Fryazino.NET Forum || Культура и наука || Психоанализ рекламы
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
Психоанализ рекламы (1) 1 для печати | RSS 2.0
Ида Марковна
Участник
смотрю в окно
licq:4492
Ниже привожу статью (в сокращении) с сайта Всероссийской ассоциации прикладного психоанализа:

"С.В.Авакумов

Психология потребления и реклама

Еще в работе <Недовольство культурой> Фрейд отмечал патогенность, невротизирующий характер современной культуры. Этот вывод он делал, опираясь на представление о культуре как о репрессивном механизме по отношению к желаниям человека. Здесь он выступает последователем Ницше, утверждавшим, что все беды человека от того, что <на протяжении человеческой истории человек стал домашним животным>, отказавшимся от собственных желаний. Репрессивность исходит отовсюду, начиная с воспитательных мер в детских учреждениях и заканчивая религиозными установлениями. Такая репрессия с одной стороны необходима, иначе люди перестанут создавать продукты культуры, а с другой стороны приводит к постоянному внутрипсихическому конфликту между <хочу> (Ид) и <должен> (СуперЭГо). Неустранимый внутренний конфликт вызывает душевный дискомфорт, покрывающий весь спектр негативных эмоций от легкого раздражения до мощного депрессивного аффекта, разворачивающегося в клиническую картину.
<...>
В связи со сказанным выше по поводу репрессивности культуры, кратко обозначим следующую цепочку производства и потребления: культура репрессирует природные желания человека, возникает внутреннее напряжение, вызванное неисполненным желанием (возбуждение не может быть отреагировано должным образом), она же предлагает сублимированный выход этого напряжения двумя взаимосвязанными путями: через создание продуктов культуры и товаров в частности, и через потребление этих продуктов и товаров. С точки зрения потребления, стремление исполнить запрещенное желание толкает человек на поиск его символического заменителя, который предлагается в виде товара. Потребление товара на какой-то момент (часто лишь на момент покупки) ослабляет напряжение неисполненного, природного, запретного желания, однако затем оно вновь нарастает, поскольку товар не является исполнением природного желания, а лишь его символическим заместителем, эрзацем.

С другой стороны, на производство все новых товаров толкает и поиск все новых сфер извлечения дохода. Таким образом, складывается ситуация, когда нам предлагается, а мы потребляем огромное количество товаров, которые нам не нужны и мы не можем остановится на этом пути. То есть, имеются две движущие силы, толкающие круг производства - потребления: внутренние неудовлетворимые желания (компульсивные потребности) и внешняя заинтересованность в прибыли.

Для продвижения товара к потребителю необходимо преодолеть сопротивление потребителя, поскольку первоначально он не готов в покупке товара увидеть исполнение своих инфантильных желаний. Этого можно достичь с помощью <одевания товара в рубашку желания>, то есть такого искажения его манифестируемых свойств, которое <обманывает> на какое-то время желание потребителя. Институт рекламы и выполняет эту функцию. Нужно заметить, что во внутреннем мире человека происходит аналогичный процесс, так во время сна инфантильные, запретные желания, стремясь преодолеть линию вытеснения, также предстают перед сновидцем в искаженном виде. Эта аналогия позволяет применить к исследованию феномена рекламы методы, используемые в анализе сновидений в клинической практике.
<...>
Учитывая сказанное выше и в связи с обсуждаемой темой можно выдвинуть следующую гипотезу: современное индустриальное общество потребления не заинтересовано в полноценном варианте развития здорового чувства вины. Человек в достаточной степени овладевший своими аффектами, справляющийся со своим чувством вины и тестирующий реальность, способен противостоять манипуляциям чувством вины - основному рычагу общественной регуляции в демократическом обществе. Если говорить о продвижении товаров и услуг, то такого человека достаточно сложно заставить приобретать что-то ненужное лишь только для того, чтобы избавится от внутреннего дискомфорта. Он не способен достаточно быстро переходить от депрессивной установки к маниакальной в результате приобретения чего-либо. Следовательно, обществу нужен не слишком <здоровый>, но и не слишком <больной> человек, поскольку последний менее адаптивен и скорее асоциален. То есть, можно говорить о своеобразном <маниакально-депрессивном> балансе в обществе, который с одной стороны удерживает человека в достаточном душевном дискомфорте, а с другой позволяет <излечивать> человека с помощью покупки.

Современный человек в силу ряда причин (и христианской морали, в частности) находится в состоянии постоянного напряжения чувства вины: в детстве он не соответствовал требованиям родителей, затем в школе не соответствовал идеалу ученика, став взрослым, не может позволить себе того, что имеют другие, не стал тем, кем мог бы или хотел и так далее. В этом процессе огромную роль играют средства массовой информации и в особенности телевидение и кино, которые дают такие образцы идентификации до которых реальному человеку никогда не дотянуться. Такая перегрузка виной приводит к ряду последствий, она может, например, выражаться в трудоголизме, а в асоциальном варианте - алкоголизме. Однако гораздо важнее, то, что чувство вины вызывает у человека желание <есть>, то есть активизирует привычный паттерн борьбы с душевным дискомфортом в виде заедания чувства вины как это было с младенцем, которому молоко матери было единственным средством борьбы с депрессией. Аналогичные паттерны у взрослого связаны с приобретением в широком смысле этого слова, это могут быть товары и услуги, а могут быть и знания (на связь мотива получения знаний и орального поглощения указывают многие исследователи фольклора).

Рекламируя товары, услуги или персоны, общество по сути дела обращается к архаическому чувству вины, вначале возбуждая его (если ты не имеешь этого, то ты плохой), затем, предлагая избавиться от него через покупку, то есть, принесение репарации. Таким образом, рекламу в современном обществе можно охарактеризовать как манипулятивный способ возбуждения и обещания избавить от архаического чувства вины. В этом смысле мы можем рассматривать рекламу как один из механизмов общественной регуляции, которым пользуются все основные общественные институты, такие как система образования, политика, армия, церковь.

В психоанализе, как и в аналитической психологии, ведущая роль в постижении бессознательных процессов отводится сновидениям, функция которых состоит в том, чтобы позволить вытесненным, бессознательным желаниям исполниться, хотя бы и в иллюзорной и очень искаженной форме. Таким образом, сновидение включает во-первых явную или манифестную сторону (то, что мы видим во сне), во-вторых скрытый или латентный смысл исполнения вытесненных, бессознательных, как правило, детских желаний. Психоаналитический подход к рекламе состоит в том, что ее нужно рассматривать как искусственное сновидение, которое имеет скрытый смысл, состоящий в исполнении запретного агрессивного или сексуального желания с помощью рекламируемого товара. Символический ряд такого искусственного сновидения должен соотноситься с детскими забытыми (вытесненными) впечатлениями с одной стороны, а с другой должен обозначать образ и свойства рекламируемого товара. То есть, реклама <подставляет> в качестве необходимого средства исполнения инфантильного желания рекламируемый товар.

Среди всего многообразия сновидений выделяется один класс, который наиболее близок к феномену рекламы, это детские сновидения. Детское сновидение рисует прямое, неприкрытое исполнение желания. Оно практически не содержат искажений исходного желания. Вспомним, что потребность в покупке связана с душевным дискомфортом, сожалением (желание репарации), неисполнением своих природных желаний. Практически вся современная реклама построена по принципу детского сновидения, в котором рисуется исполнения какого-либо природного желания с помощью приобретения товара. Таким образом достигается максимальная убедительность в необходимости приобретения товара. В качестве признаков <детскости> можно выделить следующие:


прямое исполнения <желания>

спользование эффекта мультяшности

легкость и простота в получении желаемого, что приводит к <несерьезности> рекламы как жанра

использование фигур, заменяющих родителей (различные авторитетные лица, божества)

использование директивности (делай так и будешь свободным и прочее).
Резюмируя можно выделить следующие положения.

В основе рекламного воздействия лежит тот же механизм, что и в основе сновидения, а именно, реклама представляет собой изображение исполнения желания. Чаще всего реклама строится по аналогии с детским сновидением.

Близость рекламы и детского сновидения позволяет в качестве методического подхода к анализу рекламы использовать психоаналитический метод анализа сновидений, который включает две компоненты: метод свободных ассоциаций и метод символического толкования. В отличие от анализа сновидения в качестве источника свободных ассоциаций выступают сами потребители рекламы, например, эксперты. Важным моментом становится интерпретация результатов эксперимента, она должна проводится в соответствии с выбранной целью исследования, например, мы можем интересоваться насколько <попадает> в бессознательный комплекс тот или иной фрагмент рекламы, что это за комплекс, и, в конечном счете, насколько возбуждение какого-либо комплекса (например, эдипова) способствует или противодействует целям рекламодателя. Если используется метод свободных ассоциаций, то в качестве источника таковых выступает либо эксперт, либо группа испытуемых.

Описанная концепция была использована в разработке методических средств для психоаналитической экспертизы музыкального клипа Децла, проведенной Восточно-Европейским Институтом психоанализа по заданию Комитета по незаконному обороту наркотиков. В качестве задания было предложено провести экспертную оценку клипа на предмет содержания в нем элементов скрытой рекламы или пропаганды употребления каннабиса (марихуаны). Экспертиза проводилась по двум направлениям - экспертная оценка возможных манипулятивных позиций в содержании клипа, характерных для рекламных роликов и анализ реакции на клип участников экспериментальной выборки. В результате был выявлен целый ряд элементов клипа, содержащих скрытую или явную рекламу запрещенных наркотических средств.
<...> "
IP
Ида Марковна
Участник
смотрю в окно
licq:4492
А вы согласны с таким подходом?
IP
палитек________
unregistered
To Ида Марковна
по-моему, Пелевин со своими вау-технологиями объясняет это проще и логичней.
Дело в том, что реклама проста, чаще всего её делают не профессионалы-психологи, а просто рекламщики. А значит, в неё сознательно не закладывают сложных психологических ходов, рекламщики этого просто не знают! Спрашивается: как тогда сложные психологические ходы ("целый ряд скрытых элементов" и прочая муть) попадают в рекламу? Ответ: они туда попадают из головы авторов - авторы оставляют на рекламе отпечаток своего бессознательного.
Попробуйте создать рекламу, опирающуюся на чувство вины, а потом попробуйте создать рекламу опирающуюся на чувство зависти. Сравните, что проще. Сравните результат с рекламой на ТВ - что более похоже.
не надо усложнять
IP
палитек________
unregistered
To Ида Марковна
кстати, что такое "целый ряд"? Бывает ли ряд не целым?
IP
Ида Марковна
Участник
смотрю в окно
licq:4492
To палитек________
кстати, что такое "целый ряд"? Бывает ли ряд не целым?
IP

язык вообще избыточен, это, очевидно, для красоты

Спрашивается: как тогда сложные психологические ходы ("целый ряд скрытых элементов" и прочая муть) попадают в рекламу? Ответ: они туда попадают из головы авторов - авторы оставляют на рекламе отпечаток своего бессознательного.
по-моему, тут и нет сугубо специфической проблемы - это обычный вопрос соотношения теории и практики (сравните в экономике: бабуля на базаре, назначающая цену за свой товар, вряд ли осознаёт своё участие в макроэкономическом балансе спроса и предложения)

Попробуйте создать рекламу, опирающуюся на чувство вины, а потом попробуйте создать рекламу опирающуюся на чувство зависти.
я не слишком искушена в психоаналитических построениях, но думаю, что обязательно найдутся такие психоаналитики, которые запросто выведут чувство зависти из чувства вины.

вообще, что меня всегда неприятно поражало в психоанализе (прежде всего, конечно, у самого Фрейда), так это особый, извращённый характер его логики, постичь который можно только после определённой тренировки
(например, одна моя знакомая-психолог утверждает, что единственная причина депрессии - нарциссизм)
IP
Furmach
Участник
To Ида Марковна
вообще, что меня всегда неприятно поражало в психоанализе (прежде всего, конечно, у самого Фрейда), так это особый, извращённый характер его логики, постичь который можно только после определённой тренировки
(например, одна моя знакомая-психолог утверждает, что единственная причина депрессии - нарциссизм)


У Юнга и Фромма с логикой всё лучше - у Фрейда действительно всё как-то надуманно, но это его личная проблема, а не проблема всего психоанализа.
То, что единственная причина депрессии - нарциссизм, я согласен.

А вы согласны с таким подходом?

Почему бы и нет?
Единственный метод определить, правилен подход или нет - это проверить на практике, работает ли он.
Я этого проверить не могу, а теоретических знаний в этой области у меня мало, так что я просто не говорю, что он правильный или нет.
IP
ivi06
Участник
Много
To Ида Марковна
С подходом согласны.
To Furmach
единственная причина депрессии - нарциссизм, я согласен. - с возрастом появятся другие причины, которые тоже выводятся из нарциссизма,- который выводится просто из определения индивида,- который смертен...
IP
Pani Tusia
Участник
Прошу прощения за рекламу,
не найдется ли среди участников беседы желающий приобрести книгу "Антология российского психоанализа"?
IP
Yulisska
Участник
Пишу всегда с интересом...
друзья, спешу объявить, что с сегодняшнего дня моего второго ника - Ида Марковна - больше не существует, все вопросы и реплики, адресованные ей, направляйте, пожалуйста, ко мне, т.е., к Юлисске. заранее спасибо за понимание.

To Furmach
на письмо по поводу аськи тебе ответила

на реплику отвечу немного невпопад: вообще-то я полагаю психоанализ в корне порочным учением, а самого Фрейда невротичным иудеем, мечтавшем о мировом идеолого-культурологическом господстве.

А с таким подходом вы согласны ?
IP
!&?
Участник
длинные руки
licq:4158
To Yulisska

Не силен в психоанализе, но знаком с производством рекламы.

1. Подход несколько напоминает стрельбу из пушки по воробьям. Рекламщики - не демиурги потребления, они просто делают свою работу, которая описывается довольно простыми требованиями: есть нечто (товар, услуга), есть его потребитель (покупатель или потенциальный покупатель такого рода товаров, услуг) и есть стратегия как покупателя с этим товаром или услугой познакомить.

2. Психоанализ музыкального клипа Децла напоминает мне заключение комисии культурологов по поводу выставки "Осторожно религия" , т.е. имеет под собой только одно основание - охранительное.
В текстах песен юного паренька проскальзывают симпатии к марихуане. Отсюда и подобное заключение - "задавим танком науки пропаганду наркотиков"

Вообще о мотивациях покупателей в России вышла книга директора рекламного агенства "Родная Речь" (имя директора не помню, название тоже, к сожалению)

зы Иде Марковне привет

Сообщение изменено !&? от Mon Feb 21 16:25:18 2005
IP
палитек________
unregistered
To !&?
Подход несколько напоминает стрельбу из пушки по воробьям.
и я о том же
IP
ivi06
Участник
Много
To Yulisska
ника - Ида Марковна - больше не существует- за что Вы так Иду Марковну?! Она была так хороша... Неужто за психоанализ рекламы? А кто же теперь будет смотреть в окно?
IP
!&?
Участник
длинные руки
licq:4158
А с таким подходом вообще - я не согласен. Объясню почему:

Есть клип г-на Толмацкого-младшего (на мой вкус снятый откровенно плохо и пошло, но это в данной ситуции не имеет значения). В этом клипе явно прослеживается симпатия г-на Толмацкого-младшего к марихуане. Надо этот клип запретить - вот вам заключение Восточно-Европейским Институтом психоанализа в том что В результате был выявлен целый ряд элементов клипа, содержащих скрытую или явную рекламу запрещенных наркотических средств.

А так разве не видно было?
Вообще анти-наркотическая рекламная компания проводится как-то странно - одна рука запускает ролики на ТВ и осуждает поп-исполнителей за пропаганду, другая рука - утверждает закон, по которому граждане привлекаются по статье "за распостранение" только если у них найдут свыше некой (размер в граммах не помню ибо не юрист) дозы, т.е. сужают размер поля для правоохранительных органов.
Странно это как-то. По "двуглавому"...

Сообщение изменено !&? от Mon Feb 21 17:15:57 2005
IP
Yulisska
Участник
Пишу всегда с интересом...
немного поясню свою мысль о порочности психоанализа как теории:
главный посыл там, что осознание своего бессознательного желания (более того, признание существования такого желания нестыдным и естественным) приводит к излечению - как это можно сделать без раскаянья и стыда? - для меня это загадка...

To !&?
привет
спасибо, передам

To ivi06
спасибо
Неужто за психоанализ рекламы?
психоанализ пусть бы и... просто старушка позволяла себе некоторые вольности в вопросах религии - за то и отправлена на заслуженный отдых (без права переписки)
А кто же теперь будет смотреть в окно?
вот-вот, пусть уж лучше смотрит в окно, а не в Виндовс
IP
ivi06
Участник
Много
To Yulisska
вот-вот, пусть уж лучше смотрит в окно, а не в Виндовс - мы ее успели полюбить... она бы Вам ответила на Ваш вопрос:осознание своего бессознательного желания (более того, признание существования такого желания нестыдным и естественным) приводит к излечению - как это можно сделать без раскаянья и стыда? - таким образом, что именно через стыд осознать себя греховным, реальным человеком, осознать малую толику своего бессознательного. Зря Вы плохо про Фрейда,- он с Юнгом столько молоденьких пациенток именно через постель излечили... Ради науки.
IP
Дуся
Новичок
Интернет
To !&?
позвольте уточнить, этот клип Толмацкого мл. Называется Ligalize. С тем, что этот клип пропагандирует марихуану, я полностью согласна. Видно мальчик хорошо заиграл деньгами отца, что теперь захотелось нарушить закон. Могу даже процитировать эту пропаганду "Почему пить можно, а курить нельзя". Сори если не по теме.
Сообщение изменено Дуся от 2006-07-18 00:18:36
IP
палитек________
unregistered
To Yulisska
как это можно сделать без раскаянья
видимо, психоаналитики под излечением понимают что-то другое, не то, что нормальные люди
и стыда
а вот со стыдом точно излечиться ни от чего не получится Со стыдом вы даже исповедать (аналитику или кому ещё) своё бессознательное не сумеете
IP
Yulisska
Участник
Пишу всегда с интересом...
To ivi06
Зря Вы плохо про Фрейда,- он с Юнгом столько молоденьких пациенток именно через постель излечили...
таааак, это в каком это смысле?
она бы Вам ответила
Ида, безмолвствует, дрыхнет, наверное

именно через стыд осознать себя греховным, реальным человеком, осознать малую толику своего бессознательного.
я туго соображаю, но я не поняла... а что такое грех с позиций психоанализа? если бессознательное - это желания, репрессированные культурой (моралью), то их осознание ведёт к уже осознанному противостоянию морали, какое же это
осознать себя греховным? - реальным, конечно, но грех, по-моему, предполагает чувство вины или раскаянья, а тут цель психоаналитика сказать пациенту: да всё нормально чувак, чё ты запарился, у всех так! это же твоё бессознательное, а стыд от того, что нехорошее Супер-Эго придавило твоё Эго и оно (Эго) сбежало в Оно (Ид).
To палитек________
вот вы и говорите - а вот со стыдом точно излечиться ни от чего не получится
отсюда и вся массовая культура (в том числе, реклама), говорящая: не стыдись! отрывайся, как хочешь - излечишься!

испоВЕДАТЬ БЕСсознательное - по-моему, шикарный оксюморон, вам не кажется?

наверное, я путанно как-то выразила свою (и для меня ещё не совсем ясную) мысль, буду рада, если вы поняли, что я пыталась сказать...
IP
палитек________
unregistered
To Yulisska
массовая культура (в том числе, реклама), говорящая: не стыдись!
туговато у вас с психоанализом рекламы.
Она не говорит "не стыдись", она говорит "стыдно - значит, круто!"
Если люди перестанут стыдиться - рекламируемое резко подешевеет Весь смысл в том, чтоб они к стыдному стремились.
испоВЕДАТЬ БЕСсознательное - по-моему, шикарный оксюморон
а что такое оксюморон?
IP
Yulisska
Участник
Пишу всегда с интересом...
To палитек________
Она не говорит "не стыдись", она говорит "стыдно - значит, круто!"
а... ну можно и так, соглашусь, но всё же чем круче стыдное, тем меньше в нём стыда, а больше крутости...

определение из словаря:
оксюморон (греч. - остроумно-глупое) - стилистический оборот, в котором сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство, напр.: "живой труп", "горячий снег", "убогая роскошь".
в вашем случае я о том, что исповедь предполагает сознательное признание, а бессознательное можно разве что только ВЫведать.
IP
палитек________
unregistered
To Yulisska
исповедь предполагает сознательное признание
тем более
сначала надо осознать
потом рассказать
на обоих этапах стыд мешает

чем круче стыдное, тем меньше в нём стыда, а больше крутости То, в котором больше крутости - это "для толпы", например, голливудские фильмы
А то, в котором больше стыда - это "для ценителей", например, хардкорная порнуха
У каждого потребителя своё место на этой шкале.
IP
GIV
Новичок
guess 'em
licq:none
To Yulisska
семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство, напр.: "живой труп", "горячий снег", "убогая роскошь" психоанализ рекламы
IP
m@sse
Новичок
+)
IP
Neon
Участник
http://funky.fryazino.net/
licq:1602
To Yulisska
рекламные акции про скидки - самые эффективные.
IP
Yulisska
Участник
Пишу всегда с интересом...
To GIV
психоанализ рекламы
- запоздало реагирую на вашу шутку...

народ, а вы заметили какой пустынной стала реклама пива? - меня это прямо умиляет! без образов людей и животных они ничего не могут придумать кроме как тупо показывать бутылки
вот "овип локос", к примеру, запоминалось, а запомнится ли хоть что-нибудь из этого?
IP
Chikago
Участник
Никакого пафоса в интересах!!
licq:1069
Что бы не дать себя оглупить рекламным роликам - надо задавать логичные вопросы по ходу сюжета.

НАпример:
Почему над детишками-скелетонами живёт живая старушка?(Ролик про Сырки-Скелетон-Данон)

Или - существуют ли неуставные взаимоотношения между девушкой военнослужащей и её начальницей в ролике про шампунь? (бренд то ли Шаума, то ли не помню какой)
IP
Yulisska
Участник
Пишу всегда с интересом...
To Chikago
всё правильно: ведь старушка, наверное, не ест эти продукты...
но меня и правда всегда поражало - использовать скелеты в рекламе - это надо было ещё догадаться!
но идея не нова:
я помню давно в школе у нас мальчишки в классе скакали, взявшись за руки, и пели песню "Тазобедренный сустав лечим, лечим, лечим!" - в ролике какой-то мази именно скелеты пели эту песню...

а меня ещё добивает ролик, где девушка в жёлтой кофте едет в метро, а какой-то посторонний мужик к ней подбегает и спрашивает "Такая яркая? Новая?"
IP
Chikago
Участник
Никакого пафоса в интересах!!
licq:1069
To Yulisska
где девушка в жёлтой кофте едет в метро, а какой-то посторонний мужик к ней подбегает и спрашивает "Такая яркая? Новая?"
Это ролик Порошка Перл концерна Хенкель - у них немецкая тупоадаптированная реклама почти для вех видов продукта.

Показать - да что там - использовать скелеты в рекламе заведомо детского продукта - это довольно сильный ход, скажем так революционный. Приводить анализ щас просто не хочу.

Забавно - оказывается в Англии запрещено показывать детей в рекламе товаров недетского использования.
Видела по Рамблер ТВ сюжет про то как Туборг себе новую рекламную концепцию заказал - по поводу спонсирования национального вида спорта типа беготни за мячом с какии то гиганткими ложками.
Там была идея показать жизненный путь болельщика от рождения до могилы с любимым пивом.
Так они не могли показывать в рекламе младенца и СУПЕРИДЕЕЙ было заменить человека на инопланетянина-гуманоида.
Потом, правда они другую идею выбрали, вернее 2.
IP
fina
unregistered
To Chikago
Забавно - оказывается в Англии запрещено показывать детей в рекламе товаров недетского использования

и что тут забавного?....в России тоже запрещено
IP
mir@
Участник
Advertising
licq:1877
ой,это я была
IP
Страницы(1): 1

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net