Fryazino.NET Forum || Культура и наука || Фильм «Гибель империи. Византийский урок»: ЗА и ПРОТИВ
>> Привет, Гость! Войдите! : вход | поиск | правила | банлист
Автор
Фильм «Гибель империи. Византийский урок»: ЗА и ПРОТИВ (7) 1 2 3 4 5 6 7 для печати | RSS 2.0
Хэнк
Участник
licq:2152
To meybe 07
цитата:
К сожалению, нет под рукой отзыва Е.Ямпольской
К счастью, я умею пользоваться поисковыми инет-системами...


Фильм наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона «Гибель империи. Византийский урок» я смотрела с запозданием, на DVD, уже многого наслушавшись про часовую программу, показанную телеканалом «Россия», и освоив целые тома откликов — на девяносто процентов резко негативных.



У Антона Павловича Чехова есть рассказ, который называется «Дома». Один из самых трогательных. Прокурор окружного суда Евгений Петрович Быковский слышит от гувернантки, что его сына, семилетнего Сережу, застукали с сигаретой — конечно, украденной из отцовского стола. Мать Сережина умерла, отец в вопросах педагогики не силен, однако делать нечего — наследник призывается в кабинет, и там, после неудачных попыток назидания, прокурор сочиняет для сына сказку.

«Слушай, — начал он, поднимая глаза к потолку. — В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый, престарелый царь... Жил он в стеклянном дворце, который сверкал и сиял на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец же, братец ты мой, стоял в громадном саду, где, знаешь, росли апельсины... бергамоты, черешни... цвели тюльпаны, розы, ландыши, пели разноцветные птицы... На деревьях висели стеклянные колокольчики... У старого царя был единственный сын... Это был хороший мальчик... Один только был у него недостаток — он курил... От курения царевич заболел чахоткой и умер, когда ему было 20 лет. Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи... Пришли неприятели, убили старика, разрушили дворец, и уж в саду теперь нет ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков...». Сам Евгений Петрович счел такой финал наивным, но воспитательному эффекту могли бы позавидовать Сухомлинский и Макаренко. Сережа «вздрогнул и сказал упавшим голосом: «Не буду я больше курить...».

Я вспомнила этот рассказ, когда смотрела фильм «Гибель империи. Византийский урок». Ни в коем случае не хочу сказать, будто нам предъявили сказку. Знаю, что работа над фильмом заняла у отца Тихона полтора года. Главный консультант — Павел Кузенков — кандидат наук, специалист по истории Византии. И, однако же, многие византологи громко выражают свой протест. История — область не только фактов, но еще (даже преимущественно) трактовок. У каждого человека есть история — потому что есть прошлое. Насколько я понимаю, автор «Византийского урока» полагает, что с памятью человечества надо взаимодействовать, как с собственной, — гордясь, стыдясь, сожалея об упущенных возможностях. Память как собрание дат, память без эмоций никому не нужна. И история без эмоций — тоже.

«Византийский урок» — не сказка, но притча. О людях, которые не смогли победить соблазн — то есть самих себя. Соблазн был мелок — так же обмельчала, истончилась и иссякла в итоге их жизнь. Притча о том, что организм — человеческий или народный — удерживается, словно цементом, смыслом существования. Смысл потерян — организм умирает. Зерно гибели всегда внутри.

«Византийский урок» фильм не про Византию. В этом единственном пункте сходятся и оппоненты, и сторонники отца Тихона. Но и не про Россию — в примитивном толковании рецензий-страшилок. Да, автор выстроил слишком очевидный ассоциативный ряд, за это и поплатился. Но ищет он все-таки не прямые совпадения (олигархи, отток мозгов на Запад, демографический кризис и тэ дэ), а прасюжет, универсальный ключ: почему впадают в ничтожество люди и государства? Для него переплавка святынь на монеты — не историческое, а прежде всего символическое деяние. Недаром в 1982 году будущий отец Тихон, а тогда 24-летний Георгий Александрович Шевкунов окончил сценарный факультет ВГИКа...

Кстати, «Гибель империи» — вообще-то название известного сериала Владимира Хотиненко, действие которого разворачивается накануне и во время 1917 года. И еще кстати — через неделю на большой экран выходит новый фильм Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя». Любовный треугольник на фоне распада СССР. Нас явно одолевают имперские настроения, и в этом нет ничего ни дурного, ни странного. Лично я, когда приезжаю в горячо любимую мною Грузию, кушать не могу, так мне грустно, что мы больше — не одна империя, не одна семья...

«Византийский урок» преподан от первого лица, с большим пристрастием, отсюда такая отдача. Здесь много выражений, которые проходят как неполиткорректные и потому осуждаются прогрессивной общественностью (впрочем, сегодня всякое пристрастие, всякая искренняя любовь-ненависть — не комильфо). «Капитализм с его неуемной жаждой наживы...», «Империя отказалась заниматься воспитанием народа...», «Не банки, не капитал, не ломбарды составляли богатство Византии...» Разве банки и ломбарды — это плохо?! Нет. Просто это не всё. И это не главное.

Архимандрита Тихона обвиняют в попытке протащить на государственный экран единую монопольную идеологию, тогда как его мнение — всего лишь альтернатива, пока довольно скромная, и странно, что перед этой альтернативой сразу воздвигаются такие кордоны. Самобытная у нас в России форма либерализма —отрицающая в людях право мыслить иначе...

Славянофилы и западники — древний спор славян между собою. Спор, который закончится кровавой потасовкой, только если цели у нас будут разные. А если цель одна — благо страны и собственное благо, договоримся. В фильме мало сказано о внешнем — турецком — сокрушении Византии. По той, как я думаю, причине, что восточный мир большинству из нас чужд и инороден. К болезням Востока у нас нынешних иммунитет. А болезни Запада мы подхватываем с лету, с первого поцелуя, и переносим их значительно тяжелее — не располагая ни умеренностью, ни прагматичностью западной.

В фильме виден священник — он говорит о вере. В фильме виден гражданин — он формулирует принцип «безбоязненной опоры на свои традиции и силы». Ключевое слово здесь — «безбоязненно». Вот так бы и смотреть на экран — без страха, без предвзятости. Уж на что либерал был Чацкий, но и он мечтал,

чтоб истребил Господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья,

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

На что свободолюбив Пушкин, однако и у него претензии к Западу:

И ненавидите вы нас...

За что ж? ответствуйте: за то ли,

Что на развалинах пылающей Москвы

Мы не признали наглой воли

Того, под кем дрожали вы?

За то ль, что в бездну повалили

Мы тяготеющий над царствами кумир

И нашей кровью искупили

Европы вольность, честь и мир?..

Мы сделали это дважды. В двух Отечественных. Глупо кричать: мы — лучшие! Но мы — не хуже. Мы есть мы.

Главный посыл «Византийского урока», как мне показалось, исходил не от гражданина — от священника. Нельзя жить ради того, чтобы за полцены приобрести пылесос в «Эльдорадо». Нельзя жить от столба до столба — от пылесоса к джипу, от джипа к яхте. Цель только тогда плодотворна, если ею проникнут каждый миг существования, каждый шаг пути. Так говорил архимандрит Тихон — тем, кто захотел его услышать.

Когда священнослужитель в прямой или образной форме напоминает о необходимости хранить свои богатства (ну хотя бы долю) на небесах, это нормально. Ненормально, когда единственными «воспитателями» страны остаются журналисты — как правило, телевизионные. И нравственность целого народа во многом зависит от того, имеется ли у конкретного медиа-сапиенса душа и запланировано ли в бюджете его телеканала финансирование по статье «совесть». Или же нам просто расскажут, как бывшая супруга известного футболиста (в прошлом, разумеется, фотомодель) ведет смертный бой за дом на Рублевке. Футболист недвижимость не отдает. И оба пинают общего ребенка, словно мячик. При этом часть аудитории бьется в припадке классовой ненависти, а часть исходит слюной: живут ведь люди!.. О том, что эта мерзость — не жизнь, говорят крайне редко и совсем немногие. Вот отец Тихон сказал. А вы думали, это было про Византию?
http://www.pravoslavie.ru/smi/65.htm
IP
Мардай
Участник
для утонченного слуха-Мар Дарий
To Хэнк
цитата:
Разве банки и ломбарды — это плохо?!
Да, плохо! Очень плохо. Не знаю Максим, Вы историк, Вам видней. Но мне запомнилась простенькая мысль, выстраданная всей моей жизнью : когда скрешиваешь ужа с ежом, кроме колючей проволоки ничего не получается. Заманчивые идеи социализма с их откровенной проповедью социальной справедливости разбились о производство, откровенное капиталистическое производство. Ничего другого мы в Совдепии не пррдумали. Извечная проблема, ставящая всё с головы на ноги, или с ног на голову (будет точнее). Так вот, эта самая извечная проблема не смогла найти позитивного решения: ибо иные решения, Кампучия например, оказались ещё страшнее.
Мы отказались от всего и оказались в былой либеральной блевотине. А каково, коли и без того тошнит оказаться в блевотине.
Помните апологеты свободы 90-х призывали нас не наступать на грабли, подсунув для оного грабли с клевцами с обеих сторон- чтобы стукнули, так стукнули и не деревяшкой рукоятки, но острыми железными заостренными клевцами _ чтобы мозги шишибить из дурной головы: и поделомтаким мудрецам, как наши либералы, лучше не жить. Беда только в том, что и мы от нихне далеко ушли, а, может, и хуже того. Вот так-то.
IP
Хэнк
Участник
licq:2152
To Мардай
Да я не Е. Ямпольская.
IP
Chaynic
Участник
цитата:
Лично я, когда приезжаю в горячо любимую мною Грузию, кушать не могу, так мне грустно, что мы больше — не одна империя, не одна семья...

Интересно: автор не понимает, чем империя от семьи отличается, или читателей считает идиотами?
IP
Хэнк
Участник
licq:2152
To Chaynic
Интересно, а Вы понимаете, что такое империя? Про идиотов писать не буду.
IP
Chaynic
Участник
To Хэнк
А Вы как думаете?
IP
Хэнк
Участник
licq:2152
To Chaynic
А я первый спросил

Кроме того, меня фраза ни капельки не коробит, я вполне понимаю автора.
IP
Chaynic
Участник
To Хэнк
цитата:
Кроме того, меня фраза ни капельки не коробит, я вполне понимаю автора.
Я не знаю Вашего возраста и биографии, но, думаю, вправе предположить, что во времена "великой империи" под названием СССР Вы были уже в достаточно зрелом возрасте и общались с представителями других республик и даже бывали в некоторых.
И как они к Вам относились? Как к конкретному человеку со своими достоинствами и недостатками или как к представителю великого русского народа? А Вы к ним?
Может быть в моем вопросе Вы отчасти найдете ответ на свой.
IP
Хэнк
Участник
licq:2152
To Chaynic
74 года я.
цитата:
И как они к Вам относились? Как к конкретному человеку со своими достоинствами и недостатками или как к представителю великого русского народа? А Вы к ним?

И так и так относились, и как к русскому, и как к человеку. И я к ним также относился. И к иностранцам я также отношусь - как представителям своего народа и людям с дост и с недост.
К примеру, и жена относится к мужу как к мужу, главе семейства, и как к мужчине, и как к человеку с дост. и недостат. А в чем смысл вопроса?
цитата:
Может быть в моем вопросе Вы отчасти найдете ответ на свой.

Не нашел. Нельзя ли просто своими словами объяснить про империю.
Сообщение изменено Хэнк от 2008-02-25 17:22:53
IP
ivi06
Участник
petitio principii. Nihil nisi bene
licq:2645
цитата:
«Византийский урок» — не сказка, но притча. О людях, которые не смогли победить соблазн — то есть самих себя. Соблазн был мелок — так же обмельчала, истончилась и иссякла в итоге их жизнь. Притча о том, что организм — человеческий или народный — удерживается, словно цементом, смыслом существования
Организм, конечно, не удерживается смыслом существования - не будем отказывать животным и нам, многим людям, не имеющим внутреннего смысла, в существовании наших организмов Организмы существуют по причине наличия круговорота жидкостей в природе. Конкретнее - непрерывности этого круговорота в организмах. Отдельные общества существуют вследствие непрерывного круговорота денег в обществе - некоего универсального закона непрерывности протекания денег. Своего рода законы Кирхгофа для электрических цепей Мнение либералов полностью определяется этими законами - близостью к этим потокам, диспетчированием денежных потоков, желательно мировых. Более того, близость к этим потокам, замыкание их на себя любой организм делает либеральным, вне зависимости от обществ и идеологий Конкретные общества исторически существуют лишь по причине выработки собственных денежных круговоротов, замкнутых потоков материальных ценностей, - это возможно лишь при обладании неким специфическим для данного общества смыслом - может быть, национальной культурой. Организм может существовать лишь как элемент своего вида, рода, осуществляя круговорот видовых жидкостей в ареале обитания Общество долгосрочно может существовать лишь видя смысл своего существования в сохранении государственности, территорий, в обеспечении изменяющимся государством круговорота национальной культуры, а не в смысле круговорота мировых валют. Нужны ли отдельные организмы, отдельные виды, общества? Почему одни империи рушатся, а вместо них возникают другие? - разве соблазны их рушат, а не закон непрерывности потоков, круговорота воды и денег в природе?
IP
Chaynic
Участник
To Хэнк
цитата:
Не нашел. Нельзя ли просто своими словами объяснить про империю.
Нет, пожалуй. Может быть, как-нибудь в другой раз, если настроение будет.
IP
Мардай
Участник
для утонченного слуха-Мар Дарий
To ivi06
цитата:
отправлено: 25-02-2008 17:49:53
Вы, конечно, правы. Правы в постижении глубины проблемы. Но если в этом и достоинство, то не редкость. И тут, пожалуй, Вы не так уж далеко от меня ушли- как бы по-иному на сей предмет ни смотрели наши форумчане.
Хотелось бы другого- решения проблемы. Некой однозначности6 своего рода или или.
IP
Батя_МихалЫч
Участник
история, оружие, жизнь
To ivi06
цитата:
Почему одни империи рушатся, а вместо них возникают другие? - разве соблазны их рушат, а не закон непрерывности потоков, круговорота воды и денег в природе?

Как и в природе , происходит нарушения имунной системы , организм не может бороться с вирусам, с инфекциями и искусственными вливаниями и всевозможными стимуляторами.
Поэтому и происходят разрушения "слабых" организмов-империй , а те , которые могут вырабатывать стойкий иммунитет , те ещё могут как-то существовать и защищаться от внешних инфекций и вирусов.
IP
meybe 07
Участник
To ivi06
Не ожидал от Вас такого натурализма-экономизма! Нет, все-таки государство - как и человек - живет, покуда полагает свою жизнь осмысленной. А как его жизнь теряет смысл, сперва умирает его дух (вера, идея), а вслед за ним и организм (гос.институты, финансы, "вертикаль власти" и т.д.).
цитата:
Общество долгосрочно может существовать лишь видя смысл своего существования в сохранении государственности, территорий, в обеспечении изменяющимся государством круговорота национальной культуры, а не в смысле круговорота мировых валют.

А тут Вы правы. С той лишь поправкой, что сохранность государства и территории полагаются лишь средством для осуществления смысла - а как они превращаются в самоцель, тут уж и до гибели недалеко.
IP
and
Участник
To Хэнк
цитата:
Там действительно, несмотря на несколько ошибок, все историческое соблюдено. Именно историческое, про идеологию я не говорю - идеология всегда спорна и везде.

В русском алфавите сколько букв? А сколькими способами можно составить из них слова? Даже в Библии написано "нет Бога". Так что все дело в подборке нужных цитат под нужную доктрину. Хотя доктрина может в корне противоречить первоисточнику. Причем цитаты абсолютно не искажаются. Вы ж это не раз в форуме видели.
IP
BBC
Участник
Холодной войны
цитата:
А вы думали, это было про Византию?

Молодец Е. Ямпольская!
Есть таки женщины в русских селеньях!
Лучше не скажешь.

Этот фильм камень в болото вечноноющих...
IP
BBC
Участник
Холодной войны
To and
Вам фильм не понравился?
IP
chita
Участник
licq:1095
To meybe 07

Я жутко извиняюсь, но никак немогу найти вам обещанный реферат по ненасилию

IP
meybe 07
Участник
To chita
Ничего страшного, обойдусь.
IP
and
Участник
To BBC
Абсолютно не понравился. Во-первых, после прочтения книг по истории Вселенских Соборов, а так же исторических исследований приода Вселенских Соборов я имею некоторое представление об истории Византии. Во-вторых меня уже давно воротит от прямой и неприкрытой пропаганды. А кроме того, очень удобно искать врагов где-то далеко и сваливать на них все беды. Тогда, авось, народ и не заметит темные дела своих "слуг народа", непрерывно "пекущихся" о народном благе. Правда что это за благо, они предпочитают умалчивать. Правда это уже тема для другого раздела.
IP
BBC
Участник
Холодной войны
To and
С Ваших слов вижу, что Вы просто ничего не поняли.
Бывает...
IP
Бегемот
Участник
который кот..
To ivi06
цитата:
Организм, конечно, не удерживается смыслом существования - не будем отказывать животным и нам, многим людям, не имеющим внутреннего смысла, в существовании наших организмов Организмы существуют по причине наличия круговорота жидкостей в природе. Конкретнее - непрерывности этого круговорота в организмах.

Не примите только, плз, как противоречие ради самого противоречия... - всего лишь уточнение при беглом взгляде на тему..

Вы очень серьёзно заблуждаетесь: только самый примитивный организм не удерживается смыслом существования - уже у млекопитающих и, тем более, у человека "смысл существования" - ведущий фактор выживания вида, рода, племени, культуры... жажда "жить": добиться успеха, реализовать себя... - синонимов море

Другое дело, что у животных вектор направленности этих ЧУВСТВ регулируется природой, а у человека - той или иной культурой!

"Пассионарность" Гумилёва, "поисковая активность" науки психология конца семидесятых - всё о том же...
Неформальный лидер в компании, коллективе, обществе - о том же... харизма политика - о том же.. и теде..
IP
Бегемот
Участник
который кот..
To and
цитата:
А кроме того, очень удобно искать врагов где-то далеко и сваливать на них все беды.

Эээ - нет.. фильм, прежде всего, о "врагах" внутренних...

Сообщение изменено Бегемот от 2008-02-28 23:30:04
IP
Афльстад
Участник
Во мне спит гений. И с каждым днем все крепче...
опоздала посмотреть фильм по TV, но очень хотела бы
IP
Батя_МихалЫч
Участник
история, оружие, жизнь
цитата:
Вы просто ничего не поняли.

Для русского человека чужой урок не в прок , ему нужны собственные эксперементы, опыты и ошибки.
IP
meybe 07
Участник
To Батя_МихалЫч
цитата:
Для русского человека чужой урок не в прок , ему нужны собственные эксперементы, опыты и ошибки.

Закономерность эта общенациональная. Беда русского та, что и свой урок ему не в прок.
IP
and
Участник
цитата:
Закономерность эта общенациональная. Беда русского та, что и свой урок ему не в прок.

Абсолютно согласен с предыдущим оратором!
IP
Mysth
Участник
To and
цитата:
Абсолютно согласен с предыдущим оратором!


Аналогично. Все на выборы?
IP
Бегемот
Участник
который кот..
IP
and
Участник
To Mysth
А резве уже не сказали, кого выберут?
IP
Батя_МихалЫч
Участник
история, оружие, жизнь
Вот кое что по поводу приемственности русского Православия от Византии.

В том же 1649 году в Москву приехал Иерусалимский патриарх Паисий и, присмотревшись к нашим богослужебным обрядам, указал царю и патриарху на многие "новшества".
Это произвело огромное впечатление, так как по понятиям того времени дело шло об "ереси"; и вот возможность неумышленно впасть в ересь побудила правительство обратить большое внимание на эти "новшества" в обрядах и в книгах.
По совету с греками решились, наконец, в 1651—1652 гг. ввести в церковных службах единогласие.
Таким образом, в русских церковных делах приобретал значение пример и совет Восточной греческой церкви.

С таким привлечением киевлян и греков к исправлению обрядов и книг в этом деле появился новый элемент — "чужой", и понемногу перешли от исправления незначительных ошибок к исправлению более существенных, которым, по понятиям того времени, присваивалось название ересей.
Раз дело принимало характер исправления ересей и к нему привлекалась чужая помощь, исправление теряло прежнее значение домашнего дела и становилось делом междуцерковным.

Но вмешательство в это дело чужих людей вызвало во многих русских людях неудовольствие и вражду против них.
Враждебное отношение проявилось не только к грекам, но и к киевским ученым, к киевской латинской науке.
Такая неприязнь в отношении к киевлянам обусловливалась фактом Брестской унии 1596 г.; начиная с того времени в Москве юго-западное духовенство стали подозревать в латинстве; много помогал этому и самый характер Киевской академии, устроенной Петром Могилой по образцу иезуитских коллегий запада.
В ней, как мы знаем, важную роль играл латинский язык, а русские смотрели очень косо на изучение латыни, языка Римской церкви, подозревая, что изучающий латынь непременно совратится в "латинство".

Такое же неприязненное отношение как к людям, отступившим от православия, было и к грекам, — здесь оно обусловливалось Флорентийской унией и подданством Греции туркам; для характеристики такого отношения приведем слова одного из образованных русских людей того времени, Арсения Суханова, о греческом духовенстве: "И папа не глава церкви и греки не источник, а если и были источником, то ныне он пересох"; "вы и сами, — говорил он грекам, — страдаете от жажды, как же вам напоять весь свет из своего источника?"

На Руси уже давно выработалось неприязненное и несколько высокомерное отношение к грекам.
Когда пал Константинополь и подпавшее турецкому игу греческое духовенство стало являться на Русь за "милостыней" от московских государей, в русском обществе и литературе появилась и крепла мысль о том, что теперь значение Константинополя как первого православного центра должно перейти к Москве, столице единственного свободного и сильного православного государства.

С чувством национальной гордости думали наши предки, что одна независимая Москва может сохранить и сохраняет чистоту православия и что Восток в XV в. уже не мог удержать этой чистоты и покусился на соединение с папой.
Стесненное положение восточного духовенства при турецком господстве служило в глазах москвичей достаточным ручательством в том, что греки не могут веровать право, как не могут право веровать русские люди в Литве и Польше, находясь под постоянным давлением католичества.

К православным иноземцам у очень многих московских людей было недоверчивое и вместе гордое отношение. На них смотрели сверху вниз, с высоты самолюбивого сознания своего превосходства в делах веры.

И вдруг эти православные иноземцы, греческие иерархи и малороссийские ученые, становятся руководителями в деле исправления обрядов и книг Московской церкви.
Понятно, что такая роль их не могла понравиться московскому духовенству и вызвала в самолюбивых москвичах раздражение.
Людям, имевшим высокое представление о церковном первенстве Москвы, казалось, что привлечение иноземцев к церковным исправлениям необходимо должно было выйти из признания русского духовенства невежественным в делах веры, а московских обрядов — еретическими.
А это шло вразрез с их высокими представлениями о чистоте православия в Москве.
Этим оскорблялась их национальная гордость, и они протестовали против исправлений, исходя именно из этого оскорбленного национального чувства.

Никон, став патриархом, повел дело исправления более систематично, занялся исправлением не только ошибок, руководясь древними греческими списками, но и обрядов.
По поводу последних он постоянно советовался с Востоком.

http://www.mubiu.ru/ogd/ISTORIA/10/Liter/end.htm
IP
Батя_МихалЫч
Участник
история, оружие, жизнь
цитата:
Закономерность эта общенациональная. Беда русского та, что и свой урок ему не в прок.

По поводу урока и прока.

Из-за Малороссии Россия с 1654 г, втянулась в войну с Польшей. Несмотря на удачу войны, недостаток средств у правительства и плохое экономическое положение народа скоро дали себя знать.
Правительству приходилось прибегать к экстренным сборам (в 1662 и 1663 гг. собиралась "пятая" деньга, как бывало при Михаиле Федоровиче), но и их не хватало, и правительство пробовало сокращать свои расходы.
Однако, видя, что все такие попытки далеко не удовлетворяют желаемой цели, оно попробовало извернуться из затруднительного положения, произвольно увеличивая ценность ходившей монеты.
В то время своих золотых у нас еще не было, а в обращении были голландские и немецкие червонцы, причем голландский червонец имел ценность одного рубля, а серебряный ефимок (талер) ходил от 42 до 50 коп., и, перечеканивая его в русскую серебряную монету, правительство из ефимка чеканило 21 алтын и 2 деньги, т. е. около 64 коп., и таким образом на каждом ефимке выгадывало 15—20 коп. (по словам Котошихина).

В этом, конечно, заключалась уже значительная выгода казне. Но ее хотели еще увеличить и стали ефимкам придавать ценность рубля; с этой целью клеймили их; клейменный ефимок везде принимался за рубль, неклейменные же ефимки ходили по обычной цене 42—50 коп.
Такая мера правительства неминуемо повела к подделкам клейма на ефимках, а это последнее обстоятельство вызвал
о, в свою очередь, вздорожание припасов вместе с недоверием к новой монете. Тогда в 1656 г. боярин Ртищев предложил проект, состоявший в том, чтобы пустить в оборот, так сказать, металлические ассигнации, — чеканить медные деньги одинаковой формы и величины с серебряными и выпускать их по одной цене с ними. Это шло довольно удачно до 1659 г., за 100 серебряных коп. давали 104 медных. Затем серебро стало исчезать из обращения, и дело пошло хуже, так что в 1662 г. за 100 серебряных давали 300—900 медных, а в 1663 г. за 100 серебряных не брали и 1500 медных.
Одним словом, здесь произошла история, аналогичная той, которая 80 лет спустя случилась с Джоном Ло во Франции.
Почему же смелый проект Ртищева, который мог бы оказать большую помощь московскому правительству, так скоро привел его к кризису?

Беда заключалась не в самом проекте, смелом, но выполнимом, а в неумении воспользоваться им и в громадных злоупотреблениях.
Во-первых, само правительство слишком щедро выпускало медные деньги и уже тем содействовало их обесцениванию.
По словам Мейерберга, в пять лет выпущено было 20 млн. рублей — громадная для того времени сумма.
Во-вторых, успеху дела помешали огромные злоупотребления.
Тесть царя, Милославский, без стеснения чеканил медные деньги и, говорят, начеканил их до 100 тыс.
Лица, заведовавшие чеканкой монеты, из своей меди делали деньги себе и даже позволяли, за взятки, делать это посторонним людям. Наказания мало помогли делу, потому что главные виновники и попустители (вроде Милославского) оставались целы.
Рядом с этими злоупотреблениями должностных лиц развилась и тайная подделка монеты в народе, хотя подделывателей жестоко казнили.
Мейерберг говорит, что, когда он был в Москве, до 400 человек сидело в тюрьме за подделку монеты (1661 г.); а по свидетельству Котошихина, всего "за те деньги" были "казнены в те годы смертной казнью больше 7000 человек".
Сослано было еще больше, но зло не прекращалось; даже, говорят, из-за границы везли фальшивые деньги.

Таковы были причины, обусловившие неудачу московской финансовой операции.
Прежде всего открытое недоверие к медным деньгам появилось в новоприсоединенной Малороссии, где от московских войск, получавших жалованье медными деньгами, вовсе не стали брать их.
И на Руси проявилось то же самое: кредиторы, например, требовали от должников уплаты долга серебром и не хотели брать меди.
Появилась с обесценением медных денег страшная дороговизна, так что многие умирали с голода, как говорит Котошихин, а в то же время подати увеличивались платежом "пятой деньги" на польскую войну.
При таких обстоятельствах в Москве и других местах заметно стало волнение. Приписывая вину своего тяжелого положения нелюбимым боярам и обвиняя их в измене и в дружбе с поляками, в июле 1662 г. народ, знавший о злоупотреблениях при чеканке монеты, поднял открытый бунт в Москве против бояр и толпой пошел к царю в Коломенское просить управы на бояр.
"Тишайший царь" Алексей Михайлович лаской успел было успокоить толпу, но ничтожные случайные обстоятельства раздули волнения снова, и тогда бунтовщики были усмирены военной силой.

Видя неудачный исход своего предприятия, и без мятежных протестов правительство решило в 1663 г. отменить медные деньги, стало выдавать войску жалованье серебром и запретило частным лицам не только производить расчеты на медные деньги, но даже и держать их у себя; представлялось на выбор: или самим сливать медные деньги, или в известный срок представить в казну и получить за каждый рубль медный только десять денег серебряных, т. е. 1/20 часть первоначального курса.
Эта неудачно окончившаяся операция тяжело отозвалась на благосостоянии народа, очень и очень многих приведя к полному разорению.

IP
Батя_МихалЫч
Участник
история, оружие, жизнь
Новое , это хорошо забытое старое. (с)

Общество жило напряженно, и эта напряженность жизни очень скоро отозвалась на Уложении тем, что оно стало отставать от жизни и требовало изменений и дополнений.
И вот, начиная с 1649 г. и вплоть до эпохи Петра Великого, появляется множество так называемых Новоуказных статей, вносивших в Уложение необходимые поправки и дополнения.
Полное собрание законов, составленное Сперанским, задавшимся мыслью вместить в него все указы правительства, но не достигшим этой цели, за время с 1649 по 1675 г. вмещает 600 с лишком указных статей, за время Федора Алексеевича — около 300, а о 1682 по 1690 г. (т. е. до единодержавия Петра) — до 625. В сумме это составляет до 1535 указов, дополняющих Уложение.

Большинство их имело характер частных указов — указов на случай, возникших путем дьячих докладов в Боярскую думу, но среди этих частных постановлений встречаются часто, уже при Алексее Михайловиче, довольно обширные и развитые законоположения общего характера, которые служат несомненным свидетельством быстрого государственного роста.

Из таких общих законоположений, носящих характер отдельного кодекса постановлений относительно одной какой-нибудь сферы народной жизни, замечательны следующие:

1) Указ о таможенных пошлинах с товаров, возникший из челобитья торговых людей.
Надо сказать, что в Московском государстве было замечательное разнообразие торговых пошлин.
Товары при их передвижении много раз подвергались подробной оценке и оплачивались пошлинами.
Купец платил повсюду: с него брали явочную пошлину, езжую, мыт и т. п.
И вот в XVII в. правительство стремится свести эти пошлины к немногим видам.
Значительная соляная пошлина 1646 г., обязанная своим происхождением любимцу царя Алексея — Морозову, является подобной попыткой, имевшей своим результатом неудовольствие народа против ее виновника.
Попыткой, аналогичной вышеупомянутой, представляется указ 1653 г. о "взимании таможенных пошлин с товаров в Москве и городах с показаниями, по сколько взять и с каких товаров" (Полн. собр. зак., т. 1, № 107).

2) Такое стремление к упрощению пошлин сказалось и в "Уставной грамоте" 30 апреля 1654 г., трактующей об откупных злоупотреблениях, и в ограничении некоторых пошлин, особенно приезжей, причем последняя заменялась известным процентом с каждого рубля оценки товара (Полн. собр. зак., 1, № 122).

3) В известном "Новоторговом уставе" 1667 г. (Полн. собр. зак., 1, № 408), заменившем все торговые сборы прежнего времени одним сбором десяти денег с рубля, с особенной ясностью отражается вышеупомянутое желание правительства: вновь учрежденную пошлину в 10 денег постановлено было взимать с продавца при продаже товара; но в случае, если он заплатил часть ее раньше при покупке товара, он уплачивал при продаже его только то, что оставалось до 10 денег.
Новоторговый устав, состоящий из 101 статьи (94 ст. + 7 дополнительных), представляет собой целое законодательство о торговле.
В нем очень подробно разработаны правила относительно торговли русских купцов с другими государствами и торговли иностранцев в Московском государстве.
Иностранцам была запрещена, между прочим, розничная торговля, продавать же оптом они могли только московским купцам и купцам тех городов, где они сами торговали.
Этим, конечно, старались провести товар через возможно большее количество рук и тем способствовать таможенным выгодам казны.
Кроме положений собственно о торговле Новоторговый устав старается обеспечить торговых людей от судебной волокиты и вообще от злоупотреблений администрации.

Все вышеприведенные новоуказные статьи имели в виду торговое и промышленное население и были, весьма вероятно, в некоторой связи с волнениями первой половины царствования Алексея Михайловича.

4) Более общим значением обладают "Новоуказные статьи о татебных, разбойных и убийственных делах" (ПСЗ, 1, № 431), изданные в январе 1669 г. и представляющие собой переработку и дополнение XXI и XXII глав Уложения (XXI гл.
"О разбойных и татебных делах" и XXII гл. "О смертной казни и наказаниях").
Уголовное законодательство Московского государства сказало здесь свое последнее слово. К 130 статьям Уложения уголовного характера здесь оно прибавило 128 статей, из которых часть есть не что иное, как повторение предыдущего, другая же часть представляет переработку и дополнение действовавшего кодекса.

IP
Страницы(7): 1 2 3 4 5 6 7

Хотите создавать темы и отправлять сообщения? Выполните Вход или Зарегистрируйтесь!




Напишите нам

µƒorum © fryazino.net