костюмах.

Теперь другие времена, и по Москве пойдут совсем другие колонны. Как некогда невежественные и изнуренные нуждой подданные Московского царства, участники этого шествия верят, что все зло в России от чужеземцев.

Владимир Абаринов


Адрес на сайте "Грани.ру":
http://grani.ru/Society/History/m.97692.html
IP
BBC
Участник
Летай сам и дай летать другому
Ещё один...
IP
Хэнк
Участник
"Мы ждали третий день". Бородино Лермонтова
licq:2152
В Москве остался лишь относительно небольшой польский гарнизон, который постепенно превратился в обузу и бельмо на глазу у москвичей – им было неприятно видеть, что в Кремле хозяйничают иноземцы. В апреле 1611 года поляки устроили в столице настоящее бесчинство с грабежами и поджогами и с запасами провизии заперлись в Кремле, превратив его в осажденную крепость. После этого инцидента на Руси и началось брожение против чужеземцев, вдохновляемое Троицкой лаврой.
Но это чушь полная. У того, из ИВИ хоть фактическая сторона была верная. А так почитать - так поляки жили в Москве, но их никто не любил, от этого поляки впали в тоску и озлобились, и в таком состоянии решили разгромить Москву, после чего стыдливо убежали в Кремль, не забыв еду, и сидели там полтора года, пока москвичи раздумывали, зачем поляки это сделали.
IP
DeBoer
Участник
Green Apple
To Хэнк

Откуда Вы взяли полтора года?
IP
Хэнк
Участник
Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали,
licq:2152
To DeBoer
Откуда Вы взяли полтора года? Из статьи, которую Вы запостили:
В апреле 1611 года поляки устроили в ...заперлись в Кремле
Оттуда они вышли только в ноябре 1612 г.
IP
DeBoer
Участник
Green Apple
To Хэнк

Ну, да. Вы читали гораздо внимательнее меня.
А у Вас другие фактические данные?
IP
Хэнк
Участник
Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали,
licq:2152
To DeBoer
Ну, тут, в этой теме уже про это говорили, там есть статья Вашего коллеги, так там факты верные почти все, за исключением разницы трактовок дат.
http://web/forum?post&fid=15&tid=84950
IP
Хэнк
Участник
Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали,
licq:2152
To DeBoer
Забыл, Вы же из инета, сейчас
IP
Хэнк
Участник
Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали,
licq:2152
http://www.fryazino.net/forum?post&fid=15&tid=84950
IP
DeBoer
Участник
Green Apple
To Хэнк

Спасибо. Прочитала также по ссылке статью В.Назарова.
"Все врут календари" (с)
Если честно, то специально этим вопросом я не занималась. Нужно смотреть сами источники, а не трактовку событий историками, который всегда бывают предвзятыми.

Лично у меня сложилось впечатление, что эти события были боярскими "разборками", а вовсе не польской "интервенцией".
IP
Хэнк
Участник
Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали,
licq:2152
To DeBoer
Лично у меня сложилось впечатление, что эти события были боярскими "разборками", а вовсе не польской "интервенцией".

Но и интервенция все же была, тот же Смоленск не от бояр года два оборонялся.
IP
Мардай
Участник
для утонченного слуха-Мар Дарий
To DeBoer To Хэнк тот же Смоленск не от бояр года два оборонялся Да и в Новгород шведы не в гости приходили. Если честно, то меня эти писаки настолько возмущают, что и говорить не хочется. Я подробно два с половиной года занимался этой проблемой. Меня интересовала частность, роль нашего края и роль чудотворных образов Пресвятой Богородицы. Так вот по материалам старых и частично новых историков могу уверенно сказать, что многое, что сейчас говоря и пишут -самый настоящий пиар. Если откровенно не врут, то передёргивают факты, ставя с ног на голову. А относаительно бояр с добавкой Хэнка вы абсолютно правы. Одним словом олигархи, они олигархи во все времена,а не только в наше.
IP
Хэнк
Участник
Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали,
licq:2152
To Мардай
Да и в Новгород шведы не в гости приходили.
У нас на секторе в прошлом месяце утвердили тему докторской диссертации коллеги - что-то вроде "Новгородская земля и шведы в период Смуты" - есть уже монография у него - так там все превосходно показано - шведов позвали сами новгородцы, чтобы не пускать поляков и иметь защиту. Шведам, по архивам Стокгольма и Тарту (личный архив Делагарди, если не ошибаюсь), вообще это было не нужно, и закрепляться в Новгороде они не планировали. Потому из темы исчезло слово "шведская интервенция", как неподходящее под ту ситуацию. И того же шведа Делагарди пойти освобождать от осады Москву вместе со Скопиным подрядил царь Василий Шуйский. Новгородцы присягали шведскому королевичу как царю, из-за чего и были проблемы с ополчением Минина, и потом - с правительством Михаила Романова, хотя и от чужих войск новгородцы успели устать.
Смута до сих пор малоисследована.

Сообщение изменено Хэнк от Wed Nov 9 21:25:08 2005
IP
АТ
Участник
Мастер Пресекавший Ненужные Темы
licq:2618
О новом праздничном дне...

А что такое "новое праздничное дно"??
IP
Мардай
Участник
для утонченного слуха-Мар Дарий
To AT А что такое "новое праздничное дно"?? Какой, однако Вы не догадливый. Или Вы по праздникам потребляете из чего-то бездонного. Тогда Вы орёл!!! Дно-то в нынешней посудине у каждой разное.
IP
Rok-feller
Новичок
разные
licq:n
Да, был когда-то,
Красный день календаря,
Великий праздник,
Всех трудящихся, в СССР людей -
7е ноября
У многих, кто не воровал,
Не спекулировал, не врал,
Не хапал, и чужого не хватал,
Праздник этот, и по сей день,
В душе остался на всегда.

И измываться нам,
Над памятью прошедшего,
Не гоже,
Настанет день обратный, и для тех,
Кто над обманутыми миллионами,
Сейчас сидит, читает и
Смеётся с умной ро…(лицом).

И это не угроза, а прогноз,
Жизнь не стоит,
А развивается, идет вперёд,
Но каждый раз,
Сменяя день за днём,
Всё возвращает,
На круги своя,
И эту мысль изрёк не я!



--------------------
IP
Страницы(1): 1

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net